FT: за месяц до войны Греф и Набиуллина пытались отговорить Путина от эскалации

По данным газеты, технократы попросили о личной встрече с президентом и подготовили презентацию о последствиях «жестких санкций»

Дата
16 дек. 2022
Автор
Редакция

За месяц до полномасштабного вторжения России в Украину глава Сбербанка Герман Греф и глава Центробанка Эльвира Набиуллина попросили встречи с Владимиром Путиным. На ней они представили презентацию возможных катастрофических последствий эскалации в Украине, пишет Financial Times со ссылкой на источники. 

По данным газеты, Греф выступил с 39-страничной презентацией, в которой описывались последствия «жестких санкций»: падение ВВП до 30% в долларовом выражении за два года, повышение ключевой ставки до 35%, сокращение реальных доходов на одну пятую. Набиуллина помогала составить доклад.

В тот момент они опасались, что Путин признает так называемые ДНР и ЛНР.

После презентации Грефа Путин спросил, что должна сделать Россия, чтобы избежать худших санкций. Однако экономисты не решились сказать президенту, что в случае военной эскалации геополитическая катастрофа неизбежна, пишет FT. «Греф и Набиуллина когда-то считались модернизаторами, реформистским противовесом „силовикам“, жестким ветеранам спецслужб, стоящим по другую сторону от Путина. Однако когда им представился исторический шанс защитить свою веру в открытые рынки и выступить против войны, они уклонились», — пишет газета.

Полномасштабное вторжение в Украину шокировало технократов, отмечают источники издания. «Ни у кого не было сценария вторжения России в Украину. Были стресс-тесты для государственных компаний и банковской системы, но никто не предполагал полномасштабного военного конфликта, замораживания резервов и такого уровня санкций», — рассказала одна из бывших сотрудниц ЦБ.

По словам собеседников газеты, после того как санкции отрезали Россию от мировых рынков, «всё, что [Греф] построил, было разрушено». «Я никогда не видел [Грефа] таким. Он был совершенно потерян, в состоянии полного шока. Все считают, что это катастрофа, он больше, чем кто-либо другой», — сказал бывший высокопоставленный сотрудник Сбербанка, видевший Грефа в первые дни войны. 

Набиуллина начала появляться на заседаниях полностью в черном. Но призвала сотрудников ЦБ остаться, чтобы помочь простым россиянам пережить финансовые потрясения войны: по словам близких к ней источников газеты, именно в этом она видит важную часть своей миссии. Олигархическое лобби настаивало на ее замене Сергеем Глазьевым — «жестким националистом и сторонником теорий заговора, любимого силовиками». «Если бы пришел Глазьев, то рубль даже не печатали бы на бумаге. Им пришлось бы просто выдавать куски дерева», — предположил один из собеседников.

Поделиться