Телеканал CNN опубликовал расследование о том, как в первые месяцы войны в Украине в белорусских больницах лечили раненых российских военных. Издание выяснило, что раненых были сотни. Вот главные факты из расследования CNN.
После первых неудач на фронте российская армия стала отправлять раненых солдат в гражданские больницы Беларуси. Врачей заставили подписать договоры о неразглашении. Некоторые, как герой текста CNN Андрей (его имя журналисты изменили), бежали из страны.
Андрей работал врачом в Мозырской городской больницы. В августе он вывез семью в Литву — жена и две дочери пересекли границу легально, а сам он переплыл реку, так как знал, что находится в списке невыездных. В игрушечном телефоне дочери Андрей спрятал флеш-карту с копиями рентгеновских снимков и списками раненых российских военных. Снимки он передал CNN.
По словам Андрея, утром 24 февраля, то есть в первый день российского вторжения в Украину, всех врачей собрали в конференц-зале больницы и обязали освободить 250 коек для раненых из России, а также остановить все запланированные операции и отправить максимальное число белорусских пациентов домой. «Тогда нас предупредили, что нам нельзя передавать какую-либо информацию о российских солдатах. Пришлось подписать заявление о неразглашении, запрещающее нам делиться какими-либо фотографиями, документами», — говорит Андрей. Также врачам дали понять, что за ними следит ФСБ России и ведомство может прослушивать телефоны сотрудников. Андрей не видел российских силовиков, но замечал белорусских кгбшников в коридорах больницы.
Нас предупредили, что нам нельзя передавать какую-либо информацию о российских солдатах
Тем не менее, Андрей смог сделать копии рентгеновских снимков десятков военнослужащих, которые лечились в этой больнице. Медик отметил, что большинство солдат были в возрасте от 19 лет до 21 года.
Самый большой поток раненых Андрей видел 28 февраля. Их привезли ночью на автобусе. По словам медика, российские солдаты вносили их внутрь на носилках и бросали у входа. Врачи быстро оценивали раны солдат и писали им на лбу цифры — так они отмечали, кого надо оперировать в первую очередь. Всего прибыло более 100 российских военнослужащих. В тот же день, по словам Андрея, местный гостелеканал опубликовал репортаж, в котором утверждалось, что больница работает в обычном режиме. Мужчина называет это попыткой развеять слухи о том, что в ней лечат российских военнослужащих.
На самом деле, как говорит медик, больница была заполнена российскими военными. У некоторых не было глаз, другим требовалась ампутации — они были с гангренозными, раздробленными конечностями. Некоторые военные были парализованы, один потерял «часть мозга», другой — нижнюю челюсть. На рентгеновских снимках, копии которых сохранил Андрей, видно, что некоторые военные были перевязаны жгутами по несколько дней — в их телах были пули и осколки. «Раненых, нуждающихся в операции, было больше, чем операционных столов, — рассказывает врач. Русские просто отдавали нам своих раненых [солдат], им было наплевать на них».
Раненых, нуждающихся в операции, было больше, чем операционных столов
В марте президент Беларуси Александр Лукашенко подтвердил, что в больницах лечат российских солдат. «„Тысячи раненых прибыли в Гомель“, — кричат наши беглые и прочие. Ничего подобного. За весь период мы пролечили порядка 160-170 раненых», — добавил Лукашенко.
Однако, как говорит Андрей и другие медработники, это не так. По словам мужчины, в начале марта в Мозырскую городскую больницу ежедневно доставляли от 40 до 50 раненых россиян — как по «конвейерной ленте». Обычно их привозили глубокой ночью или рано утром на зеленых российских военных автобусах и машинах скорой помощи. «Мы, врачи в больнице, подумали, что, возможно, они [военные] беспокоились о безопасности, поэтому везли их ночью. Они боялись, что люди заметят красный крест на автомобилях. Люди бы узнали», — говорит Андрей. Россияне также пытались доставить в больницу мертвых, они не понимали, что с ними делать.
В конце февраля проект «Белорусский Гаюн» — группа активистов, мониторящая военную активность в стране — стал публиковать в телеграм-канале изображения российских медицинских машин, которые перевозят военных с фронта через границу.
«Мы можем подтвердить, что они [россияне] использовали белорусскую инфраструктуру, в том числе лечебные корпуса и полевые госпитали», — рассказал CNN Антон Мотолько, белорусский блогер, бежавший из Минска в 2020 году и основавший «Гаюн». Мотолько добавил со ссылкой на источники, что морги в Мозырском районе были переполнены и что в Мозырскую городскую больницу шел непрерывный поток раненых.
Глава белорусской организации ByPol Александр Азаров отметил, что власти города Мозырь старались сделать все возможное, чтобы скрыть информацию о количестве раненых российских солдат и о характере ранений. Местные силовики держали Мозырскую городскую больницу под круглосуточным наблюдением.
Мозырская больница была не единственным местом в Гомельской области, где лечили российских военных. Врач Николай (его имя изменено) рассказал CNN, что солдат лечили также в Областной клинической больнице и «Республиканском научно-практическом центре радиационной медицины и экологии человека» (РНПЦ). По информации источников издания в медицинских и силовых структурах Беларуси, в этих учреждениях лечились сотни военнослужащих. В РНПЦ, по словам главы ByPol, лечили военных, принимавших участие в штурме Чернобыльской АЭС. У них затем обнаружили признаки радиационного облучения.