Турция давит на Россию: хочет платить за газ меньше и позже

«Важные истории» поговорили с экспертами о том, что будет с российской газовой отраслью

Дата
4 окт. 2022
Автор
Редакция
Турция давит на Россию: хочет платить за газ меньше и позже
Фото: REUTERS / Denis Sinyakov / SCANPIX / LETA

Турция попросила Россию отсрочить часть платежей за газ до 2024 года, пишет Bloomberg, ссылаясь на источники. «Важные истории» спросили у экспертов, какие пути экспорта газа остаются у России и как изменилось положение отрасли с начала войны. 

Что случилось

Турция попросила Россию отсрочить часть платежей за газ до 2024 года, пишет Bloomberg. Так Турция стремится смягчить экономический ущерб от роста цен на энергоносители. Переговоры пока не начались, «Газпром» ждет от турецкой стороны официальных предложений. 

По данным РИА «Новости», переговоры идут не про отсрочку платежей, а про цену на газ. О том, что президент Турции Реджеп Эрдоган собирается просить Россию о скидке на газ в 25 %, Bloomberg писал в середине сентября. Тогда же стороны договорились о том, что четверть стоимости газа Турция будет оплачивать в рублях. 

Сильные позиции Турции

По словам эксперта по нефтегазовому рынку Михаила Крутихина, просьба Турции об отсрочке платежей (если Россия ее выполнит) приведет к тому, что у «Газпрома» резко сократится прибыль от экспорта газа. «Турция получает много российского газа. Туда идут как минимум три трубы: это „Голубой поток“ через Черное море мощностью до 16 миллиардов кубометров в год; две нитки „Турецкого потока“ по 16 с лишним миллиардов кубометров. Одна из них питает турецких потребителей, другая идет дальше, и на границе с Болгарией входит в Евросоюз. Если Турция откажется платить прямо сейчас и требует отсрочки, то „Газпром“ вообще не будет за экспорт газа [на Запад] ничего получать. Потому что последний оставшийся маршрут через Украину компания собирается в ближайшее время закрывать, — объясняет эксперт. — Турция пользуется тем, что она монопольный транзитер».

Реджеп Эрдоган и Владимир Путин
Реджеп Эрдоган и Владимир Путин
Фото: Alexandr Demyanchuk / SPUTNIK / AFP / SCANPIX / LETA

Другой эксперт в нефтегазовой отрасли, руководитель Института энергетики и финансов Марсель Салихов, добавляет, что поставки газа через Турцию важны для России и потому, что оттуда газ поступает политическим союзникам: «„Турецкий поток“ частично идет на внутренний рынок, а частично — в южную Европу: Венгрию, Сербию, Словакию и другие страны, — говорит он. — Эта ситуация [с просьбой об отсрочке платежей] показывает, что Турция будет пытаться воспользоваться своим положением: ее переговорная позиция усиливается, потому что сейчас крупнейший зарубежный рынок для „Газпрома“ — это Турция, и экспорт в Европу [идет] только через Турцию или Украину. Поэтому вполне логично, что Турция сейчас пытается получить для себя преимущества». 

Каких рынков лишилась Россия

Если в 2021 году Россия продала в Европу 127–155 миллиардов кубометров газа (в зависимости от способов подсчета), то в этом году к декабрю могут полностью прекратиться все поставки в дальнее зарубежье в западном направлении, считает Крутихин. Ситуацию усугубляют взрывы на газопроводах «Северный поток» в Балтийском море, о которых стало известно 27 сентября. Разрушены обе нитки «Северного потока — 1» и одна из двух ниток «Потока-2». «Северный поток — 2» не ввели в эксплуатацию из-за санкций. После взрывов «Газпром» заявил, что готов начать прокачку газа по сохранившейся нитке второго «Потока», если такое решение будет принято.

Газ выходит на поверхность Балтийского моря в первые дни после аварии
Газ выходит на поверхность Балтийского моря в первые дни после аварии
ФОТО: SWEDISH COAST GUARD / SCANPIX / LETA

«„Газпром“ перестанет быть экспортером газа в Европу. Если раньше „Газпром“ торговал газом по всей Европе и считался надежным поставщиком, то по воле политического руководства он умер как экспортер», — говорит Крутихин. 

«„Газпром“ закрыл маршрут в Финляндию, когда она отказалась платить в рублях. Финляндия и Эстония прекрасно обошлись без российского газа. Взорваны трубопроводы через Балтику, „Северный поток — 2“ вообще не работал. Через Беларусь, Польшу идет так называемый маршрут „Ямал — Европа“. „Газпром“ его закрыл по решению российского правительства, которое объявило контрсанкции против оператора польского участка. До украинской территории работает только один вход через границу, второй закрыт, потому что там стоят оккупационные войска российские. И этот единственный вход закроется, потому что „Газпром“ не собирается платить Украине за транзит газа. Остается только турецкое направление. [Из главных экспортеров] Германия в декабре объявила, что ей уже не нужен российский газ. Италия сказала: к следующей зиме вообще не будем испытывать необходимости в российском газе, а сейчас поднатужимся и обойдемся без него. Франция абсолютно спокойно может обойтись без российского газа», — считает эксперт.

«В дальнее зарубежье сейчас поставляется где-то 75–80 миллионов кубометров в сутки — через Украину и „Турецкий поток“. А в прошлом году в это же время было где-то 350–400 миллионов в сутки», — приводит свои оценки Салихов. «„Северный поток“ остановился еще до аварии. Это был крупнейший по объему маршрут (55 миллиардов кубометров в год), он приходил сразу в Германию, а она была крупнейшим рынком для России. Вся Северо-Западная Европа — это рынки, которые потеряны сейчас для России, — говорит эксперт. — „Ямал — Европа“ стоит. Хотя теоретически, если будет какое-то изменение политической ситуации, можно его включить. Плюс там есть часть [газопровода], которая для Беларуси работает. Россия много газа в Беларусь поставляет». 

Еще одна проблема может возникнуть с Приднестровьем, говорит Салихов: «Украинский транзит важен для России не только чтобы поставлять газ в Европу, но и с точки зрения поставок в Приднестровье. Туда можно поставить газ только через Украину. И понятно, что если транзит через Украину обнуляется, то и поставки в Приднестровье обнуляются, хотя [для России] политически важно, чтобы в Приднестровье был газ».

4 октября «Газпром» заявил, что может прекратить поставки газа в Молдову из-за долгов. В компании рассчитывают, что задолженность будет погашена до 20 октября.

Можно ли найти других покупателей

«В Китай идет трубопровод „Сила Сибири“, он достраивается, туда дополнительно подтягиваются мощности из Иркутской области, но на проектную мощность 38 миллиардов кубометров в год он выйдет только в 2025 году. Других трубопроводных маршрутов газа в Китай нет. Если вы сейчас начнете строить новую большую трубу в Китай, для того чтобы [ее] мощности были хотя бы 50 миллиардов кубометров в год, вам понадобится 12–15 лет», — говорит Михаил Крутихин про перспективы заменить европейские рынки восточными. 

«[Страны, потерянные за время войны,] Россия не сможет заменить никакими другими. Бред, который озвучивают в российском правительстве о том, что они проложат трубу аж до Индии через Пакистан, — это безумие полное, потому что там есть Туркмения со своим газом. И Туркмения собирается достроить свой газопровод через Афганистан в Пакистан, ей там конкуренты в виде „Газпрома“ совершенно не нужны. У Ирана есть свой собственный газ, ему тоже газпромовский совершенно не нужен. Транзитом через Иран куда-то передавать газ — это глупости, потому что по законам Ирана, весь газ и вся нефть, которые находятся на территории страны, принадлежат Ирану. То есть там не может быть иностранных газа или нефти», — объясняет Крутихин.

«Проекты по строительству газопроводов в Индию, Пакистан обсуждаются уже десять лет. Это из области фантазий»
Марсель Салихов, руководитель Института энергетики и финансов

Салихов с ним согласен. «Проекты по строительству газопроводов в Индию, Пакистан обсуждаются уже десять лет. Это из области фантазий», — говорит он. Эксперт отмечает, что Китай тоже не сможет стать заменой потерянных стран. «Кроме того, там разные цены. Европа — это, по сути, для России премиальный рынок. На всех остальных рынках цены ниже. И, соответственно, сейчас „Газпром“ продает газ в Китай, условно говоря, по 250–300 $ за тысячу кубометров по сравнению с 1000 $ в Европе. То есть маржинальность европейского рынка для „Газпрома“ кратно выше китайского», — говорит Салихов. 

Что ждет отрасль

Из-за снижения объемов экспорта России будет некуда девать газ, уверен Крутихин. «Придется прекращать разработку новых месторождений, таких как Харасавэй на Ямале, надо будет закрывать какие-то менее эффективные газовые промыслы в Надым-Пур-Тазовском районе вокруг Нового Уренгоя. Потому что столько газа России будет не нужно. В России добывается примерно 700 миллиардов кубометров в год. На внутреннем рынке поглощается 500 миллиардов, какая-то часть пойдет в Китай — 38 миллиардов кубометров всего. Еще есть сжиженный природный газ. Но новые проекты встали, потому что из-за санкций западные технологии и оборудование в Россию не поставляются», — говорит эксперт.  

Салихов считает, что краха газовой отрасли не будет. «Думать о том, что сейчас все развалится, потому что Россия потеряла европейский рынок, — такого не будет. Все равно большая часть российского газа потребляется внутри страны. Условно говоря, экспортировали 1/3 от добычи, а 2/3 — это потребление, — говорит он. — На мой взгляд, „Газпром“ будет в большей степени ориентироваться на внутренний рынок. Но добываться газ будет, я бы в этом смысле не опасался. [Такой, как раньше,] прибыли не будет — возможно, следующий небоскреб не построят».

Что касается доходов бюджета, то, по словам Салихова, они сократятся, но не сильно. По его словам, до последнего времени «Газпром» практически не терял выручки, так как снижение объемов поставок компенсировалось высокими ценами. «В следующем году будет провал по экспортным пошлинам. Но с другой стороны, сейчас правительство принимает решение о повышении НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на природный газ. Поэтому я не думаю, что будет какой-то обвал газовых доходов. Они сократятся, но не в два раза», — считает эксперт.

Поделиться

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie