«Ее крики слышит весь СИЗО». Россиянку с психическим расстройством два месяца держат в изоляторе в Казахстане. В РФ ей грозит срок за антивоенное письмо

Сокамерники говорят, что девушку, у которой произошел сильный нервный срыв, периодически помещают в карцер. Обновлено

Дата
26 сент. 2023
(Обновлено 19:38 - 26 сентября)
Автор
Редакция
«Ее крики слышит весь СИЗО». Россиянку с психическим расстройством два месяца держат в изоляторе в Казахстане. В РФ ей грозит срок за антивоенное письмо
Наталья Нарская. Фото из соцсетей

29-летняя москвичка Наталья Нарская (Толмачева) два месяца находится в СИЗО № 18 города Алматы. Ей грозит экстрадиция в Россию по обвинению в «призывах к экстремизму» (ч. 2 ст. 280 УК). По информации правозащитников, в заключении у девушки произошел сильный приступ: она кричит, снимает с себя одежду и мажет стены камеры экскрементами. 

Ни сама Нарская, ни ее родственники не обращались за помощью. О ситуации с девушкой рассказала у себя в соцсетях основательница казахстанского общественного объединения «Точка невозврата» Евгения Балтатарова. Она пояснила «Важным историям», что местные правозащитные организации знали о Нарской и раньше, но не придавали ее ситуацию огласке. Сама Балтатарова получила информацию от других заключенных этого СИЗО: «Они рассказали, что с ними сидит россиянка, которая два месяца не прекращает кричать. Ее запирают в карцере, и ее крики слышит весь СИЗО».

Наталья Нарская
Наталья Нарская
Фото из соцсетей

До переезда в Казахстан весной 2022 года Наталья Нарская жила в подмосковных Люберцах и давала частные уроки вокала (ее профиль можно найти на сайтах по поиску репетиторов). Как рассказала «Важным историям» одна из родственниц девушки, после начала войны в Украине Нарская написала письмо в администрацию города Люберцы, в которой осудила действия российских войск. После этого местные депутаты подали заявление в полицию.  

«Она написала, что специальная военная операция — это неправильно, что она выступает против войны, — рассказала наша собеседница. — К ней приходила полиция, она их домой не пустила и разговаривала через дверь. И дня через два быстро уехала в Казахстан. Куда могла, потому что у нее не было загранпаспорта. Обсуждала это с отцом, но отец объяснил свою позицию: он из Советского Союза и всю эту историю прекрасно знает, поэтому спецоперацию поддерживает. И она поняла, что здесь не найдет понимания».

Уже находясь в Казахстане, Нарская дала интервью проекту «Очевидцы», созданному бывшей редакцией томского телеканала «ТВ2». Среди прочего она призналась, что больше «не чувствует себя русской», и рассказала о желании порвать все связи с Россией: «На моих руках есть кровь украинцев. Сейчас. Частично. За "русню" зад я не готова рвать и не буду рвать».

По информации правозащитников, в конце июля 2023 года полицейские пришли по месту жительства Нарской в Алматы, но не застали ее дома, после чего девушка сама явилась в участок. Россиянку задержали на 72 часа, а потом поместили в СИЗО. 

Как рассказала «Важным историям» одна из родственниц Нарской, в 2011 году девушке поставили диагноз «шизофрения», в России она была на учете в психдиспансере. В это же время Наталья Толмачева поменяла паспорт и сменила фамилию на Нарская.

Наталья Нарская
Наталья Нарская
Фото из соцсетей

«Она часто попадала в психбольницы и почему-то считала, что с новым паспортом перестанет стоять на учете, — объясняет собеседник "Важных историй". — Но и с новой фамилией в очередной раз туда загремела, причем с очень серьезными приступами. Она никого [из родных] не узнавала». 

Правозащитница Евгения Балтатарова рассказала «Важным историям», что сейчас Нарская находится в состоянии сильного нервного срыва и отказывается идти на контакт как с адвокатами, так и с руководством СИЗО. В том числе девушка не подписывает доверенность на предоставление ей юридической защиты: «Когда я написала первый пост в фейсбуке, руководство СИЗО очень всполошилось и само вышло на правозащитников. Сказали, что они ее не трогают, а, наоборот, пылинки сдувают. Что она им не нужна, потому что иностранная гражданка. Но так как никто из нас лично Наталью не видел, можем ли мы полагаться на слова тюремщиков?»

«По моей информации, в СИЗО у нее была психиатрическая комиссия, но ни к какому решению она в итоге не пришла, — рассказала "Важным историям" правозащитница. — Но даже если и так, ее сейчас бы хорошо поместить в какое-то учреждение, где бы ей оказывали помощь. Непонятно, почему этот вопрос продолжают решать через карцер». 

Осенью 2022 года власти Казахстана заявили, что будут экстрадировать россиян, объявленных в международный розыск. Полгода спустя сообщалось, что эта мера не будет касаться тех, кому на родине грозит преследование по политическим мотивам. Ранее казахстанские силовики уже задерживали граждан России по запросу из Москвы, в том числе анархиста Дениса Козака, который находится в СИЗО уже шесть месяцев. Как отмечают правозащитники, случаев экстрадиции россиян по подобным обвинениям еще не было. 

Сейчас делом Натальи Нарской занимается Казахстанское международное бюро по правам человека и берлинская антивоенная инициатива InTransit. В InTransit отказались комментировать «Важным историям» ситуацию с Нарской — правозащитники считают, что огласка ухудшит положение девушки.

«Они делают какие-то процедуры, но как-то упускают из вида ее состояние, — говорит Балтатарова. — Начали вроде оформлять визу, но застряли на этапе, когда сама девушка просто не идет на контакт». 

В последний раз Наталья выходила на связь с родственниками 22 июля, когда поздравляла своего отца с днем рождения. Родные разыскивали Нарскую, чтобы сообщить, что отец девушки умер.  

По словам родственников, Наталье необходимы дорогостоящие препараты, которые ей покупали родители. Был ли у девушки доступ к лекарствам в Казахстане — неизвестно.

Обновлено (19:38 мск). Казахстанские правозащитники смогут требовать перевода россиянки Натальи Нарской из СИЗО Алматы в медучреждение после публикации «Важных историй».

«Ребята из "Важных историй" нашли ее [Натальи] маму, она взяла справку в психоневрологическом диспансере о диагнозе дочери и о том, что ей нужна психиатрическая помощь. В Казахстане КМБПЧ (Казахстанское международное бюро по правам человека) направит ходатайство о ее переводе в ПНД из СИЗО, надеюсь, получится. Спасибо всем огромное за работу!» — написала в своем телеграм-канале живущая в Казахстане бурятская журналистка и основательница правозащитного объединения «Точка невозврата» Евгения Балтатарова.

Поделиться

Мы используем cookie