С начала полномасштабного вторжения России в Украину объем экспорта боеприпасов из Сербии в Украину через третьих лиц составил около 800 млн евро. Об этом сообщает Financial Times.
По словам сербского президента Александра Вучича, эта сумма «является в целом точной за два или три года». «Это часть нашего экономического возрождения и очень важно для нас. Да, мы экспортируем наши боеприпасы. Мы не можем экспортировать в Украину или в Россию, но у нас было много контрактов с американцами, испанцами, чехами и другими. Что они с этим делают в конечном итоге — их дело. Даже если я знаю [куда попадают боеприпасы], это не моя работа. Моя работа заключается в том, чтобы гарантировать, что мы легально обращаемся с боеприпасами, что мы их продаем», — заявил он в интервью газете. У Сербии «есть друзья в Киеве и Москве — братья-славяне», заявил он.
Вучич считает, что с началом войны у Белграда появилась «золотая возможность»: его оружие дешевле, чем на Западе, а масштабы экспорта боеприпасов могут увеличиться. «Русские проделали огромную работу по обновлению и возрождению своего производства вооружений. Они делают это быстро, но когда нужно получать прибыль, то это нелегко. В США и Германии нельзя сказать, что теперь вы будете производить еще один танк, не заработав денег... И нам хорошо, потому что люди теперь видят это [более низкую цену]», — сказал президент Сербии.
Один из западных дипломатов заявил FT, что Европа и США «годами работали» над тем, чтобы отдалить Вучича от Владимира Путина. Он отметил, что решающим игроком был посол США Кристофер Хилл, который прибыл в Белград через месяц после начала полномасштабного вторжения. «Все ожидали, что Хилл будет бороться с Вучичем, но его единственной целью было отдалить Белград от Москвы, и ему это удалось. Вучич не встречался и даже не звонил Путину в течение многих лет», — сказал дипломат.
Участие Сербии в поставках боеприпасов в Украину настолько завуалировано, что официальные данные не отражают его, считают дипломаты и аналитики, опрошенные FT. Кильский институт мировой экономики, занимающийся мониторингом поддержки Украины, не отслеживал деятельность Сербии напрямую, сказал аналитик Кристоф Требеш. В оборонной промышленности Сербии заняты 20 тыс. человек, население страны при этом составляет 7 млн человек.