Треть уехавших после начала мобилизации россиян хотели бы вернуться в Россию. А треть уехавших весной 2022 года не планировали возвращаться

Рассказываем о главном из исследования Exodus-22, изучающих миграцию россиян в Армению и Грузию после начала полномасштабного вторжения в Украину

Дата
1 мая 2023
Авторы
Ирина Долинина, Редакция
Треть уехавших после начала мобилизации россиян хотели бы вернуться в Россию. А треть уехавших весной 2022 года не планировали возвращаться
Россияне переходят границу с Грузией на КПП Верхний Ларс после объявления мобилизации. AP Photo/Shakh Aivazov

После начала полномасштабной войны России против Украины прошли две волны массовой эмиграции россиян из страны — весенняя, начавшаяся сразу после вторжения, и осенняя, спровоцированная объявлением «частичной» мобилизации. Всего, по собственным подсчетам издания The Bell (которые авторы называют «самыми скромными оценками»), с февраля Россию покинули и не вернулись как минимум полмиллиона россиян.

Группа независимых исследователей Exodus-22 (предыдущее название After24) опросила более полторы тысяч россиян, уехавших из России весной и осенью 2022 года, и сравнила результаты ответов так называемых «февралят» и «сентябрят». «Важные истории» рассказывают о главном, что удалось выяснить социологам. 

Российских эмигрантов, которые хотели бы вернуться в Россию, стало в два раза больше

Исследователи отмечают, что среди опрошенных ими респондентов (более 900 весной и более 600 осенью) самым заметным отличием стал гендерный баланс. Очевидно, что среди осенних эмигрантов оказалось в два раза больше мужчин, чем женщин, тогда как весной их было поровну. 

Другим отличием стало то, что четверть опрошенных «сентябрят» назвали свой отъезд запланированным и скорее запланированным, хотя и вынужденным (почти 50%). Весной же всего 22% «февралят» назвали свою эмиграцию вынужденной, и для половины уехавших отъезд стал спонтанным, а не запланированным. Это отличие в ответах говорит о том, что мобилизация просто подтолкнула часть тех, кто и так думал уезжать (или колебался в этом решении) после начала войны, полагают авторы исследования. 

Кроме того, снизилась доля тех, кто не хотел бы вернуться в Россию: с 30% весной до 13% осенью.  

Большинство россиян, которые уехали из страны, могут прожить на свои сбережения минимум полгода

Средний портрет россиянина, который смог уехать из страны в эмиграцию в Армению или Грузию, практически не изменился, показали результаты весеннего и осеннего опросов. Коротко его можно описать так: 32-летний IT-специалист из Москвы или Санкт-Петербурга.  

Подавляющее большинство эмигрантов имеют высшее образование (почти 77% среди осенних респондентов). Этот показатель в разы превышает средние по России, отмечают исследователи. Среди самых популярных причин для эмиграции весенние респонденты называли тяжелую психологическую обстановку в стране и цензуру. В свою очередь, многие «сентябрята» уехали из-за нежелания жить в стране, ведущей войну, и, конечно, угрозы мобилизации. 

Также значительная часть как весенних (более 30%), так и осенних эмигрантов (более 40%) могут прожить на свои накопления в Армении или Грузии от 6 до 12 месяцев или более 12 месяцев. 

В Армении российские эмигранты встретили более дружелюбное отношение, чем в Грузии

Основной причиной для россиян, которые выбрали для эмиграции Грузию или Армению, стала доступность этих стран для переезда (безвизовый режим). Однако весной респонденты на втором месте среди причин выбора страны отмечали, что в них они могут «реализовать свое право на свободу слова», а осенью — что «в эту страну уехали мои друзья, родственники». 

Большинство россиян, уехавших весной или осенью, не планируют жить в Грузии или Армении больше года. «Многие эмигранты рассматривают Армению и Грузию как транзитные хабы для старта в Европу, Израиль и страны Америки», — объясняют исследователи. 

Довольно значительной оказалась разница в ответах на вопрос про отношение местных жителей к приезжим россиянам. Подавляющее большинство респондентов не отметили враждебного к ним отношения. Однако именно дружелюбным отношением к ним назвали осенью более 70% эмигрантов в Армении и только 15,5% в Грузии. 

Поделиться