Фактчек

На концерте в Лужниках дети благодарили российскую армию за спасение. «Важные истории» нашли этих детей

Они из Мариуполя, у двоих под обстрелами погибла мать

Дата
24 февр. 2023
Авторы
На концерте в Лужниках дети благодарили российскую армию за спасение. «Важные истории» нашли этих детей
Фото: кадр из трансляции концерта в Лужниках

This story is also available in English here

22 февраля на провоенном митинге-концерте в «Лужниках» выступил доброволец из Челябинска Юрий Гагарин с позывным Ангел. Его представили как спасателя 367 детей из Мариуполя. Некоторые из детей были на сцене и благодарили его. Эти дети не актеры: они действительно пережили блокаду и оккупацию Мариуполя. «Важные истории» рассказывают, как российская пропаганда использовала несовершеннолетних украинцев — и через что им пришлось пройти в оккупированном российскими военными Мариуполе.

Семья Науменко 

15-летняя Аня Науменко 22 февраля со сцены в «Лужниках» сказала: «Спасибо дяде Юре за то, что он меня, мою сестру и сотни тысяч детей спас с Мариуполя». На сцене стояла и младшая сестра Каролина — она от громких звуков закрывала уши. Юрий Гагарин ответил: «Дети Донбасса, дети Мариуполя — это наши дети, и мы, российская армия, обязаны защитить этот народ и этих детей». Аня Науменко и ее сестра действительно родом из Мариуполя. Десять месяцев назад во время оккупации города маму девочек убило осколками. 

Ольга Науменко со своими детьми и мэром Мариуполя Вадимом Бойченко до войны
Ольга Науменко со своими детьми и мэром Мариуполя Вадимом Бойченко до войны
Фото: социальные сети

Ольга Науменко родила Аню первой, после нее родилась Каролина и младший сын Даниил. Аня была старшей в семье, но детство она провела в детском доме: в социальных сетях на страницах ее воспитателей можно найти фотографии девочки в учреждении до 2015 года, после Ольга забрала Аню домой. По словам знакомых семьи, у Ольги регулярно изымали детей, но потом возвращали. «Мать вела асоциальный образ жизни, и, как мне известно, детей у нее иногда забирали, — вспоминает в разговоре с «Важными историями» жительница Мариуполя, дочь которой училась в школе со средней дочерью Ольги. — Но в то же время Аня была очень воспитанной девочкой, спокойной и всегда ухаживала за младшими сестренкой и братишкой».

Когда началась война, семья Науменко — Ольга с ее гражданским мужем Артуром и дети Аня, Каролина и Даня — сначала прятались от обстрелов в Левобережном центре культуры (бывший ДК строителей), а потом в здании Левобережной администрации (райисполкома). «Девочка Аня вместе с мужчинами под бомбежками бегала в [магазин] АТБ за продуктами. За детьми смотрели все, кроме мамы», — вспоминает жительница Мариуполя Екатерина, которая находилась с ними в подвале. 

Об условиях в убежище в здании райисполкома вспоминает мужчина, который был там одновременно с Науменко: «В соседнем с нами помещении жили многодетные женщины, очень маргинальные, у каждой три-четыре ребенка, дети нестираные, могли босиком ходить. К нам приходил Артур по кличке Кощей, он работал в 4-й больнице. Как в дальнейшем оказалось, одна из этих женщин — мать детей Артура. Артур приезжал к нам и помогал заряжать телефоны — собирал с нас все телефоны и отвозил в больницу, где был генератор. То какой-то еды своим детям подвозил, крутился как мог, я о нем положительно отзываюсь».

Ольга погибла в первых числах апреля — она, как утверждают очевидцы, «выбежала за сигаретами», и ее убило осколками недалеко от 4-й больницы. Ее похоронили прямо на территории больницы. Это подтверждается сообщением в телегам-канале о погибших в Мариуполе от 16 апреля. 

Фото: социальные сети

Виктория, которая с семьей Науменко была в убежище, вспоминает: «Нас всех, не спрашивая, вывезли на эвакуацию. Детей забрал Артур, что было дальше, к сожалению, не знаю». Также в телеграм-каналах можно найти еще одно сообщение о том, что «Артур детей забрал. Они вроде со всеми тогда выехали в Безыменное (село в Донецкой области.Прим. ред.)». Где в данный момент находится Артур, его родственники не знают. 

На сцене в московских «Лужниках» мы смогли идентифицировать только Аню и Каролину, где находится Даниил ― неизвестно (UPD: как рассказала родственница Артура, Даниил остался с бабушкой, Каролина — с биологическим отцом, а Ане назначили другого опекуна). В одной из социальных сетей у Ани местом жительства значится подмосковное село Никитское, но двое подростков из Мариуполя сообщили «Важным историям», что Аня учится с ними в Мариуполе, а уехала всего «на неделю». Два месяца назад Аня опубликовала грустное видео с подписью «Мама. Я хочу к тебе». 

Мариупольские дети на Красной площади после митинга в «Лужниках»
Мариупольские дети на Красной площади после митинга в «Лужниках»
Фото: социальные сети

Семья Ващишиных

Костя Ващишин, стоявший на сцене в черной шапке и серой куртке (приобнимает военного Гагарина за левое плечо), со своими родителями прятался от обстрелов в тех же местах, где и семья Науменко: сначала в ДК строителей, потом в администрации Левобережного района. К счастью, вся семья — 37-летние Игорь и Кристина и их 10-летний сын Костя — выжила. Судя по фотографиям в инстаграм-аккаунтах родителей, они находятся в Мариуполе. 

Игорь Ващишин с сыном Костей в Мариуполе. На сумке Кости повязан российский триколор
Игорь Ващишин с сыном Костей в Мариуполе. На сумке Кости повязан российский триколор
Фото: социальные сети

Кристина раньше работала продавщицей в магазине хозтоваров, а теперь — в администрации города, рассказал «Важным историям» знакомый семьи Ващишиных. В сентябре на селфи Игоря с сыном у Кости на лямке сумки повязан российский триколор.  

Когда началась война, семья Ващишиных пряталась в подвале двухэтажного дома, где они давно снимали квартиру. В дом очень быстро прилетел снаряд и семье пришлось перейти в ДК строителей. Через пару дней после прилета там начался пожар, всех эвакуировали в помещение Левобережной администрации. «Абсолютно нормальная семья, Игорь ходил в спортзал, работал где-то на заводе. С Костей никаких проблем, постиранный, чистый, ухоженный», — вспоминает Ващишиных их сосед по дому Михаил. С ними он познакомился в начале блокады, когда пришлось вместе провести месяц в убежище. 

«Они были абсолютно адекватные, нормальные люди в общении, они осуждали все происходящее, — продолжает Михаил. — Они не говорили: „Класс, скорее бы Путин пришел, надоело жить в Украине“. Осуждали сам факт войны, бомбежки. Многие могут подумать: сидели в подвале, не вылазили, не видели, что и откуда летит. Нет, это не так. Игорь конкретно со мной выходил, мы делали такой относительно далекий поход за водой в то время, когда пить совсем нечего было, ходили за технической водой в пожарный резервуар хлебозавода. Нас там было несколько взрослых мужчин, Игорь всё видел своими глазами: что бомбы падали с самолетов, что это были россияне. 

В укрытии между собой мы вели разговоры, что было бы неплохо отсюда выбраться любой ценой, куда угодно — лишь бы выбраться из Мариуполя. На что Игорь и Кристина ответили, что выбраться не против, но кратковременно — пересидеть, переждать горячую фазу, а с концами уезжать они не планируют. Они говорили: „Это наш родной город, мы тут родились, мы тут будем жить“. Меня как-то это тогда удивило: понятно, когда так говорили старики, но не молодые — тем более, когда есть молодой пацан. Неужели вам хочется, чтобы он присутствовал во всем этом послевоенном бардаке?»

Михаилу и его семье удалось эвакуироваться из города в конце марта. Через некоторое время друзья скинули ему профиль Игоря в «Инстаграме»: по фотографиям было понятно, что семья, как и планировала, осталась в Мариуполе. Михаил на видео из «Лужников» узнал замотанного шарфом соседа Костю: «Я не думаю, что они переехали в Москву. Я полагаю, что их пригласили в Москву, и это такая кратковременная „командировка“».

Пользовательница «Твиттера» тоже узнала в мальчике на сцене Костю Ващишина
Пользовательница «Твиттера» тоже узнала в мальчике на сцене Костю Ващишина
Фото: социальные сети

Мужчина поделился в «Твиттере», что узнал Костю из Мариуполя. Ему ответила девушка, которая также во время войны познакомилась с семьей Ващишиных: «После вашего подвала они перешли в пищеблок 4-й больницы. Мои дети дружили с ним потом. А Игорь тот сразу снял все доступные кредитные средства из Приватбанка, потому что поверил, что Украина не вернется. А после активных обстрелов я только с их семьей и общалась... Они не казались мне такими ватными, как все остальные соседи или знакомые». 

Кто еще был на сцене в «Лужниках» 

Как минимум троих детей, которых вывели на сцену в «Лужниках», возят из шоу в шоу с «дядей Юрой» — вместе с их мамами. 

Девочка в розовой шапке и розовой курточке, которая обнимала Юрия Гагарина в Лужниках, — шестилетняя дочь Саша 29-летней Натальи Ситник из Ялты (посёлок городского типа под Мариуполем). 17 октября 2022 года в шоу Малахова Гагарин обнимает и держит за руку Сашу в розовых колготках, потом он посадит ее к себе на колени. В этом же выпуске засветилась и сама мама, а также другие ее четверо малышей — старшему из них 10 лет. 

Наталья Ситник и ее пятеро детей рядом с Юрием Гагариным
Наталья Ситник и ее пятеро детей рядом с Юрием Гагариным
Фото: smotrim.ru

Наталья и ее дочь действительно были в оккупированном Мариуполе: фотографии девочки можно найти в репортаже так называемого общественного движения «Донецкая Республика» из Левобережного района города, опубликованном 6 апреля 2022 года. В шоу Малахова сказано, что Наталья с пятью детьми 40 дней просидела в подвале мариупольской больницы — судя по кадрам, речь идет о 4-й больнице на левом берегу.

В эфире шоу Ситник рассказывает: «Пришли к нам азовцы, хотели занять позиции [в больнице] на втором этаже... Они [азовцы] нам просто сказали: „Наших детей раненых здесь нет“. К нам вообще никак не относились, мы просто были для них мясом. У них нет такого понятия, как люди».

Дети семьи Коваль обнимают Юрия Гагарина на съемках шоу Малахова
Дети семьи Коваль обнимают Юрия Гагарина на съемках шоу Малахова
Фото: smotrim.ru

Другая семья из Мариуполя — Натальи Коваль — также снималась в шоу Малахова. На сцену в «Лужниках» вышли двое ее детей — сын (в синей куртке) и дочь (с косичками в белой шапке). В репортаже, показанном в шоу Малахова, Коваль рассказывает, как они с детьми прятались в подвале собственного частного дома от обстрелов. 

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie