
15 мая в Стамбуле должны начаться первые за три года прямые переговоры между Россией и Украиной.
Президент Украины Владимир Зеленский был готов встретиться с Владимиром Путиным и прилетел в Турцию. Однако Путин в Стамбул не приехал и в ближайшие дни его визит туда не планируется. Российскую делегацию возглавил советник Путина Владимир Мединский, также в нее вошли замглавы МИД Михаил Галузин, начальник ГРУ Игорь Костюков и замминистра обороны Александр Фомин.
Кто будет представлять Украину и состоится ли встреча вообще, к 15:30 мск было непонятно. Украинская сторона готова обсуждать только 30-дневное прекращение огня, писали Wall Street Journal и «Суспильне».
Обновлено: украинская делегация отправится на переговоры в Стамбул, ее возглавит министр обороны Рустем Умеров, сказал Зеленский. Сам президент на встречу не поедет.
Прокомментировать состав российской делегации и перспективы переговоров в Стамбуле «Важные истории» попросили бывшего советника представительства России при ООН Бориса Бондарева. Вот что он сказал:
— Обычно перед встречей президентов всегда должна быть подготовительная работа. Честно говоря, не знаю, почему вдруг все начали бегать с криками «Путин едет в Стамбул!» Понятно, что Путин совершенно не имел в виду, что он поедет туда сам. И не надо говорить, что он боится Зеленского и так далее. Ничего он не боится, он вообще его за человека не считает и не собирается ни о чем с ним разговаривать.
[Объявив о готовности встретиться с Путиным], Зеленский поступил правильно. В глазах нейтральной аудитории он бы смотрелся выигрышно. Но аудитория у нас заряженная. Европа смотрит на Зеленского позитивно, а Трамп — заранее негативно. Трамп заранее ищет, как бы доказать, что Путин хочет мира. Поэтому не знаю, насколько ход Зеленского подействует на Трампа, но украинский лидер должен был показать, что именно он хочет мира.
Путин очевидно никаких настоящих переговоров о мире не хочет, как не хочет и никаких перемирий — кроме как на своих условиях. Поскольку он подозревает, что его условия пока будут отвергаться, перемирие ему не нужно, он хочет усиливать свои позиции на земле. С его точки зрения, ситуация на фронте выглядит нормально. Путин думает: «Надо продолжать давить, ведь Запад уже сыпется на глазах, Трампу уже не терпится забыть об Украине и Европе. Надо подождать, потерпеть еще несколько месяцев, и я их дожму». Зачем ему в такой ситуации останавливаться? Но при этом он хочет, чтобы Трамп сел с ним за стол переговоров, уяснил, что Путин великий и надо ему дать всё, что он хочет. Поэтому Путин не хочет, чтобы Трамп обиделся и вышел из переговоров. И он пытается, с одной стороны, держать морковку перед носом Трампа, а с другой, не идет ни на какие перемирия, потому что они ему не нужны.
Мединский во главе делегации, не Мединский — в данной ситуации неважно. Думаю, Мединского Путин выбрал специально, чтобы унизить украинцев, напомнить им про 2022 год. Но это не главное. Даже если бы поехал Лавров или Мишустин, они бы стали делать то, что говорит Путин, а именно — выдвигать несуразные требования и всячески затягивать процесс. Потому что пока эти переговоры будут идти, всегда можно сказать Западу: «Какие санкции? У нас мирный процесс идет, вы что, хотите его подорвать?»
В том, что в составе делегации есть начальник ГРУ, ничего удивительного нет. Это же продолжение переговоров 2022 года, тогда что обсуждали? В частности, демилитаризацию и сокращение украинской армии. То есть там должны быть военные, которые могут компетентно на эту тему рассуждать. Есть еще один момент. Для многих таких генералов выезд за границу — это большой праздник, потому что они невыездные. Может быть, Костюков сам попросился съездить в Турцию, погулять по Стамбулу пару дней.