Две стороны медали
Почему российские власти массово награждают военнослужащих медалями и орденами посмертно, но не раскрывают, какие именно подвиги они совершили?
Дата-отдел «Важных историй» ежедневно обновляет сводку погибших российских военнослужащих. Пополняется она в основном за счет публичных сообщений родственников, глав регионов и публикаций местных СМИ, в которых часто упоминается, что погибших посмертно награждают орденом Мужества, реже — дают звезду Героя России.
Главы городов, сел и деревень, куда приходят гробы с погибшими, подчеркивают особый героизм каждого военнослужащего, сравнивают их с советскими солдатами, проявившими себя во время Великой Отечественной войны, уверяют, что «только лучшим предоставляется возможность совершить беспримерный подвиг за своих родных и близких, за судьбу своего народа». Но чаще всего не могут объяснить, какой именно подвиг совершил конкретный военный, который отмечен орденом или званием.
Вот пример — погибший на второй день полномасштабного российского вторжения Денис Зорин из Волгоградской области посмертно удостоен высшего звания за заслуги перед государством и народом — Героя России. За что — Минобороны не раскрывает, сообщает местное издание. В родном селе погибшего ходят лишь слухи о том, что мог совершить Зорин. Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров, вручая награду матери военнослужащего, тоже не упомянул никаких деталей проявленного героизма, но заверил, что «подвиг [Зорина] навсегда останется в памяти семьи, в нашей памяти, в памяти боевых товарищей, в истории Волгоградской области, в истории Воздушно-десантных войск». Как он останется в памяти, если никто не раскрывает сути, губернатор не уточнил.
«Самое важное — он совершил то, что должен был совершить как офицер, принявший присягу, как представитель наших славных Воздушно-десантных войск. На его примере, на примере таких, как Денис Зорин, мы будем дальше воспитывать будущее поколение солдат, офицеров, всю нашу молодёжь», — продолжил начальник штаба московской «Юнармии», генерал-майор Геворк Исаханян, не объясняя, что именно будет ставиться в пример молодым людям.
Но одна мысль о том, что сын погиб героем, утешает его мать: «Я всегда радовалась успехам моего Дениса, а сейчас мою душу переполняет гордость за героический подвиг сына.<...> Я уверена — наша армия сильная, и мы победим проклятых фашистов. Спасибо за награду», – заявила она. Не исключено, что массовое награждение погибших призвано не допустить недовольства и ропота со стороны их близких.
В той же Волгоградской области 14 июля проходило массовое награждение орденами Мужества посмертно. На церемонии выступали родственники и близкие погибших. «Мне позвонили в мае, сказали, что Миша погиб. Что сделал мой сын и какой подвиг он совершил, я до сих пор не знаю», — рассказала мама Михаила Пурясьева.
Массовая героизация погибших без каких-либо сообщений о том, что именно они сделали, — это еще один способ убедить россиян, что в этой войне есть смысл, сделать ее оправданной для родственников погибших и общественности, считает политолог Аббас Галямов.
«Власти пытаются подсластить пилюлю для российской общественности, показать, что эта война не совсем позорная. У россиян есть все основания полагать, что война провальная, потому что нет побед над заведомо более слабым врагом. Ведь до войны власти если и спорили, то лишь о том, за три или за четыре дня они завоюют Украину. А тут пять месяцев возятся <...>. „Победой“ даже отдаленно и не пахнет. К тому же то, что случилось в Буче, Ирпене, Виннице: огромное количество жертв, постыдное поведение российских военнослужащих… В совокупности эти два фактора создают ощущение, что происходит какой-то немыслимый позор. Вот и пытаются спасти имидж командования», — считает политолог.
Россия о своих потерях молчит с 25 марта, а Владимир Путин утверждает, что «мы-то, по большому счету, всерьез пока ничего и не начинали» в Украине. При этом, по разным оценкам, российская армия потеряла убитыми и ранеными от 37,8 (оценка украинской стороны) до 50 тысяч (оценка Великобритании) человек. Но если еще ничего не начинали, откуда гробы, которые приходят в российские регионы, и откуда такой массовый героизм на поле боя?
Массово награждая орденами, устанавливая мемориальные таблички и вывешивая баннеры с фотографиями военнослужащих-героев, российские власти начинают противоречить сами себе. Героизм на войне означает, что война трудная, а противник силен, уверен политолог Аббас Галямов.
«Когда ты воюешь со слабым врагом, нет повода проявлять героизм, ты просто берешь и быстро побеждаешь. Массовый героизм создает ощущение, что враг силен, — считает Галямов. — А когда враг силен и война ведется не на своей территории, потому что не на нас напали, то возникают вопросы: „Зачем мы воюем? Зачем нам тяжелая война с сильным врагом [на его собственной земле]?“»