Еще на прошлой неделе казалось, что российские войска близки к захвату или полному окружению Бахмута. Они заняли восточные районы города и обошли его с севера и с юга, получив возможность обстреливать единственную дорогу, по которой ВСУ снабжают свою группировку. Украинские политики говорили, что при определенных условиях армия может оставить город.
Однако в последние дни западные аналитики пишут о снижении темпов российского наступления под Бахмутом и даже о «локальных» контрударах ВСУ. «Важные истории» спросили военного эксперта, почему российской армии до сих пор не удалось захватить или окружить город и можно ли ждать на этом направлении успешного контрнаступления украинской армии.
Что сообщают о боях под Бахмутом
Для ВСУ ситуация под Бахмутом обострилась в начале марта. Американский Институт изучения войны (ISW) писал, что украинцы готовят организованное отступление из некоторых районов города. Американские и европейские политики говорили агентству Bloomberg, что ВСУ, вероятно, придется оставить Бахмут, чтобы подготовиться к весеннему контрнаступлению. Владелец ЧВК Евгений Пригожин, наемники которого играют ключевую роль в штурме Бахмута, заявил, что город «практически окружен».
6 марта на заседании Ставки Верховного главнокомандующего ВСУ было принято решение продолжать защиту города. Однако еще несколько дней продвижение россиян продолжалось. Аналитики ISW писали, что штурмовые отряды захватили восточные районы Бахмута, а потом сосредоточились на наступлении к северо-западу от города.
К середине месяца ситуация, вероятно, стабилизировалась. 17 марта британская разведка сообщила, что ВСУ продолжает защищать западную часть города, противники заняли рубежи к западу от реки Бахмутка.
На следующий день Пригожин обратился к министру обороны России Сергею Шойгу и предупредил его о готовящемся в конце марта – начале апреля «широкомасштабном» контрнаступлении ВСУ под Бахмутом. Цель украинских военных — нанести «фланговые рассекающие удары» и отрезать ЧВК Вагнера от основных российских сил. По словам Пригожина, на тот момент его наемники контролировали 70% города.
С воскресенья ISW и британская разведка сообщают о «локальных» контрнаступлениях ВСУ. 22 марта британские аналитики написали, что операции украинских военных, вероятно, «ослабили давление» россиян на линию снабжения группировки в Бахмуте.
В четверг телеграм-канал «Говорят снайпер», который, по данным украинских СМИ, ведет боец батальона «Айдар», написал, что украинцы недавно «частично выбили» вагнеровцев с улицы Корсунского в Бахмуте. Также по словам автора канала, украинцы остановили наступление россиян под Хромово к северо-западу от города, отбив позиции и захватив оружие и средства связи.
Командующий Сухопутными войсками ВСУ Александр Сырский написал, что отряды ЧВК Вагнера под Бахмутом несут значительные потери и «выдыхаются». «Совсем скоро мы воспользуемся этой возможностью, как в свое время делали это под Киевом, Харьковом, Балаклеей и Купянском», — пообещал Сырский.
Почему российское наступление застопорилось
Причины снижения темпа российского наступления — нехватка военной техники, боеприпасов и обученных военных, говорит военный эксперт Кирилл Михайлов. С этими проблемами российская армия столкнулась давно, а недавно к ним добавилась распутица. «Вязнут даже танки, что уж говорить о грузовиках, которые подвозят боекомплект, провизию и так далее», — отмечает аналитик.
Украинский военный эксперт Александр Коваленко пишет, что из-за больших потерь в ЧВК Вагнера участвовать в боях под Бахмутом все чаще приходится десантникам. Коваленко приводит пример, как к юго-западу от города десантники «уперлись в канал», хотя раньше «была мысль форсировать канал, забросав его вагнерами». О больших потерях российских войск под Бахмутом говорит и военный эксперт Юрий Федоров: «Колоссальные потери. Подготовленных батальонных тактических групп не так много, чтобы заменять погибших. Живая сила есть, но она не подготовлена. Для подготовки пехоты, способной вести штурмовые действия, требуются недели, месяцы, которых у России нет».
Михайлов считает, что сейчас важно не то, сколько улиц в Бахмуте захватит российская армия, а смогут ли ВСУ, обороняя город, сохранить достаточно сил для нового наступления. «Пока что ничего не говорит о том, что они задействуют в обороне те силы, которые предназначаются для наступления. Например, мы не видели там образцов новейшей западной техники, которая, как сообщалось, поступила в Украину», — отмечает он.
На прошлой неделе New York Times писала, что американские военные обеспокоены, что при обороне Бахмута ВСУ несут большие потери и расходуют много боеприпасов. Они опасаются, что украинской армии не хватит ресурсов для большого весеннего наступления.
Нынешние контрудары ВСУ под Бахмутом Михайлов называет локальными, они совершаются, чтобы «удержать горловину бахмутского выступа, через которую идет снабжение и которую украинские войска в случае чего могут использовать для отхода из города». Чтобы проводить масштабное наступление, надо дождаться окончания распутицы. Аналитик не уверен, что ВСУ будут проводить крупную наступательную операцию под Бахмутом: логичнее было бы нанести удары в направлении Мелитополя или в Луганской области в районе Сватово и Кременной. «Хотя нельзя исключать и наступления под Бахмутом, учитывая его огромное психологическое значение», — говорит аналитик.
Оборона Авдеевки
Снижение темпов российского наступления под Бахмутом также может быть связано с переброской сил на другие направления, считают в британской разведке. Одним из них, вероятно, стала Авдеевка — населенный пункт недалеко от Донецка. Там россияне пытаются применить ту же тактику, что и под Бахмутом: они заняли позиции к югу и к северу от города, затруднив снабжение украинских частей. Представитель сил обороны Таврического направления ВСУ Алексей Дмитрашкивский сказал в понедельник, что Авдеевка в ближайшее время может стать «вторым Бахмутом».
Наступление на этом направлении ведет первый армейский корпус «ДНР». Именно на командиров этого подразделения в последние недели жалуются российские мобилизованные. По словам военных, из них наспех формируют штурмовые отряды и отправляют на штурм авдеевского укрепрайона без разведки, связи и поддержки техники и артиллерии.
Михайлов отмечает, что территория к северо-западу от Авдеевки, через которую идет снабжение украинских войск, «практически лишена естественных преград и укрытий», поэтому ее сложнее оборонять. Стратегического значения Авдеевка, как и Бахмут, не имеет, для России это ступенька на пути к захвату всего Донбасса, считает аналитик. «Падение Бахмута или Авдеевки не означает падения Донбасса, потому что даже в этом случае россиян ждут долгие и не менее изнурительные бои за Константиновку, Дружковку, Славянск, Краматорск и другие крупные населенные пункты, остающиеся под прочным контролем украинской армии», — говорит аналитик.
Украинский военный эксперт, полковник запаса ВСУ Роман Свитан отмечает, что Авдеевка меньше Бахмута, поэтому защитить ее украинцам будет проще. «Узкая ширина фронта и малые группы, которыми они [россияне] пытаются захватить город, разбиваются нашими фланговыми ударами», — говорит Свитан.