Image
истории

Познакомьтесь с АНО «Диалог». Именно эта организация отвечает за пиар Минобороны РФ и создание фейков про Украину Расследование «Медузы», «Важных историй» и The Bell

Источник: Meduza
Осторожно, в этом тексте есть мат. Если для вас это неприемлемо, не читайте его.

24 февраля 2022 года журналистка Юлия Эйдель вышла на балкон пятиэтажного дома в Днепре и услышала звуки взрывов: российская армия обстреливала местный аэропорт. В квартире Юли спали трое ее детей — пяти, семи и 17 лет.

Эйдель вспоминает, что сначала была в шоке и не знала, что делать, но потом собрала детей и поехала в деревню к друзьям, решив, что так будет спокойнее. Тогда, рассказывает Юлия, еще была популярна идея, что можно остановить «весь этот пиздец» усилием «какого-то количества не сумасшедших людей, которые сейчас находятся в России». Эйдель решила искать таких людей в телеграм-чате своих однокурсников — выпускников журфака МГУ 2008 года.

Приехав в деревню (через два дня после начала войны), она написала в чате: «Ребята, наверное, вы не знаете, а может, не помните, но я родом из Украины, это все сейчас происходит со мной» — и приложила ссылки на новости из украинских СМИ. Смысл, объясняет Эйдель, был в том, чтобы сказать: «Вот она я, вы меня хорошо знаете, вот такое сейчас происходит. Давайте подумаем, что можно вместе с этим сделать. Хули вы все молчите?!»

В ответ посыпались сочувственные сообщения, однако человека четыре написали, что «не все так однозначно», а еще одна участница попросила «не делать из чата военный паблик».

После этого, рассказывает Эйдель, в чат пришел ее однокурсник Владимир Табак и написал всего два слова: «Добрый вечер». Кто-то ответил: «Ну, сейчас начнется».

У Эйдель возникло ощущение, что «в детском спектакле появился Серый Волк». Она написала одногруппнице: «А чего это все так на Табака реагируют?» Та в личном сообщении ответила: «Так он же мониторит паблики и медиа и пишет доносы: кого закрыть, а кого поддержать».

Image
Владимир Табак
КФУ

«Нужно найти какого-нибудь большого человека и за него уцепиться»

Известность к Владимиру Табаку (дипломированному журналисту и нынешнему главе пропагандисткой организации АНО «Диалог») пришла в 2010 году — сразу после выхода календаря с фотографиями бывших и действующих студенток журфака МГУ в нижнем белье. Они поздравляли тогдашнего премьер-министра России Владимира Путина с 58-летием.

Незадолго до этого в России отгорели масштабные лесные пожары, а сам Путин готовился выдвинуться на третий президентский срок. По этой причине фотографии студенток снабдили двусмысленными подписями вроде «Владимир Владимирович, леса потушили, а я все еще горю!» или «Владимир Владимирович, как насчет третьего раза?»

Выход календаря в своем блоге анонсировала пропагандистка Кристина Потупчик — на тот момент пресс-секретарь прокремлевского молодежного движения «Наши». Представитель Кремля Дмитрий Песков называл календарь «инициативой этой дамы», однако довольно быстро выяснилось, что проект продюсировал близкий друг Потупчик Владимир Табак — недавний выпускник журфака, в то время руководивший некой «креативной группой по созданию интернет-проектов при администрации президента» (о том, чем занималась эта группа и как долго она существовала, ничего не известно).

Выпустить календарь Табаку помогал продюсер Максим Перлин — до 2016 года они вдвоем владели рекламным агентством BlackLight Creative Communications, а до этого запускали издательство Facultet (в нем издавались книги студенток журфака МГУ) и интернет-канал Russia.ru (где выходили передачи о светской жизни студентов факультета). Этот канал, по описанию одного из однокашников Табака, должен был продемонстрировать, что «на журфаке процветает гламур и никто не хочет идти в „Новую газету“ по стопам Анны Политковской». От комментариев для этого текста Максим Перлин отказался.

Описывая самого Табака, его однокурсники чаще всего прибегают к эпитетам «мажор» и «распиздяй». «Скользким типом» называет Табака его однокурсница, журналистка и фемактивистка Настя Красильникова:

Все пять лет, что мы учились с Табаком на журфаке, он был очень заметным. У него была яркая внешность, он всегда броско одевался, но ни в каких факультетских активностях особенно не участвовал.

Отвращение, которое я испытала, когда вышел календарь со студентками, я помню до сих пор. Мне показалось очень странным, что столько девушек согласились принять в этом участие, а вот то, что это сделал именно Табак, удивления не вызвало.

Типичный «мальчик из хорошей еврейской семьи», Табак в студенческие годы увлекался ночными клубами, рассказывают его однокурсники. «Студентки, которых он снимал в календаре, — это девушки, которые его окружали. Он по этой части — машины, коктейли, вечеринки в Pacha до утра, вот это все», — вспоминает знакомый Табака по студенческим временам.

Image
Тот самый календарь, в котором полуобнаженные студентки поздравляют Путина с 58-летием

Табак пытался устроиться стажером к журналисту Павлу Лобкову, который тогда работал ведущим на НТВ. По словам Табака, по окончании первого курса он искал место для практики, а его родственник, работавший режиссером программы «Время» на Первом канале, предложил ему созвониться с Лобковым. Однако на собеседовании, утверждал Табак, телеведущий якобы «показывал ему гениталии» и спрашивал, «любит ли студент групповуху». От комментариев для этого текста Лобков отказался.

Идею эротического календаря, хвастался Табак знакомым, он продал Владиславу Суркову, который тогда был заместителем главы администрации президента (АП). С Сурковым (помимо прочего, идеологом движения «Наши») Табака познакомила Потупчик.

«Вова очень уверенно этот заказ от „админки“ оформил. Ему было похуй на журфак — он понимал, что ему ничего за это не будет. Выходит календарь, [декан факультета журналистики МГУ Елена] Вартанова в ужасе, но сделать ничего не может, у нее руки связаны. До этого Вова снимал прямо на факультете сериал „Журфак“ для говноканала Russia.ru, чтобы показать, какие у нас тут все до хуя гламурные. Все бежали к Вартановой: она что-то обещает, но по факту ничего не делает», — вспоминает один из однокурсников Табака.

Залог хорошей карьеры — найти какого-нибудь «большого человека» и за него «уцепиться», считал Табак. Источник авторов этого расследования, работавший с Табаком, говорит, что первым «большим человеком», за которого «уцепился» Табак, был именно Сурков, а потом ему на смену пришел Сергей Кириенко, нынешний замглавы администрации президента РФ. Знакомый Табака объясняет: «Вова — человек Суркова. Его по наследству передали Кириенко и при нем он сделал свою карьеру».

«С Божией помощью в Конституцию возвращается Бог!»

Делать карьеру при Кириенко Табак начал в 2019-м, став заместителем гендиректора АНО «Диалог» Алексея Гореславского — бывшего замначальника управления администрации президента РФ по общественным проектам, выполнявшего функции «куратора российского интернета». Через два года Гореславский возглавил Институт развития интернета, а его должность в «Диалоге» перешла Табаку.

Создание АНО «Диалог» преподносилось как проект московских властей для «обратной связи с гражданами» в интернете, но вскоре по поручению Путина АНО «Диалог» уже делал аналогичные проекты в регионах; их назвали ЦУР — центр управления регионом. В реальности, говорили источники издания «Проект», «Диалог» должен был стать очередным инструментом пропаганды голосования за поправки к Конституции летом 2020-го.

Всего через несколько месяцев после создания организации началась пандемия — и власти использовали «Диалог» в новом качестве. Он взял на себя весь процесс информирования о ситуации с ковидом в Москве, а сайт «Стопкоронавирус.рф», запущенный «Диалогом» (в организации это отрицают), оказался главным источником ежедневных оперативных данных о пандемии. Одновременно в России ввели закон об уголовной ответственности за распространение фейков о коронавирусе — и «Диалог» занялся поиском таких фейков.

Тогда же глава бизнес-группы поиска «Яндекса» Андрей Стыскин предложил руководителю социальных проектов компании Тоне Самсоновой делать сервис, который бы отображал на главной странице поисковика актуальную статистику по распространению ковида в России. Информацию Самсонова получала в том числе в штабе по борьбе с коронавирусом — его возглавил Владимир Табак.

В какой-то момент руководство «Яндекса» даже планировало отправлять в этот штаб на дежурство своих сотрудников, рассказали авторам расследования два собеседника, ранее работавшие в технологической компании. «Предполагалось, что наш сотрудник будет коммуницировать с чиновниками [через штаб] и актуализировать информацию по коронавирусу, которая попадает на главную страницу. Такие джиаровские функции», — поясняет бывший сотрудник «Яндекса».

В итоге от работы со штабом отказались — в том числе потому, что там начали требовать, чтобы в качестве первоисточника любой информации о ковиде, публикующейся на главной странице «Яндекса», указывался исключительно сайт «Стопкоронавирус.рф», объясняют два собеседника авторов расследования, ранее работавшие в «Яндексе».

Тоня Самсонова отказалась от комментариев; Андрей Стыскин, который сейчас работает в компании Amazon, перенаправил авторов расследования в пресс-службу Amazon — там на запрос не ответили.

Сам «Диалог» не только мониторил ситуацию с пандемией в России, но и создавал соответствующий контент: комиксы, мемы, ролики в тиктоке. «Были разные тематические направления — герои-врачи, например. Или — сидите дома», — вспоминает сотрудник организации.

Однако, когда в разгар пандемии власти решили провести голосование по поправкам к Конституции, «Диалог» тут же стал призывать людей не бояться ковида и идти на избирательные участки. «Отработка Конституции включала в себя несколько нарративов. В том числе, что голосовать безопасно. Голосование за семь дней, чтобы не было скопления людей. Напирали, что это патриотизм, на консолидацию общества направлено и так далее», — вспоминает сотрудник «Диалога».

Источник авторов расследования в редакции крупного анонимного новостного телеграм-канала вспоминает, как перед началом голосования к нему обратился сотрудник «Диалога» Павел Поперешниченко (сейчас он занимает должность начальника управления информационных проектов организации) и предложил за деньги разместить в канале серию видеороликов, пропагандирующих поправки как «необходимую меру» для победы над коронавирусом. Собеседник авторов расследования от предложения отказался, но вскоре обнаружил, что похожие ролики появились в других каналах, а также на ютьюбе и в региональных пабликах во «ВКонтакте» (о существовании таких роликов раньше писала «Медиазона»).

Распространяли агитацию за поправки и с помощью таргетированной контекстной рекламы, следует из рабочего документа «Диалога» (есть в распоряжении авторов этого текста). Например, для аудитории, «сомневающейся в легитимности голосования», предназначались посты о том, как за работой участков следят наблюдатели. Владельцев домашних животных и зоозащитников завлекали сообщениями о том, что на участки можно приходить с собаками. А для верующих сделали пост под заголовком «С Божией помощью в Конституцию возвращается Бог!»: в нем говорилось, что за поправки уже проголосовали монахини Алексеево-Акатова монастыря.

1 июля голосование завершилось. По официальным данным, больше 78% проголосовавших (при явке 65%) высказались за внесение изменений в Конституцию — и за обнуление президентских сроков Путина. Отмечать успешную медиакампанию в офис АНО «Диалог» приехал лично Сергей Кириенко.

Видеоверсию этого расследования можно посмотреть здесь.

«Какая прекрасная система — ЦУР»

«Они запрещают губернаторам [публично] посылать людей в жопу и рассказывают, как быть модным и классным, — объясняет собеседник, сотрудничавший с „Диалогом“, суть одного из главных направлений работы организации. — Часть губернаторов [назначенных при] Кириенко, они же как под копирку — и внешне, и по поведению в соцсетях. Этим как раз „Диалог“ занимается».

Летом 2020-го «Диалогов» стало два. «Главный» остался в подчинении департамента информационных технологий Москвы, а для работы с регионами учредили дочернюю структуру «Диалог регионы» (именно она отвечает за создание ЦУРов). По состоянию на 2022 год в этой организации работало больше 2,5 тысяч человек, а на ее деятельность из бюджета министерства цифрового развития перечислили 6,5 миллиарда рублей (для сравнения: сама АНО «Диалог» в 2022-м получила всего 1,8 миллиарда). В общей сложности до 2024 года на «Диалог регионы» планируют выделить около 24 миллиардов рублей.

Официально у этой структуры две задачи. Первая — курирование «государственных пабликов» в интернете: официальных страниц губернаторов, городских администраций, региональных министерств, школ, детских садов и так далее (присутствие в соцсетях стало обязательным для госучреждений и органов власти с декабря 2022-го — в соответствии с законом, подписанным Путиным). «Диалоговцы» учат региональных госслужащих и политиков оформлять аккаунты, набирать подписчиков и отвечать на комментарии, а также рассказывают, какой именно контент нужно публиковать. На конец 2022 года, по оценке Минцифры, в России было 130 тысяч таких «госпабликов». Сам Табак утверждает, что эти страницы совокупно читают 50% российских пользователей соцсетей.

Авторы этого текста ознакомились с методологическими рекомендациями «Диалога» по ведению школьных пабликов. В них говорится, что «основу контента должны составлять значимые и актуальные для целевой аудитории регулярные новости о работе школы, <...> но не стоит забывать и о федеральной повестке». При этом согласно методичке в школьном паблике почему-то обязательно должны публиковаться новости о решениях президента и правительства, о работе местного губернатора, об успехах России в науке и спорте (этот пункт был проиллюстрирован фотографией легкоатлетки Елены Исинбаевой — теперь уже опальной) и о «патриотических событиях».

Image
Страница из методички АНО «Диалог» по ведению школьных пабликов

На практике контроль над такими государственными страницами дает «Диалогу» готовую базу для распространения пропаганды. «Нужно, например, распиарить образ героя, воюющего в СВО, — спускается разнарядка: найдите своих героев, расскажите про них истории», — объясняет бывший сотрудник «Диалога».

Так, через месяц после начала войны на странице директора белгородской средней школы No 42 Лилии Кашириной во «ВКонтакте» неожиданно появился полный патриотических чувств пост (орфография и пунктуация сохранены):

Я — русская и это здорово! Знаете что, меня уже утомило это прогрессирующее русофобство. Стыдиться своей национальности, на мой взгляд, это тоже самое, что отрицать самого себя и весь свой род, историю своей семьи. Наверное, нам стоит отряхнуться от гадости, которая летит в нас комьями. Ни я, ни окружающие меня люди ни в чем не виноваты! Наш народ-мудрый и толерантный, красивый и добрый, талантливый и многогранный... Давайте покажем всему миру, что мы гордимся своей страной и президентом.

Что могло заставить Лилию Ивановну написать такое эмоциональное сообщение? Возможно, разнарядка от «Диалога».

В 2021 году Каширина стала участницей первого Форума классных руководителей, который совместно с «Диалогом» проводит министерство просвещения. Цель организованного по поручению Путина форума — «создание профессионального сообщества классных руководителей страны, ориентированного на воспитание у подрастающего поколения традиционных ценностей: гуманизма, нравственности и справедливости, исторически присущих российскому народу».

Для участия в нем отбирают тысячи учителей со всей России: так, в 2023 году классные руководители должны пройти тестирование по преподаванию пропагандистских «Разговоров о важном» и записать видеовизитку.

Как минимум на время отбора у участника обязательно должны быть открытые социальные сети (страница во «ВКонтакте» или телеграм-канал) — вести их помогут сотрудники «Диалога». «Через этих учителей идет отработка тем. Нужно поддержать голосование — спускается задание учителям: поддержите голосование. Нужно там, я не знаю, подсветить „Единую Россию“ — спускается „Единая Россия“», — вспоминает бывший сотрудник «Диалога».

Авторам расследования удалось ознакомиться с отчетом АНО «Диалог», из которого следует, что организация стремится сделать из классных руководителей так называемых ЛОМов — «лидеров общественного мнения», которые могли бы продвигать необходимые власти нарративы в соцсетях. Согласно описанному в отчете алгоритму, в лидеров общественного мнения преподавателей превращают так: приглашают участвовать в официальных мероприятиях и ток-шоу, а также «повышают авторитетность», помогая в создании «образовательных продуктов».

Судя по отчету, по состоянию на 2022 год в этом проекте участвовали почти 400 российских учителей. Итогом кампании должно было стать «встраивание учителей в патриотическую тематику». Пост Лилии Кашириной в отчете приведен как пример «удачного интегрирования по теме СВО» (на вопросы авторов расследования Каширина не ответила).

Image
Фрагмент отчета АНО «Диалог»

«Когда человек живет в говне, он испытывает определенное раздражение в отношении власти»

«Они [сотрудники центров управления регионами] мониторят все соцсети на предмет возмущения людей: забор не покрашен, дерево заслоняет окна, дороги не отремонтированы, с медициной проблемы и так далее. Рассматривают, можно ли с этим что-то сделать или нет, рассылают по соответствующим министерствам запросы, устанавливают вместе с властями сроки, в которые можно либо решить вопрос, либо представить ответ, когда эта тема будет решена», — так замгубернатора одного из российских регионов описывает вторую задачу «Диалога».

Заместитель губернатора, говоривший с авторами расследования на условиях анонимности, созданные «Диалогом» структуры хвалит: «Я считаю, это огромная находка, крайне эффективная, они молодцы, что эту систему создали. Такие вещи увеличивают доверие к власти минимум на 30%. Когда человек живет в говне, ничего вокруг не происходит и всем на него плевать, то он испытывает определенное раздражение в отношении власти. Если на его запросы начинают отвечать, что-то делать и что-то решать, то человек начинает относиться к власти лучше».

С ним согласен и собеседник авторов в крупной российской компании, сотрудничавшей с «Диалогом»:

В администрации президента в какой-то момент поняли, что надо нормально работать в регионах, а то все просасывают. И они сделали довольно важную штуку: ты через ЦУРы можешь обратиться к губернатору с тем, что у тебя в подъезде нагадили. И ЦУР дрючит губера, если он с этим говном ничего не сделает.

Для стабильного удовлетворения людей в регионах и высоких рейтингов власти все это очень важно — вот смотри, есть Собянин, ты можешь его ненавидеть, но что Москва похорошела, это факт. И эта концепция, что надо убрать говно и сделать жителям классно, а они за это не будут просить всякие вещи типа свободы и демократии, — она работает. Кириенко это прекрасно понимает.

Сам Кириенко, утверждает знакомый сотрудников «Диалога», на закрытых встречах хвалится: раньше ответ на жалобу в ЦУР занимал два часа, «а сейчас — 17 минут». Впрочем, по официальным данным самого «Диалога», в среднем на обработку жалоб требуется до трех часов.

Более того, как минимум к некоторым жалобам сотрудники «Диалога» подходят слишком формально, отмечает знакомый Владимира Табака:

Он [Табак] всем рассказывает, какая прекрасная штука — ЦУР, вылавливает все жалобы в соцсетях. Идея хорошая, но исполнение никто не контролирует, а залезть и посмотреть на результат может каждый. И вот если проверить, то ответы, если пересказывать их близко к сути, примерно такие: «Идите на хуй, мы вас всех в рот ебали».

Например, какая-то женщина пишет: в нашем поселке есть ветеран Великой Отечественной войны, он живет в многоквартирном доме, там провалился пол, ветеран ходит по мосткам, а вообще-то он слепой. А ответ приблизительно такого содержания: состояние внутриквартирного имущества — обязанность собственника, капитальный ремонт предполагается, условно говоря, в 2037 году. И ответ дан накануне Дня Победы.

Кроме того, в какой-то момент сотрудники «Диалога» поняли, что их система даже теоретически не может дотянуться до возрастной аудитории, которая не пользуется соцсетями. «Они хотели подключить [печатные] издания с аудиторией 50+, чтобы читатели жаловались напрямую в газету, — рассказывает источник авторов расследования, близкий к одному из региональных ЦУРов. — Но из этого ничего не вышло, потому что в АНО „Диалог“ царит творческая атмосфера, все довольно по-распиздяйски устроено. В общем, эту идею забросили».

Источник авторов расследования, близкий к правительству Санкт-Петербурга, руководство «Диалога» описывает так: «Это псевдохипстеры — и Табак такой же. Портрет типичного ЦУР-начальника такой: борода, вейп, белые кроссовки. Бездельники. [При этом] только в Питере в ЦУРе работают больше 250 человек».

Сам Табак в хорошую погоду даже на совещания к Кириенко приходил в шортах. «Летом, когда жарко, вообще без стеснения заходил — типа, что в костюме еще париться? Все [чиновники и политтехнологи в костюмах] сидели, но Кириенко будто не замечал», — вспоминает один из участников таких встреч.

Впрочем, собеседник авторов расследования в АП оговаривается, что «бородатые хипстеры в белых кроссовках» все же полезны власти — например, могут «раздуть любой конфликт в своих пабликах». Так, подконтрольный «Диалогу» телеграм-канал «Сигнал» жестко критиковал главу Хакасии, представителя КПРФ Валентина Коновалова: тот победил на выборах единоросса, чем и навлек на себя гнев Кремля.

Всего по состоянию на конец 2022 года у «Диалога» были ЦУРы в 93 регионах и федеральных округах России, включая «Сириус». Аннексированные территории в отчете организации, с которым ознакомились авторы этого текста, не упоминаются. Однако представители «Диалога» несколько раз их посещали, вспоминает сотрудник организации. Например, ездили в Донецк и оккупированную часть Запорожской области.

В правительственном постановлении о правилах предоставления субсидий «Диалогу» говорится, что ЦУРы должны работать в «Донецкой народной республике, Луганской народной республике, Запорожской области и Херсонской области» — по крайней мере в части отслеживания жалоб и обращений. Сам «Диалог» уже отчитывался о том, что учит мариупольских госслужащих вести «государственные паблики». А в их «медиамастерской» учатся жители оккупированных территорий — победители конкурса «Лидеры возрождения», придуманного АП для поиска надежных коллаборантов, способных занять руководящие должности в «новых регионах».

Любимая игрушка Киндера

«Разгоняют нужные темы — какие-то инициативы губернатора, его высказывания». «Или [пиарят] выступления Кириенко на открытии памятника бабке».

Так близкий к АП собеседник авторов расследования описывает одно из главных направлений работы ЦУРов — распространение выгодной власти информации в СМИ, соцсетях и телеграме. Для этого «Диалог» среди прочего создает новые или скупает уже раскрученные каналы, рассказывает авторам расследования бывший сотрудник «Диалога» и подтверждает собеседник, близкий к АП.

Image
Одна из пропагандистских «новостей» в подконтрольных медиа
Телеграм-канал «Сигнал»

Провластные посты, распространяемые «Диалогом», появляются даже в «Одноклассниках». Например, авторам расследования удалось обнаружить такие публикации в красноярском паблике «Советы для вас». В этой группе состоят 50 тысяч участников, в основном там публикуют советы по домоводству: как сочетать цвета в интерьере или совершать удачные покупки в магазинах сети Fix Price. При этом в паблике на удивление часто появляются посты о деятельности Сергея Кириенко. Например, как Кириенко лично проверяет цены на еду в оккупированных украинских территориях или исполняет желания детей в рамках новогодней акции «Елка желаний».

Этот паблик есть и в списке аккаунтов, которые участвовали в распространении «новостей» о том, что Украина якобы использует против российской армии запрещенные виды оружия. Всего в списке (он есть в распоряжении авторов) почти 400 сообществ во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и телеграме.

Как «Диалог» продвигал новости в топ «Яндекса» — и добивался удаления видео Ильи Яшина

Еще одной задачей ЦУРов, по словам сотрудника «Диалога», было «выводить какие-то важные инфоповоды» в топ «Яндекс.Новостей».

«Это могли делать так: в ЦУРы сверху поступила информация о том, что нужно разогнать ту или иную тему, те писали своим партнерским СМИ о том, что вот у нас такие тезисы, сформируйте из этих тезисов новость. И за счет массовости, так как СМИ с одинаковой новостью было много, они и залетали в топ, — рассказывает сотрудник „Диалога“. — Это активно использовалось, в том числе и в рамках выборов. Тогда в регионы могло уходить часто много задач по выводу новостей в топ „Яндекса“ — допустим, „Единая Россия“ лидирует на выборах».

В «Яндексе» даже проводили обучающие семинары для сотрудников «Диалога», вспоминает собеседник авторов расследования, ранее работавший в компании.

К нам периодически приходили из АНО «Диалог» и говорили: «Региональные новости недовольны [новостным сервисом]». На что мы отвечали: «Ок, собирайте регионы, привозите людей — мы объясним, как работает новостной алгоритм».

У нас была единая политика — всем [СМИ], от «Дождя» до «Царьграда», объяснять, как работают «Яндекс.Новости» и как лучше писать новости, чтобы попасть в топ. В зависимости от здравомыслия контрагента он либо может на это объяснение забить, либо что-то сделать.

Традиционные медиа, типа Первого канала, забивали. «Диалог» были хитрее — они слушали, делали работу над ошибками и принимали меры, чтобы в топе новостей были новости о том, как губер красит лавочку.

Помимо «Новостей», «Диалог» интересовали и другие сервисы компании — например, «Яндекс.Дзен». Так, сотрудники организации просили убрать три видео из блога оппозиционного политика Ильи Яшина, записанные в первый месяц российского вторжения в Украину.

В первом видео Яшин рассказывал о том, как журналиста Александра Невзорова объявили в розыск по уголовному делу о «фейках», во втором — об очередном приговоре Алексею Навальному, в третьем, под названием «Чеченский сценарий для Украины», Яшин объяснял, как «Путин хочет разделить Украину» и «поменять мировой порядок» и почему «у него ничего не получится». Все три видео сотрудники АНО «Диалог» просили заблокировать «из-за фейков» — без дополнительного объяснения.

По словам бывшего сотрудника «Яндекса», тогда от блокировки руководству «удалось отказаться». Впрочем, в итоге блог Ильи Яшина все-таки был заблокирован — по требованию Роскомнадзора.

Кроме того, именно «Диалогу», рассказывает сотрудник организации, удалось добиться внедрения комментариев чиновников в новостные сюжеты «Яндекса» (в них аккумулируются новости из разных источников об одном и том же событии — далеко не всегда приятном для властей). Сотрудники «Диалога» «доставали на предмет комментариев министерства и ведомства — чтобы чиновники оперативно высказывались, опровергали и вообще не расслаблялись», поясняет сотрудник крупной компании, работавшей с организацией. Эти комментарии и брали в новостной сюжет, говорит еще один источник авторов расследования, ранее работавший в «Яндексе».

Image
Пример внедрения комментария чиновника в новостную выдачу «Яндекса»

Выполняет «Диалог» и функции социологического агентства. «Зачем? Показать, что мы не только умеем, условно, выстраивать медийные кампании, мы можем отслеживать результат», — объясняет сотрудник организации.

Занимается «Диалог» так называемой онлайн-социологией. Сейчас, например, «Диалог» проводит интернет-опрос «бизнесменов из ДНР». При этом результаты таких «исследований» заведомо искажены — ведь пройти опрос можно по ссылкам, которые распространяются с помощью государственных страниц в соцсетях.

Тем не менее они востребованы не только различными министерствами, с которыми работает «Диалог», но и Кремлем. «Это любимая игрушка Киндера [замглавы администрации президента РФ Сергея Кириенко] — альтернативная экспертиза для президента», — рассказывает один из высокопоставленных региональных чиновников.

По его словам, эти опросы проводятся на самые разные темы — вера и религия, Россия и НАТО, институты власти. А еще — отношения России и Украины. Результаты одного из таких опросов сотрудники «Диалога» получили незадолго до начала войны.

«У нас не было никаких подозрений, — описывает бывший сотрудник „Диалога“ атмосферу в офисе в то время. — А в начале 2022 года нам прислали эти результаты».

Тот опрос социологическая служба «Диалога» проводила с октября 2021-го по январь 2022-го. Среди прочего в нем был, например, вопрос: «Как вы считаете, какую помощь от России в ближайшее время необходимо предоставить Донбассу?»

Авторы опроса интересовались, одобряет ли респондент выдачу жителям Донбасса российского гражданства (половина опрошенных одобрила) и как он относится к «ограничениям для издания газет и журналов на русском языке» в Украине.

Уже после начала вторжения «Диалог» стал составлять сводки о состоянии «информационного поля вокруг тем СВО» — проще говоря, анализировал, как в соцсетях реагируют на инфоповоды, связанные с войной. Например, на выступления генерала Сергея Суровикина (в одном из отчетов, с которыми ознакомились авторы расследования, был зафиксирован рост «уровня доверия» к командующему, а также отмечалась важность «образа Суровикина как спикера по теме СВО»).

Мониторингом «Диалог» не ограничивался. Составлялись и рекомендации (кому конкретно они направлялись, авторам расследования неизвестно). Такие как: «Требуется оперативная жесткая реакция командования МО [Минобороны] на резонансные случаи отсутствия боеприпасов и провизии у мобилизованных, находящихся в зоне СВО (с привлечением к ответственности допустивших ситуацию)».

Мастурбаторы в московских подъездах

Летом 2022 года в телеграм-канале пророссийского «военкора» Александра Коца появился такой пост: «Прислали подписчики из Харькова. Объявления в разных районах города от местного ЖЭКа. Просят оставлять свои квартиры открытыми, чтобы тероборонцы в случае необходимости могли оборудовать там огневые позиции». Аналогичные сообщения были опубликованы еще в нескольких популярных провоенных телеграм-каналах.

Image
Фейк про «объявления» в Харькове
Телеграм-канал Kotsnews

Спустя месяц эти посты в качестве примера хорошо распространенного фейка попали в один из отчетов, которые АНО «Диалог» регулярно отправляла в АП (авторам расследования удалось ознакомиться с несколькими из них). В организации отметили этот кейс как «удачную отработку»: с опровержением фейка выступили власти Харькова, а значит, он дошел до украинской аудитории.

«На самом деле это были двери московских подъездов», — признается собеседник, сотрудничавший с «Диалогом». В Москве на территории бизнес-центра «Красная роза», где находится офис «Диалога», был сделан и другой фейк: якобы появившиеся на стенах домов Германии листовки от лица местных мусульман, призывающих украинских беженцев покинуть страну. Эту «новость» распространил телеграм-канал «Украина.ру» более чем с 300 тысячами подписчиков. Источник новости указали так: «Нам пишут».

Новое направление работы — создание фейковых новостей про Украину и украинцев — появилось в «Диалоге» через несколько месяцев после начала войны. «Нам поставили задачу начать как-то реагировать на инфоповоды. И все начали что-то накидывать, предлагать, проводить мозговые штурмы... И как-то появилась такая идея — делать фейки», — вспоминает собеседник авторов, присутствовавший на подобных совещаниях.

Согласно отчетам «Диалога», которые есть в распоряжении авторов расследования, организация ответственна за распространение следующих фейковых новостей:

  • о том, как военнослужащие ВСУ начали продавать на платформе eBay свои награды;
  • о том, что высокопоставленные представители украинских властей оказались владельцами дорогостоящей недвижимости в Швейцарии;
  • о том, что в Польше украинским беженцам предлагают «унизительные» вакансии — вроде «мастурбатора животных»;
  • о том, что в Украине началась мобилизация женщин;
  • о том, что украинским солдатам дают таблетки, повышающие агрессию.

Созданием фейков в «Диалоге» занимались не меньше 60 человек. «Считалось так: украинская сторона, она же тоже в информационную войну умеет, а почему мы не должны отвечать в информационной войне? Я не знаю, это оправдание или нет? Мне сложно сказать», — вспоминает сотрудник организации.

В первые месяцы войны алгоритм создания фейков был следующим:

Вечером составлялась подборка важных новостей, на которые, по мнению сотрудников «Диалога», нужно было как-то отреагировать. Подборку утверждал лично Владимир Табак. После этого она рассылалась по управлениям «Диалога», а еще — партнерам, то есть представителям самых разных телеграм-каналов, сотрудничающих с организацией. На следующее утро сотрудники и партнеры «Диалога» предлагали свои идеи. В итоге решалось, «какой креатив берется в работу», вспоминает сотрудник организации.

Дальше следовало запустить созданный фейк. Еще в 2020 году «молодежь» из команды «Диалога» убедила Алексея Гореславского (в тот период он возглавлял АНО) в том, что телеграм сегодня — самая влиятельная и живая площадка, поясняет собеседник, администратор крупного анонимного новостного канала. С тех пор «Диалог» стабильно отрабатывает пропаганду именно в телеграм-каналах.

На совещания в офис организации приходили, например, представители прокремлевского телеграм-канала «Ридовка», который после начала вторжения резко занял провоенную позицию, говорит бывший сотрудник «Диалога» (его слова подтверждает и бывший сотрудник самой «Ридовки»). По словам последнего, иногда на таких совещаниях присутствовали и представители Mash — одного из крупнейших таблоидных телеграм-каналов. Главный редактор «Ридовки» Алексей Костылев и главред Mash Максим Иксанов на вопросы авторов текста не ответили.

Два собеседника авторов расследования называют в числе «подрядчиков» АНО «Диалог» еще несколько крупных каналов. Например, каналы «военкоров» Colonelcassad Бориса Рожина и «Неофициальный Безсонов» Даниила Безсонова, а также телеграм-каналы пропагандиста Владимира Соловьева (главный канал «Соловьев» с 1,3 миллиона подписчиков и неофициальный канал «Соловьев Live» на 10 тысяч подписчиков).

Присутствовала на совещаниях и блогер Катруся, ответственная за телеграм-канал «Сигнал». Она представляла «сетку» каналов пропагандистки Кристины Потупчик, подруги Владимира Табака.

«Как ни придешь к Потупчик в ее офис в Армянском переулке, сидят Потупчик, собака Потупчик и Вова Табак. — рассказывает бывший сотрудник пропагандистки. — Потупчик при нем [Табаке] выдавала [сотрудникам] конверты с деньгами. Насколько я понимаю, у них была даже общая бухгалтерша. По крайней мере, я краем уха слышал, как они с ней проводки обсуждали. У Потупчик, условно говоря, было 40 пишущих людей, они по сетке пишут посты. В том числе по тому, что давал Табак».

На вопросы авторов расследования Кристина Потупчик не ответила. Тем не менее, как удалось выяснить авторам материала, в 2022 году «Диалог регионы» перечислили больше 50 миллионов рублей компании «Рокк медиа». Она принадлежит Елене Бердовой — матери бывшего мужа Потупчик Антона Бердова. Ранее Baza нашла у Бердова и Потупчик дом в Испании стоимостью около 500 тысяч евро.

Распространялись фейки в телеграме и по другой, не требующей расходов схеме. Как вспоминает сотрудник «Диалога», часто работники организации кидали «новости» крупным телеграм-каналам, представляясь очевидцами событий и используя фейковые аккаунты. Часто администраторы не проверяли информацию и публиковали фейки.

Однако попадались не все медиа — были те, кто не поставил «ни одного фейка», отправленного АНО «Диалог», рассказывает сотрудник организации. Сергей Титов, главред «Осторожно, новости» (канал холдинга Ксении Собчак), объясняет:

В первые месяцы [вторжения], как я понимаю, именно по «предложке» (то есть, когда новости предлагаются для публикации, — прим. «Медузы») с нами работала только украинская сторона. И только ближе к лету 2022-го пошли креативы от российских структур.

Попытки протащить новость были максимально дебильные — то пишет «жительница Москвы», что ее брат из Германии сообщает, как сильно там устали от украинских беженцев, со ссылкой на скриншоты переписок или какие-то объявления на стене. Всякие «жители Херсона», которые жаловались на преследование СБУ. А в итоге пробиваешь человека, там аккаунт создан вчера, фотографии взяты из соцсетей рандомного человека. Мы иногда их посылали, когда становилось очевидно, что речь идет про фейк.

К концу года, вспоминает Титов, такие сообщения приходить практически перестали: «Мы ничего не ставили — думаю, нас просто вычеркнули из списков тех, кому можно рассылать».

«Формат перестал заходить, — объясняет сотрудник „Диалога“. — И каналы стали [фейки] реже брать. Потому что заметили, что идет большая волна, а что это и кто это запускает — непонятно».

Он добавляет: «Когда началась война, стало понятно, что Украина очень мощно выигрывала в информационном пространстве, да и до сих пор выигрывает. И нужно было постоянно что-то придумывать. Придумывали фейки, перестает заходить, нужно что-то еще».

Кризис идей хорошо иллюстрирует одна из презентаций АНО «Диалог», которая есть в распоряжении авторов расследования. В «зарубежном медиапространстве», говорится там, «фиксируется большое количество креативных инициатив, запущенных в поддержку Украины» — они «способствуют повышению положительного восприятия Украины в мире». Поэтому организация решила «адаптировать» (то есть просто копировать) эти акции для российского медиапространства — для «усиления патриотических настроений» и «развития позитивного восприятия СВО».

Так, сотрудников «Диалога» вдохновила продажа знаковых вещей на аукционах — например, знаменитой флисовой кофты Владимира Зеленского, в которой тот ходил в начале войны (лот купили на Christieʼs за 100 тысяч долларов), или вышиванки украинского президента (была продана за ту же цену). В качестве аналогичной акции придумали провести аукцион, на котором свои вещи могли бы продать российские «лидеры общественного мнения, поддерживающие спецоперацию» (актеры Дмитрий Дюжев, Владимир Машков или Сергей Безруков). Выручка должна была быть направлена на поддержку армии РФ и «мирных жителей» освобожденных территорий Украины. Авторы расследования так и не нашли свидетельств того, что подобное событие состоялось.

Все под контролем

За время войны «Диалог» полностью переключил на себя информационное сопровождение Минобороны РФ. Такая инициатива не случайность: в перспективе Табак хочет заниматься «не только медийкой» — и планирует занять высокую должность в АП, утверждают два источника авторов расследования, близкие к администрации президента.

«Вова Табак жаловался, что Минобороны в первые дни российского вторжения в Украину подавало информацию неталантливо и не вовремя, — говорит знакомый главы „Диалога“. — И только через несколько недель удалось договориться, чтобы информационной политикой Минобороны занялась и администрация президента. Ну и теперь, конечно, „все под контролем“ у них [с „Диалогом“]».

Так, уже в начале войны у «Диалога» появился проект «Трибунал» — сайт и телеграм-канал «Трибунал» (70 тысяч подписчиков). Это российский аналог «Миротворца»: там собраны досье украинских «военных преступников», а также опубликованы статьи о «преступлениях нацистов из „Азова“». «Когда была взята „Азовсталь“ и азовцев ждал так называемый суд, „Трибунал“ стал площадкой, объясняющей, почему азовцев надо судить», — рассказывает бывший сотрудник «Диалога».

Позже структуры Табака стали отвечать за распространение постов с критикой Евгения Пригожина. Как ранее писала «Медуза», именно конфликт основателя ЧВК Вагнера с Минобороны стал одной из причин мятежа Пригожина.

Взаимодействием с Минобороны в «Диалоге» занимался один из заместителей Табака — медиаменеджер Тихон Макаров, говорит бывший сотрудник организации.

«Мы над ним еще посмеивались, потому что ну все понимали, что Минобороны говорит чушь. А он искренне на стороне Минобороны всегда: что они молодцы и так далее», — поясняет собеседник авторов расследования в «Диалоге» .

Макаров курирует и известный телеграм-канал «Война с фейками», объясняет сотрудничавший с «Диалогом» источник авторов расследования. Этот пророссийский телеграм-канал появился в самом начале войны, сейчас у него больше 600 тысяч подписчиков (полмиллиона из них удалось набрать уже за первую неделю войны, что может свидетельствовать о накрутке).

На сайте «Войны с фейками» утверждается, что канал ведут анонимные «владельцы и администраторы нескольких неполитических телеграм-каналов», которые «дают объективную информацию о происходящем на Украине и территориях Донбасса». Канал позиционирует себя как платформа, «разоблачающая фейки», однако на ней под видом проверки фактов публикуются пропагандистские и кремлевские нарративы.

Минобороны — «главный бенефициар этого канала», подчеркивает собеседник, сотрудничавший с «Диалогом». Например, в одном из последних постов ракетный удар по пиццерии в Краматорске, жертвами которого стали 12 мирных жителей, включая детей, называется ударом «по месту дислокации иностранных наемников». А ракетный удар по жилому дому в Днепре зимой этого года, в результате которого погибли 46 человек, «Война с фейками» назвала взрывом газа, который был последствием работы украинской ПВО.

В распоряжении авторов расследования есть инструкция «Диалога» о том, как можно «разоблачить фейк», если нет никаких, даже малейших оснований для опровержения какой-либо новости. Инструкция, в частности, предлагает дискредитировать новостной источник: сослаться на то, что автор «не приложил фото и видео в подтверждение своих слов» или «ссылается на анонимные источники». Или можно указать на то, кому может быть выгодно распространение фейка: «Украина хочет деморализовать российских граждан».

По похожему принципу «разоблачает фейки» и проект «Лапша медиа» — «фактчекинговый» сайт «Диалога». Например, «Лапша медиа» утверждала, что статья «Важных историй» об итогах проведенного российскими властями закрытого социологического опроса, согласно которому треть российских студентов хочет покинуть страну, лжива. Ведь «результаты опроса еще не были опубликованы в официальных источниках, попасть в СМИ они не могли, а „Важные истории“ не могли их взять за основу для своего материала».

Как близкие к «Диалогу» телеграм-каналы выдают себя за украинские источники

Отдельный жанр, который, судя по цитированию, тоже близок к «Диалогу», — это телеграм-каналы, мимикрирующие под украинские, но выступающие с пророссийской позиции.

Сетку псевдоукраинских каналов ранее описывало украинское Texty. Издание насчитало 120 таких однотипных телеграм-каналов, созданных начиная с марта 2022 года, из них 68 было создано в первые две недели войны. Издание отмечало, что по регионам, которые «представляли» эти каналы, можно оценить военные амбиции России: Запорожская, Сумская, Николаевская, Житомирская и Днепропетровская области, а еще Одесская, Луганская, Донецкая, Киевская и Харьковская.

Псевдоукраинские каналы активно репостят «Войну с фейками». Каналы в этой сетке зачастую создаются по шаблону — например, «Главное в Мелитополе», «Главное в Бердянске», «Главное в Херсоне и области», «Главное в Энергодаре», «Главное в Геническе», «Главное в Скадовске». У них одинаковый дизайн аватарок, поэтому отследить их легко.

После выхода этого текста Readovka направила «Медузе» «официальное требование опровергнуть материал». Сделать это, по версии издания, необходимо из-за того, что в тексте не сказано о том, что телеграм-каналы «Главное в ...» входят в «семейство СМИ медиахолдинга» Readovka. При этом в Readovka подчеркнули, что эти каналы «никогда не скрывали, что являются российскими, а также освещают повседневную жизнь российских городов в составе российских регионов» (на самом деле — оккупированных украинских городов).

Другой шаблон для подобных каналов — название «На самом деле в <город>» и описание фразой «Актуальные новости с территорий <название области>». Это такие каналы, как «На самом деле в Запорожье», «На самом деле в Херсоне», «На самом деле в Харькове», «На самом деле в Донецке», «На самом деле в Луганске» и подобные. У них стилистически одинаковые аватарки — и их тоже цитируют каналы, точно подконтрольные «Диалогу».

* * *

Журналистка Юлия Эйдель сейчас живет с детьми в Европе и в чат выпускников журфака МГУ больше не пишет. Вышла из чата и другая однокурсница Владимира Табака, журналистка и фемактивистка Настя Красильникова.

Она четко помнит день, когда это произошло, — 15 апреля 2022 года. Тогда Минюст опубликовал новый список «иностранных агентов», в который попал еще один ее однокурсник — журналист и видеоблогер Юрий Дудь. Красильникова вспоминает, как в тот вечер кто-то в чате тегнул Табака и спросил его, что нужно сделать, чтобы «остановить бешеный шредер и вытащить Юрца?»

Красильникова рассказывает, что после этого сообщения «охуела на нескольких уровнях».

«Во-первых, что это вообще такое — типа, наш, давайте вычеркнем?! Во-вторых, я охуела просто оттого, что Вова Табак до сих пор в этом чате, где я уже пару раз выступила — заткнула однокурсника за сексистский вопрос, что-то еще сделала. И с внутренним криком „Бля, что за пиздец“ я оттуда выпилилась», — объясняет Настя.

Но жизнь в чате продолжалась — и в июне прошлого года выпускники факультета журналистики МГУ в очередной раз обсуждали встречу, посвященную дню окончания университета. В чат постили фотографии бывших студентов, собравшихся перед памятником Ломоносову у входа в здание журфака на Моховой улице.

В 2018 году в этот чат выкладывали фотографию, на которой Владимир Табак стоит в очереди к кассе в супермаркете с тележкой, заполненной пивом. Сам Дудь, вспоминают его однокурсники, тогда пожалел, что не сможет с ними «качественно бухнуть», — и добавил, что у него много вопросов к Табаку (видеоблогер проигнорировал сообщения авторов расследования, отправленные ему в телеграме).

По сообщениям СМИ, после начала войны Дудь покинул Россию — и уже никак не мог прийти к дому на Моховой улице, куда снова направлялся пропагандист и его однокурсник Владимир Табак.

Получив вопросы авторов расследования, Владимир Табак пообещал, что на них ответит глава пресс-службы АНО «Диалог» Мария Груздова. Она в свою очередь ответила, что «для того, чтобы сформировать позицию по тому, будем ли мы отвечать», ей хотелось бы «понять посыл готовящегося материала». Позже Груздова написала, что в АНО «Диалог» приняли решение «не отвечать на запрос».

Мария Жолобова («Важные истории»), Светлана Рейтер («Медуза»), Ирина Панкратова (The Bell) и Андрей Перцев («Медуза»)

  • (1) Юлия Эйдель

    Бывший главный редактор изданий «Частный корреспондент» и Jewishnews. Также отвечала за PR-кампанию экранизации романа Виктора Пелевина «Generation „П“».

  • (2) Что за АНО?

    Автономная некоммерческая организация.

  • (3) А когда он окончил?

    В 2008 году.

  • (4) Примечание

    После публикации календаря одной из моделей, Алисе Харчевой (ее фото в белом боди дополняет подпись «Владимир Владимирович, вы — лучший!»), досталась квартира в элитном московском коттеджном комплексе. Ее Харчевой передал Григорий Баевский — бизнес-партнер друга Путина Аркадия Ротенберга.

  • (5) Что это?

    Оформленный в стиле поп-арта 1960-х клуб Pacha Moscow на Никольской улице в Москве считался одним из любимых клубов детей столичной элиты. Клуб проработал 10 лет — с 2008 по 2018 год.

  • (6) «Админки»?

    «Админка» — так часто называют администрацию президента РФ.

  • (7) О чем сериал?

    В сериале «Журфак» авторы обещали показать путь «будущих акул пера во всех подробностях», включая «охоту на чикс». Снимались в нем студенты и студентки факультета журналистики с разных курсов. Например, подруга Табака Элен Манасир — дочь миллиардера и основателя компании «Стройгазконсалтинг» Зияда Манасира. Анонс серии с ее участием гласил: «У Элен Манасир ненависть к официантам. Визит психоаналитика перед зачетом по логике».

  • (8) Поправки к Конституции

    15 января 2020 года Путин в послании Федеральному собранию предложил внести в Конституцию несколько поправок, часть из них предполагала усиление президентских полномочий. Уже 20 января в Думу был внесен проект закона, он содержал свыше 200 поправок. 10 марта, во время рассмотрения проекта во втором чтении, депутат Валентина Терешкова предложила поправку, «обнуляющую» прошлые президентские сроки для Путина. Так он получил возможность оставаться на своем посту до 2036 года. 14 марта закон был принят. 25 июня он был вынесен на всероссийское голосование. 2 июля он вступил в силу.

  • (9) Что это?

    Внутреннее разделение разных проектов компании на более крупные направления работы. В 2021 году «Яндекс» создал две бизнес-группы. Первая — «Поиск, рекламные и облачные сервисы». Вторая — «E-com и райдтех» — объединяла все сервисы онлайн-торговли и логистические и транспортные сервисы.

  • (10) Какие?

    От GR («government relations»), то есть по взаимодействию с государственными органами.

  • (11) Поправки к Конституции

    15 января 2020 года Путин в послании Федеральному собранию предложил внести в Конституцию несколько поправок, часть из них предполагала усиление президентских полномочий. Уже 20 января в Думу был внесен проект закона, он содержал свыше 200 поправок. 10 марта, во время рассмотрения проекта во втором чтении, депутат Валентина Терешкова предложила поправку, «обнуляющую» прошлые президентские сроки для Путина. Так он получил возможность оставаться на своем посту до 2036 года. 14 марта закон был принят. 25 июня он был вынесен на всероссийское голосование. 2 июля он вступил в силу.

  • (12) СВО

    «Специальная военная операция» — так власти РФ называют вторжение российских войск в Украину.
  • (13) Каким образом?

    Жалобы в соцсетях отслеживают с помощью программы «Инцидент-менеджмент» компании «Медиалогия», которая ищет посты по ключевым словам.

  • (14) Этому есть подтверждения?

    Нет.

  • (15) Каким образом?

    Жалобы в соцсетях отслеживают с помощью программы «Инцидент-менеджмент» компании «Медиалогия», которая ищет посты по ключевым словам.

  • (16) Что это?

    Образовательный центр для одаренных детей, созданный по указу Владимира Путина. Его открыл фонд «Талант и успех», в список учредителей которого входит виолончелист Сергей Ролдугин. Его имя фигурировало в «Панамском архиве» в качестве владельца офшорных компаний, через которые проходили миллиарды долларов. Журналисты называли Ролдугина «хранителем» денег Владимира Путина. Сам президент России называл музыканта своим другом и говорил, что гордится такими людьми, как Ролдугин.

  • (17) Насколько часто?

    За последние полтора года больше 50 постов.

  • (18) Киндера?

    Такое прозвище Кириенко получил в 1990-е, когда в возрасте 36 лет неожиданно возглавил российское правительство.

  • (19) О чем речь?

    В январе 2022 года в Украине вступил в силу закон, обязывающий издавать печатные СМИ на государственном языке либо выпускать два тиража — на украинском и, например, на русском. Эта мера не касается изданий, выпускаемых на крымско-татарском, английском языках или языках Евросоюза.

  • (20) Генерал Суровикин

    После мятежа Евгения Пригожина (считается, что Суровикин был близок к нему) генерал надолго исчез из публичного пространства. Ходили слухи о его аресте. В итоге Суровикин лишился должности, но, по всей видимости, остался на свободе.

  • (21) Что это за канал?

    Телеграм-канал одноименного сайта, учрежденного МИА «Россия сегодня». Имеет 321 тысячу подписчиков. Основной контент — новости про Украину с пророссийской точки зрения. Часто повестка этого СМИ отрабатывается по методичкам «Диалога», утверждает собеседник авторов расследования, знакомый с работой канала. «Украина.ру» также фигурирует в отчетах «Диалога» о распространении создаваемых им фейков.

  • (22) Кто это?

    Екатерина Агранович, которая называет себя Катрусей, — пророссийская телеграм-блогерша, уроженка Донецка. Ее брат Владимир Агранович получил от близкого к «Диалогу» Института развития интернета грант на съемку документального фильма «Донбасс. Признанный» — «о том, как жители республик Донбасса возвращаются домой, в Россию».

  • (23) Кто именно?

    Администратор анонимного таблоидного канала и редактор новостного канала, у обоих каналов более 300 тысяч подписчиков.

  • (24) О чем речь?

    Зачастую каналы в российском сегменте телеграма сгруппированы в так называемые сетки, которые практически постоянно цитируют и продвигают друг друга. Анализируя подобные репосты и цитаты, можно вычислить, кто именно входит в сетку.