Почему проиграл Карабах

Длившийся десятилетиями конфликт вокруг Нагорного Карабаха решился в один день. Как это вышло и что дальше?

Дата
22 сент. 2023
Автор
Александр Атасунцев
Почему проиграл Карабах
Судьба Нагорного Карабаха была предопределена три года назад после второй карабахской войны. Фото: Sergei Grits / AP / Scanpix / LETA

Карабахскому конфликту более 30 лет, в его истории две полноценные войны и множество мелких столкновений, а развязка произошла буквально в один день. 19 сентября Азербайджан начал военную операцию и выдвинул ультиматум: она закончится только если армяне сложат оружие, а местное правительство будет распущено, то есть Нагорно-Карабахская республика (НКР) фактически будет ликвидирована. Армения не стала вмешиваться, НКР была обречена, и меньше чем через сутки после начала боевых действий капитулировала. Власти непризнанной республики объявили о прекращении огня, разоружении и роспуске армии. 

Что будет с людьми

Это главный вопрос. В Нагорном Карабахе проживает 120 тысяч человек, почти все – армяне. Они, учитывая тяжелую историю конфликта, не ждут ничего хорошего.

Этот вопрос будет решаться на переговорах Степанакерта (азерб. Ханкенди) и Баку. Первый раунд прошел 21 сентября и результатов не принес.

Если верить армянской прессе, добившись капитуляции, Баку выдвинул новые требования и передал властям НКР поименный список граждан, которые должны быть переданы Азербайджану перед открытием гуманитарного коридора в Армению. Среди них — бывшие руководители НКР, государственные и военные деятели.

Официальная позиция Азербайджана: армяне в Карабахе являются заложниками «хунты» — незаконного сепаратистского режима. «Несмотря на все преступления, мы не винили армянский народ. Мы обвиняли преступный режим», — заявил после окончания операции президент Ильхам Алиев и пообещал, что с приходом Азербайджана армян никто не тронет. Они в искренность Алиева не верят.

Блокада привела к дефициту продуктов. Очередь за хлебом в Степанакерте в августе
Блокада привела к дефициту продуктов. Очередь за хлебом в Степанакерте в августе
Фото: Marut Vanyan / dpa / Scanpix / LETA

За три года с последней войны Азербайджан так и не представил конкретных предложений по реинтеграции армянского населения (оно, впрочем, интегрироваться не собиралось). После 2020 года было несколько инцидентов с убийствами мирных армян. Давление с помощью отключения то света, то газа лишь укрепляло сомнения жителей Карабаха, не говоря о начатой в декабре прошлого года блокаде.

Требование выдачи армян, которых Баку подозревает в военных преступлениях, чревато новым конфликтом. Непонятно, насколько длинным окажется список и будет ли он расширяться. В Нагорном Карабахе сложно найти совершеннолетнего мужчину, не воевавшего против Азербайджана. В 2020 году во время боев за Шушу (арм. Шуши) азербайджанские войска взяли в плен 80-летнего Джоника Тевосяна — ветерана первой Карабахской войны и якобы участника Ходжалинской резни. Его обещали судить, но после этого он бесследно пропал. До начала операции Азербайджан предложил армянам сложить оружие, обещая взамен помилование. Теперь, когда Баку добился всего, об этом речи нет. Возможны новые жертвы — далеко не все армяне согласятся сдаться мирно.

В общем, жители НКР соглашались говорить со мной только анонимно: они опасаются фильтрации, если их имена появятся в прессе.

Последствия военной операции
Последствия военной операции
Фото: Siranush Sargsyan / PAN Photo / REUTERS

Почему хватило одного дня

Развязка карабахского конфликта — это, по большом счету, отложенное последствие проигрыша Арменией войны 2020 года. Ее армия оказалась не готова и, как показали боевые действия, заметно отставала от азербайджанской. Вооруженные силы Армении и Нагорного Карабаха уступали Азербайджану по количеству тяжелой наземной техники, танкам, артиллерии и живой силе, но не критически, учитывая, что они должны были действовать в обороне.

Ключевую роль в конфликте сыграло массовое использование Азербайджаном беспилотников, в первую очередь разведывательных. Если очень упростить, то азербайджанская артиллерия просто стреляла точнее, постоянно имея «глаза в небе». Сейчас этот опыт активно используют Россия и Украина. 

Вторая причина поражения Армении в 2020 году — неверный дипломатический расчет. В Ереване были убеждены, что победа Армении в интересах Москвы. И что та приложит все дипломатические и даже силовые ресурсы для того, чтобы если не позволить ей выиграть, то хотя бы заставить Азербайджан остановить эскалацию до того, как она перерастет для армян в катастрофу. 

Для Москвы идеальным был вариант заморозки конфликта: все остаются при своем, а в Нагорном Карабахе — международно признанной территории Азербайджана — разворачивается российская миротворческая миссия. Она стала бы еще одним важным инструментом влияния на весь регион и особенно на Азербайджан, гораздо более самостоятельный, чем Армения. Но Россия вмешалась слишком поздно, когда баланс сил в регионе был нарушен. 

В ноябре 2020 года Армения, Азербайджан и Россия подписали так называемое трехстороннее заявление, остановившее войну. Уже из названия документа следовало, что оно ни одну из сторон ни к чему не обязывало. У российских миротворцев с самого начала не было мандата, то есть законных оснований для присутствия, и что важно — алгоритма действий в случае военной угрозы. Их реальные полномочия зависели исключительно от авторитета Москвы. Второй проблемой было то, что миссия разворачивалась всего на пять лет. После 2025 года миротворцы могли остаться только при условии, что на это согласны и Армения, и Азербайджан. Что бы могло заставить последний согласиться на продление миссии, не просматривалось уже тогда.

Ну а после начала войны в Украине в Баку решили, что у Москвы стало еще меньше ресурсов для конфликта с Азербайджаном и его главным союзником — Турцией, которая к тому же очень важна для поставок товаров в Россию после введения санкций.

Расчет Азербайджана оказался верным: Москва не вмешалась даже несмотря на то, что были убиты шесть российских миротворцев.

Что дальше. Азербайджан

Он победил, вопрос Нагорного Карабаха для него закрыт. Но у него есть еще одна «историческая задача» – сшить страну, объединить Азербайджан и его эксклав Нахичевань. А это возможно только через территорию Армении.

Алиев с 2020 года неоднократно поднимал тему «зангезурского коридора», намекая на возможный экстерриториальный статус этой дороги, которая может связать Азербайджан и Нахичевань. До однодневной войны ее разблокировка была одним из пунктов переговоров и увязывалась с дипломатическим решением карабахского конфликта. Ереван в обмен на открытие дороги мог бы получить какие-то дополнительные уступки со стороны Баку или гарантии для армянского населения Нагорного Карабаха. 

Первые переговоры о реинтеграции не принесли результата
Первые переговоры о реинтеграции не принесли результата
Фото: imago / Scanpix / LETA

Теперь ситуация изменилась: козыри на руках у Азербайджана, и вопрос становится потенциальным поводом для нового конфликта, на этот раз — уже межгосударственного.

Пока не будет ясности по всем гуманитарным вопросам в Нагорном Карабахе, сложно себе представить перезапуск переговоров между Арменией и Азербайджаном. Они нужны и по другой причине: граница между странами не делимитирована. Неопределенность границы не раз приводила к столкновениям и до войны 2020 года. В сентябре прошлого года в боях на границе погибли 300 человек с обеих сторон – это огромные цифры даже по меркам богатой истории приграничных конфликтов между странами.

Что дальше. Армения

Сейчас она в шоке. В Ереване не прекращаются протесты. Их два. Один — у здания правительства, другой — у посольства России. Это две совершенно разные группы людей.

Первая состоит из, условно, пророссийской оппозиции и других противников премьер-министра Никола Пашиняна, считающих его предателем страны. Среди них много карабахских армян и тех, кто потерял на войне родных. Этих протестующих открыто поддерживает Москва, предрекая скорый конец армянскому премьеру.

Протестующие требуют отставки Никола Пашиняна
Протестующие требуют отставки Никола Пашиняна
Фото: Vahram Baghdasaryan / Photolure / REUTERS

Проблема этой группы в том, что любой преемник Пашиняна окажется в той же ситуации. Повторяется ситуация 2021 года — тогда в стране провели досрочные парламентские выборы и партия Пашиняна «Гражданский договор», несмотря на то, что ее лидер проиграл войну, получила 72 из 107 мест в Национальном собрании. Для сравнения, в 2018 году — сразу после революции, когда Пашинян был на пике популярности, альянс, лидером которого он тогда был, получил 88 мест из 132 (в Армении число парламентариев зависит от отношения отданных за партии голосов).

Поддержите независимую журналистику
Ваше пожертвование поможет нам и дальше рассказывать правду — мы не подчиняемся цензуре

Пашинян победил в 2021 году во многом потому, что его оппонентам было нечего предложить, кроме идеи военного реванша, на который армянское общество, только пережив поражение, было не готово. Поэтому и сейчас в возможность революции в Армении верится с трудом. А поддержка протестов Москвой только лишает эту группу популярности у армян.

Протестующие же у российского посольства, наоборот, поддерживают Пашиняна. Их лозунги выражено антироссийские. Они против вмешательств Кремля в армянские дела и обвиняют Россию в смерти жителей Нагорного Карабаха.

Обе протестующие группы пассионарны, но не пользуются широкой поддержкой. А между ними, как и три года назад, — раздавленное новым поражением большинство. Апатичное, не верящее никому и готовящееся встречать десятки тысяч беженцев из Нагорного Карабаха.

Что дальше. Россия

Ее намерения прозрачны — она стремится любой ценой сохранить влияние в регионе. Но шансов на это мало.

Азербайджан, и так достаточно самостоятельный, чтобы выражать поддержку Украине, добился своей цели. У него теперь на повестке следующие задачи — интегрировать Нагорный Карабах и открыть путь в Нахичевань.

Полномочия российских миротворцев непонятны, и ничего сделать они не могли
Полномочия российских миротворцев непонятны, и ничего сделать они не могли
Фото: Irakli Gedenidze / Reuters

Армения же перестала считать Россию надежным союзником и гарантом своей безопасности. Часть армянского общества уже не просто не доверяет России, а наоборот — воспринимают ее угрозой и даже подозревают, что ради сохранения военного присутствия в регионе она готова по сговору с Азербайджаном и Турцией устраивать эскалации, постоянно загоняя Армению в безвыходное положение.

Подписывайтесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам только важные истории

Россия пытается сохранить лицо. В Москве повторяют, что Нагорный Карабах не признан ни одним государством в мире, включая Армению. Пашинян недавно признал территориальную целостность Азербайджана, то есть и Нагорный Карабах как его часть. Так почему российская армия должна воевать за армян, тем более что у власти в Армении прозападные силы.

Тем не менее армяне чувствуют себя обманутыми: они надеялись на Россию и ее миротворцев. В ноябре 2020 года, когда азербайджанские войска заняли Шушу — культурную столицу региона и его главную стратегическую высоту (это предопределило конец войны), город был пустым. Там не было гражданских, как их не было уже и в Степанакерте — столице НКР, лежащей у подножья Шуши. Правительство НКР было эвакуировано. А редким гражданским, оставшимся в столице, раздали Калашниковы и по несколько рожков. Я тогда работал там, и я это прекрасно помню. И так было с каждым городом, который занимала азербайджанская армия, — он был пустым. В этот раз люди оказались в ловушке — из-за надежд на Россию. Теперь они не могут уехать, даже если захотят. 

Судя по всему, Москву устраивает вариант, в котором миротворцы как нейтральная сторона берут на себя функцию разоружения, и, возможно, до истечения полномочий миссии в 2025 году, выполняют некую административную функцию вместо распущенного руководства НКР. В надежде, что за это время к власти придет кто-то, лояльный России.

Поделиться

Мы используем cookie