Во время российской оккупации Херсона в городе действовало около 20 тюрем, где пытали местных жителей, рассказал «Важным историям» британский адвокат Уэйн Джордаш. Возглавляемая им группа юристов Mobile Justice Team помогает украинским властям расследовать российские преступления в Херсоне.
По словам Джордаша, система тюрем в Херсоне финансировалась из России на государственном уровне. Одним из тех, кто участвовал в управлении, был глава оккупационной администрации Херсонской области Владимир Сальдо. «Мы точно не знаем, какая у него была роль, но он участвовал в управлении этой системой», — говорит Джордаш.
Тюрьмы управлялись разными структурами: за одни отвечали военные, за другие — ФСБ. Также в управлении участвовали гражданские. Некоторые из них были коллаборантами из Херсона и области, некоторые приехали с оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей.
По словам Джордаша, сейчас украинская прокуратура и юристы его Mobile Justice Team изучили показания около тысячи человек, побывавших в российских тюрьмах. Сколько всего людей прошло через них, юрист сказать затрудняется, так как неизученного материала еще слишком много. При этом он подчеркнул, что большую часть обработанных показаний дали люди, которые находились в 2–3 тюрьмах из 20. Некоторые из них выжили, некоторым удалось бежать.
Джордаш рассказал, что за время российской оккупации в Херсоне пропало без вести около 400 человек, некоторые из них погибли в тюрьмах. «У нас есть свидетельства о том, что тела людей выносили из тюрем в черных пакетах, оценить общее количество погибших пока сложно», — говорит юрист.
В комментарии изданию The Guardian Джордаш сказал, что в тюрьмы попадали те, кто имел отношение к украинским государственным органам или гражданскому обществу — активисты, журналисты, госслужащие и учителя. Среди заключенных были и те, кого задерживали на улице. Их могли обвинить, например, в «проукраинской» направленности содержимого телефонов.
В пыточных камерах заключенных избивали, били электрическим током, опускали голову в воду, не давая дышать. Также их заставляли учить и декламировать пророссийские лозунги, стихи и песни.
«Больше всего меня поразило то, насколько все было организовано, спланировано и просчитано. За 20 лет своей работы я впервые столкнулся с подобным», — сказал Джордаш «Важным историям». Он считает, что российские власти ставили перед собой задачу подчинить украинский народ и уничтожить украинскую идентичность.
До войны в Украине Джордаш участвовал в расследовании военных преступлений в Руанде и странах бывшей Югославии.
Российская армия захватила Херсон в начале марта, 11 ноября ВСУ освободили город. Через несколько дней репортажи о пытках в одной из тюрем города выпустили Reuters и The Guardian. Почитать их пересказ можно здесь.