Отцу тульской школьницы, нарисовавшей антивоенный рисунок, дали два года лишения свободы

Ранее его несовершеннолетнюю дочь отправили в приют

Дата
28 мар. 2023
Автор
Редакция

Ефремовский межрайонный суд приговорил Алексея Москалёва к двум годам колонии по делу о дискредитации армии (статья 280.3 УК РФ), сообщает «Медиазона» из зала суда. Его 12-летнюю дочь постановили передать на «попечение социальных служб». 

Судья Антон Маликов зачитал решение в отсутствие самого Москалёва, отмечает издание. Как пишет SOTA со ссылкой на пресс-службу суда, мужчина мог сбежать из-под домашнего ареста.

По данным MSK1, в социально-реабилитационном центре № 5, где находится дочь Москалёва, Мария, проходит «срочное совещание». При этом сотрудница учреждения сообщила «7х7», что совещание не срочное, а «обычное еженедельное». На вопросы о судьбе девочки в приюте отвечать отказались.

Ранее, 28 марта, «Мемориал» признал Алексея Москалёва политзаключенным и назвал историю семьи «показательным репрессивным актом и попыткой запугать всех противников войны не только тюремными сроками, но и разрушением их семей, и давлением на детей». Правозащитники отметили, что статья 280.3 УК России противоречит как российской Конституции, международным обязательствам России, так и базовым принципам права, так как фактически запрещает критику действий органов власти и нарушает право граждан на свободу выражения мнений и устанавливает повторное наказание за одно и то же деяние.

«Особенностью дела Москалёвых стало то, что репрессиям за реализацию свободы слова подвергается не только Алексей Москалёв, но и его несовершеннолетняя дочь», — указал «Мемориал».

Прокурор просил для жителя Ефремова два года колонии общего режима, назвав наличие у Москалёва малолетней дочери смягчающим обстоятельством, а «совершение преступления в период „спецоперации“» — отягчающим.

Преследование мужчины началось после того, как его дочь-шестиклассница весной прошлого года на уроке ИЗО нарисовала антивоенный рисунок — детей попросили поддержать российских военных. Маша нарисовала два флага, российский и украинский, надписи «Нет войне» и «Слава Украине», между флагами — женщина с ребенком, в них летят ракеты. Увидев рисунок, учительница пошла к директору школы, а директриса вызвала полицию. Девочка сбежала домой, но на следующий день ее сняли с уроков и отвезли вместе с отцом в отдел. Алексея допросили и обвинили в «дискредитации» армии за комментарии в интернете — в тот же день суд назначил ему штраф. Днем позже к Маше в школу приехали сотрудники ФСБ. После беседы с эфэсбэшниками Маша в школу не ходила.

Тогда в школу приехала полиция и служба опеки. На Москалёва завели уголовное дело из-за повторной «дискредитации» за пост в интернете. Накануне Нового года к семье пришли с обыском. По словам мужчины, на допросе его били и пытали гимном России. После этого Москалёву не избрали меру пресечения, он забрал свою дочь и уехал из города. 

Мужчина почти месяц находился под домашним арестом. После его задержания в начале марта Машу Москалёву поместили в приют. Следователь разрешил отцу забрать дочь на время домашнего ареста, но приют отказался отпускать девочку по неизвестным причинам.

27 марта стало известно, что дело на Москалёва возбудили из-за постов в «Одноклассниках» про убийства мирных жителей в Буче, военнопленных в Еленовке и за то, что называл российский политический режим «террористическим». Чтобы доказать вину Москалёва в написании постов, обвинение допрашивало школьных учителей его дочери. Педагоги содержание постов не вспомнили, но утверждали, что у публикаций Москалёва «суть одна и та же — порочащая и дискредитирующая».

  • Параллельно делу об обвинении Москалёва в «дискредитации» армии, рассматривается дело об ограничении его в родительских правах, следующее заседание по нему состоится в апреле. От российского суда впервые со времен СССР потребовали разлучить ребенка с инакомыслящим родителем, отметило «Агентство». Так как Алексей Москалёв воспитывает Марию один, то, «если отца посадят, то ребенку будет не с кем жить и по решению суда с вероятностью 99,9% девочку оставят в реабилитационном центре, а потом передадут в детский дом», рассказал адвокат Москалёва. Как единственный родитель, мужчина может ходатайствовать об отсрочке приговора, считает Биленко. Но статья 398 УПК предоставляет отсрочку только до того момента, как несовершеннолетнему исполнится 14 лет, а Марии Москалёвой сейчас 13. 

В России по политическим соображениям детей у родителей не отбирают около 40 лет, но такой способ воздействия на неугодных практиковался раньше. Разлучение с детьми было инструментом репрессий в отношении «врагов народа» во времена Сталина. С августа 1937 года по январь 1939 года в СССР из семей было изъято 25 342 ребенка «врагов народа» не старше 15 лет. В последний раз детей у родителей по политическим соображениям отбирали в позднем СССР, рассказывал «Агентству» специалист по советским инакомыслящим, сотрудник архива «Мемориала» Алексей Макаров. Чаще всего такая мера практиковалась в отношении верующих: баптистов-инициативников, литовских католиков, пятидесятников, адвентистов. Их обвиняли в том, что они нарушают права детей: не пускают в школу по субботам или в кино, заставляют молиться.

  • Второй современный случай насильственного разлучения политзаключенной с ребенком — дело активистки из Улан-Удэ Натальи Филоновой. Ее арестовали за протесты против мобилизации. В декабре 2022 года ее 16-летнего приемного сына отправили в приют. Филонову обвиняют в нападении на полицейских, одному из которых она, по версии следствия, сломала палец при задержании.
  • По данным «ОВД-Инфо», с начала войны в России было не менее 544 задержаний несовершеннолетних на антивоенных протестах. Возбуждено семь уголовных антивоенных дел на несовершеннолетних, кроме того, двое фигурантов антивоенных уголовных дел не достигли 18-летия на момент преследования. В это число не включаются несовершеннолетние, которых преследуют за «диверсии».

Поделиться

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie