Что случилось
США предоставят Украине ракеты GLSDB с дальностью действия до 150 километров, сообщил Reuters со ссылкой на двух американских политиков. Их можно запускать с помощью установок HIMARS и M270, которые уже есть у ВСУ. Самые дальнобойные ракеты, имеющиеся в украинской армии сейчас, — GMLRS. Их радиус действия — до 80 километров.
Новые ракеты войдут в очередной пакет военной помощи Украине, о котором должны объявить на этой неделе. Общая стоимость поставок — более 2 миллиардов долларов, большая часть этой суммы (1,725 миллиарда) приходится на GLSDB. Кроме того, в пакет войдут другие высокоточные боеприпасы, оборудование для систем ПВО Patriot и переносные противотанковые ракетные комплексы Javelin. Как отмечает Reuters, США отказались предоставить ракеты ATACMS с радиусом действия до 300 километров, о которых просит Украина.
О возможных поставках ВСУ ракет GLSDB Reuters писал еще в конце ноября. Тогда источники агентства говорили, что эти боеприпасы могут оказаться в Украине весной. Также Reuters отмечал, что на складах в США есть как запас самих GLSDB, так и их основных компонентов — двигателей M26 и боеголовок GBU-39.
О готовящемся пакете военной помощи на 2 миллиарда долларов также написал Bloomberg. По данным агентства, дальнобойные ракеты в него не войдут.
Насколько эффективны эти ракеты
GLSDB могут быть даже эффективнее ракет GMLRS, считает военный эксперт Ян Матвеев. Именно этими ракетами стреляют установки HIMARS, которые серьезно повлияли на ход войны и сыграли важную роль в освобождении Херсона. Матвеев отмечает, что GLSDB — это планирующая бомба, при хорошем наведении и корректировке она может поражать цели еще точнее.
Военный аналитик Кирилл Михайлов считает, что многое будет зависеть от того, насколько успешно GLSDB будут преодолевать российские ПВО. «Она [ракета] летит, скажем так, по траектории, которая в принципе проще для поражения различными средствами ПВО», — говорит эксперт. По его словам, эффективным средством борьбы с GLSDB может быть комплекс ПВО «Панцирь».
Reuters пишет, что GLSDB можно запускать не только с помощью ракетных установок, но и с воздуха. Дальность полета ракеты в таком случае составляет около 100 километров. Матвеев говорит, что украинским военным использовать такой способ будет сложно, так как бомбы рассчитаны на самолеты НАТО. Вероятно, запускать их с украинских самолетов можно с помощью специальных переходников. «Но в этом нет нужды, правильнее использовать ракеты для HIMARS», — говорит Матвеев.
Как GLSDB могут изменить ход войны
Если ВСУ получат дальнобойные ракеты, то будут использовать их, в первую очередь, для ударов по логистическим центрам российской армии.
По словам Михайлова, сейчас снабжение воюющих частей выглядит так: боеприпасы, горюче-смазочные материалы и т. д. доставляются на конечный (для армии) выгрузочный пункт железной дороги, а оттуда их везут на грузовиках. Когда у ВСУ появились установки HIMARS с ракетами GMLRS, они начали бить по этим пунктам. «Сейчас эти скопления [грузов] продолжают существовать, потому что по-другому логистика просто не может работать. Они просто отодвинуты. И сейчас россиянам придется отодвинуть их еще дальше. Это усугубит недостаток боеприпасов, ГСМ и так далее на линии фронта», — отмечает Михайлов.
По словам аналитика, получив ракеты GLSDB, украинская армия сможет обстреливать важные логистические центры в Херсонской и Запорожской областях, а также в Луганске и на севере Крыма. Зону поражения этих ракет обозначил на карте проект War Monitor.
Оба эксперта считают, что прямой связи между поставками GLSDB и возможным наступлением украинской армии нет. По словам Михайлова, для обстрелов на оперативную глубину 60–70 километров ВСУ хватит имеющихся у них средств. «Но, конечно, было бы очень хорошо [для украинцев], если бы удалось до начала наступления внести сумятицу в работу логистики и командных пунктов [противника]. Это не позволит [россиянам] своевременно реагировать на наступления, бросая резервы, например противотанковые средства, на важные направления, по которым прорываются украинские силы», — отмечает аналитик.
«GLSDB — это, скорее, оружие, разрушающее атакующий потенциал российской армии, наносящее урон логистике. Наверное, это самый эффективный способ его использовать. А вот для контрнаступления нужны уже танки», — говорит Матвеев.
31 января министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что в «первой волне» поставок от союзников ВСУ получат 120–140 танков. Когда это произойдет, он не уточнил. По словам министра, военные получат немецкие Leopard 2, американские Abrams M1 и британские Challenger 2. «Очень рассчитываем на [французские] Leclerc», — добавил Кулеба.
Вопрос о поставках Украине танков был решен на прошлой неделе. С тех пор США пообещали передать ВСУ 31 Abrams M1, Германия и Польша — по 14 Leopard 2, Великобритания — 14 Challenger 2, Канада — 4 Leopard 2. Также о готовности предоставить немецкие танки заявляли Финляндия, Норвегия, Испания и Португалия. Испанцы, по данным газеты El Pais, отправят в Украину от 4 до 6 Leopard 2.
В декабре главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный говорил, что ему нужно 300 танков (а также 600–700 БМП и 500 гаубиц), чтобы выйти на границы 23 февраля прошлого года. Военные аналитики считают, что для одного крупного наступления украинцам понадобится не менее ста танков.
Вопрос об истребителях F-16
После того как западные союзники пообещали предоставить ВСУ танки, Украина просит у них два вида вооружений — дальнобойные ракеты и истребители F-16. 30 января президент Франции Эммануэль Макрон, отвечая на вопрос о поставках F-16, сказал, что ничего исключать нельзя. Позднее в понедельник президент США Джо Байден ответил на этот вопрос одним словом: «Нет».
По данным Washington Post, американские военные не исключают, что в Белом доме изменят свое решение. В Пентагоне считают, что власти могут действовать так же, как в случае с танками Abrams M1. Чиновники сначала отказывались предоставить их, объясняя это разными причинами (сложность обучения военных, дорогое обслуживание, большое потребление топлива и т. д.), а потом объявили, что отправят ВСУ 31 Abrams M1. Высокопоставленный военный описал действия руководства страны новым глаголом: «M1-ed».
Опрошенные Washington Post эксперты оценивают перспективы использования F-16 в Украине по-разному. Генерал-лейтенант ВВС США в отставке Дэвид Дептула говорит, что истребители могут кардинально изменить ситуацию на фронте. Бывший офицер Дэниэл Дэвис отмечает, что это вряд ли возможно из-за российских ПВО. Кроме того, по словам Дэвиса, обучение украинских летчиков может занять много времени: с оценками в несколько месяцев он не согласен.