Инвестор из автозака

Семья заслуженных российских бизнесменов зарабатывает деньги на родине — на автозаках, труповозках и другой спецтехнике для силовиков и армии, а инвестирует их в Америке

Дата
7 июня 2022
Автор
Редакция
Инвестор из автозака
Фото: Sipa / Scanpix / LETA

Развязанная российским руководством война с Украиной обернулась кризисом для российского бизнеса. Он несет большие финансовые потери. Компании закрываются или покидают страну, люди теряют рабочие места. Но есть предприятия, которые в такие времена «уверены в завтрашнем дне». Среди них — производитель автозаков и военной спецтехники. Как выяснили «Важные истории», неплохо себя чувствует бизнес семьи владельцев чувашского Комбината автомобильных фургонов (КАФ) — поставщика Росгвардии, МВД и Минобороны. Пока глава семьи Алий Чеченов зарабатывает на производстве автозаков для россиян, его дети инвестируют деньги в известные американские компании.

Автозаки и холодильники для трупов

В мае этого года соцсети облетела ироничная новость: на заседании Мосгордумы уполномоченный по правам человека Татьяна Потяева заявила, что в Москве появятся комфортные автозаки. Один из производителей автозаков для нужд Росгвардии, МВД и ФСИН — чувашский Комбинат автомобильных фургонов (КАФ), расположенный в небольшом городе Шумерле.

Специалист отдела продаж этого комбината, Александр Сомов, в 2012 году в интервью «Московским новостям» рассказывал, что МВД очень тщательно подходит к заказу такого транспорта: «В комплектации автозаков есть тень секретности — мы не можем рассказывать все детали. В составе ведомства есть институт «Специальная техника и связь», который разрабатывает требования к автозакам — набирается целая книга. По ней на стадии производства утверждаются и согласовываются все особенности конкретной партии машин». МВД пристально следит, чтобы в автозаке, например, не было выступающих частей.

Подписывайтесь на рассылку «Важных историй»
Чтобы первыми узнавать истории успеха российского бизнеса

Основные клиенты чувашского комбината — это МВД и Росгвардия. В отдельные годы на них приходилось больше половины всех государственных заказов предприятия и больше 40 %, если считать за последние пять лет. Сумма госконтрактов комбината с МВД и Росгвардией за это время превысила 6 миллиардов рублей, по данным «СПАРК-Интерфакс». И в основном это автозаки, или, как они официально называются, «специальные оперативно-служебные автомобили» или «автомобили для транспортирования нарядов полиции», на базе КамАЗов и «газелей» (в 2020 году «Комбинат автомобильных фургонов» получил очередной контракт от Росгвардии на 184 миллиона рублей: один автозак обходился государственному бюджету в 6,3 миллиона рублей).

Еще комбинат поддерживает тесные связи с Минобороны. На сайте министерства КАФ указан как один из крупных поставщиков. Как следует из публичных заявлений представителей КАФ, он производит для армии более 150 моделей автомобильной техники. С 2022 года госзакупки Минобороны и Росгвардии засекречены (в 2021 году комбинат заключил госконтрактов более чем на миллиард рублей, при этом госконтракты с Минобороны и тогда не раскрывались). Но, согласно изданию «Национальная оборона», КАФ является «одним из крупнейших производителей специальной техники для силовых структур РФ».

На форуме «Армия-2017» комбинат представил фургоны, в которых размещаются мобильные горячие кухни — их можно развернуть за считаные минуты в полевых условиях; мобильные мастерские для ремонта военной техники; а также мобильные штабные машины — «военный офис на колесах». Такую технику он и поставляет Минобороны.

Из каталога продукции чувашского комбината также следует, что он производит медицинские холодильники для перевозки погибших в зоне военных действий: в презентации сказано, что такой фургон обеспечивает сбор и доставку не менее 18 трупов одновременно. 

Ассортимент Комбината автомобильных фургонов включает далеко не только автозаки
Ассортимент Комбината автомобильных фургонов включает далеко не только автозаки
Каталог ОАО "КАФ"
Каталог ОАО "КАФ"

Дела у комбината идут хорошо. Он вошел в рейтинг самых быстрорастущих компаний России по версии РБК: с 2013 по 2016 год оборот комбината вырос в три раза. В 2021 году КАФ получил награду Минобороны как предприятие, внесшее значительный вклад в укрепление обороноспособности страны при выполнении гособоронзаказа. 

Рыбалка с министром обороны 

«Мы уверены и в завтрашнем дне: комбинат определен единственным поставщиком по 6 наименованиям изделий для МВД, по 11 — для Минобороны», — еще в 2015 году радовался председатель совета директоров «Комбината автомобильных фургонов» Алий Чеченов. Комбинат принадлежит ему и членам его семьи.

Алий Чеченов считается крупным региональным спонсором единороссов. Власти Чувашии наградили его медалью «За заслуги перед Чувашской Республикой» — в регионе он один из самых серьезных бизнесменов и участвует в переговорах на уровне губернатора и местных чиновников. В 2017 году Алий Чеченов довел пакет акций в КАФе до 94,49 %. Акционером несколько лет был и его брат — Амин Чеченов.

Комбинат автомобильных фургонов — градообразующее предприятие (на фото: врио главы Чувашии Михаил Игнатьев посещает комбинат с официальным визитом 11 сентября 2015 года)
Комбинат автомобильных фургонов — градообразующее предприятие (на фото: врио главы Чувашии Михаил Игнатьев посещает комбинат с официальным визитом 11 сентября 2015 года)
ОАО "КАФ"

Чеченовы — известная и влиятельная семья. У предпринимателей есть и третий брат — бывший председатель парламента Кабардино-Балкарской Республики, академик Ануар Чеченов. Он дважды избирался депутатом парламента КБР. «Кавказский узел» называет его родственником экс-сенатора, а в прошлом — премьер-министра республики Хусейна Чеченова.

Сам Хусейн Чеченов тоже упоминает всех троих родственников в своих соцсетях. Там же он запостил свою старую коллективную фотографию с министром обороны Сергеем Шойгу. Последний там рыбачит, а Чеченов с группой товарищей в галстуках наблюдают за процессом. После стрельбы в московской школе в 2014 году Чеченов высказался решительно против «подражания Америке».

«Где органы власти, которые открыли шлюзы средствам массовой информации?.. Кто отвечает за то, что в интернете сегодня такие мерзости?.. Это промывает мозги всем, но особенно детям. Подражая Америке, мы получили тот же результат. Уровень агрессии на улице запредельный», — сокрушался Хусейн Чеченов в эфире ТВЦ (он тогда возглавлял сенатский комитет по образованию и науке).

Однако молодое поколение большой семьи Чеченовых решило вкладывать деньги именно в США.

Поколение инвесторов

У владельца завода Алия Чеченова двое детей: Азамат Чеченов и Гузель Чеченова. Азамат работал в КАФе, дочь также видели на заводе. Оба младших Чеченова, судя по всему, помогали отцу.

И Азамат, и Гузель окончили РАНХиГС.

Азамат стал владельцем мебельной фабрики и совладельцем мебельной компании Icon Designe. Чеченов инвестировал в компанию своих друзей — они выпускают мебель с принтами современных художников и сотрудничают со многими иностранными художниками. Предприниматель предоставил друзьям мощности своего мебельного производства; партнеры получили долю в его компании, а он — 10 % в Icon Designe. Сейчас его фабрика работает только с Icon Designe.

Гузель получила MBA Columbia Business School в Нью-Йорке, где, судя по ее соцсетям, она прожила долгое время: даже ходила на митинги за честные выборы в 2012 году и наблюдала за голосованием россиян в американском посольстве. Она публиковала фотографии с плакатами оппозиции, на которых было написано, что «Путин — вор». В заблокированной в России соцсети LinkedIn Чеченова указана как консультант из Нью-Йорка. Коллеги и друзья ценят ее как эксперта по финансовому моделированию, бизнес-стратегии, корпоративным финансам, работе с частными инвестиционными фондами и оценке финансовых рисков.  

В паблике Гузель Чеченовой встречаются оппозиционные картинки
В паблике Гузель Чеченовой встречаются оппозиционные картинки

После учебы Чеченова работала в McKinsey, а потом вместе с братом занялась прямыми инвестициями: вкладывалась в технологические компании в области онлайн-образования (Coursera и Udemy) и доставки (Shippo и Send). С началом войны российские инвесторы и деньги стали на Западе, как там принято говорить, токсичными. Партнер «Важных историй» — Центр по изучению коррупции и оргпреступности (OCCRP) — направил вопросы Чеченовым по поводу их иностранных инвестиций.

Меж двух автозаков

Несмотря на крупные госзаказы, не все работники чувашского «Комбината автомобильных фургонов» Чеченова разделяют уверенность руководства в завтрашнем дне. Многие рабочие завода КАФ награждены медалями Минобороны России: «За укрепление боевого содружества», «Михаил Калашников», «За трудовую доблесть». Но средняя заработная плата на заводе — 40 тысяч рублей, рассказывал директор Комбината автомобильных фургонов Сергей Васильев. Хотя, по его словам, сегодня продукция востребована. Некоторые цеха работают в две смены. А люди на предприятии трудятся с полной занятостью, включая даже субботу.

Заказов много, и сейчас из-за войны особенно, подтверждает бывший сотрудник КАФа. Он уволился, потому что «премий нет, на Новый год 13-ю зарплату не дали, технические перекуры отменили». «Когда я увольнялся, людям наряды закрыли по 8–9 тысяч. И им добавили до МРОТ и все. И примерно на руки они получили около 10–11 тысяч [рублей]».

Он рассказывает, что второе градообразующее предприятие в Шумерле — Шумерлинский завод специализированных автомобилей (ШЗСА) — тоже поставщик машин для Минобороны и МВД. Работать в городе больше негде, а условия труда везде одинаковые: «Люди так и бегают с завода на завод».