Фактчек

Израиль: война — теперь официально

Что происходит в Израиле и как страна, живущая в постоянной боевой готовности, оказалась не готова к вторжению

Дата
8 окт. 2023
Автор
Редакция
Израиль: война — теперь официально
Атака «Хамаса» застала израильтян врасплох. Тель-Авив, 8 октября. Фото: ABIR SULTAN / EPA / SCANPIX / LETA

Впервые за десятилетия Израиль оказался в состоянии войны. Вернее, объявил об этом официально: сначала это сделали военные, потом — премьер-министр Биньямин Нетаньяху.

Такое в истории Израиля было всего один раз. Страна оказалась под ракетной атакой, и одновременно на ее территорию проникли террористы, которые беспрепятственно вошли в населенные пункты, где поджигали дома и брали заложников.

За первые сутки стало известно по меньшей мере о 300 погибших и почти 1,9 тыс. раненых. И это явно не финальные цифры, СМИ сообщали о примерно 750 пропавших без вести. Для сравнения, во время последней ливано-израильской войны, которая длилась больше месяца, погибли 165 израильтян —121 военный и 44 гражданских. Во время последней наземной операции Израиля в секторе Газа в 2014 году погибли 67 военных и 6 гражданских.

Война вместо праздника

Израиль привык жить в состоянии боевой готовности. Но в таком шоке, как в эти дни, страна не была уже давно. Пожалуй, лишь однажды, ровно 50 лет назад, когда силы безопасности упустили начало войны. В октябре 1973 года руководство страны неправильно интерпретировало или проигнорировало данные разведки и пропустило нападение на свою территорию армий Египта и Сирии — началась война Судного дня.

Сейчас израильтяне во второй раз недооценили врага. Причем сходится очень многое — и в символике, и в логике развития событий. Прежде всего сама дата — нынешняя атака палестинского движения ХАМАС на Израиль началась практически в годовщину войны Судного дня. На следующий день после того, как эту дату отметили по европейскому календарю (по еврейскому она была на две недели раньше). Как и 50 лет назад, израильтяне в этот день были заняты молитвой и празднованиями. Неделю в стране отмечали еврейский праздник Суккот, который перешел в праздник Симхат Тора. Многие разъехались в отпуска, в том числе за границу. Во всех концах Израиля проходили фестивали и концерты, дети были на каникулах и в воскресенье должны были вернуться в школу. В праздник, который в этом году пришелся на субботу, не работает общественный транспорт, многие проводят время в синагоге, а не за чтением новостей. Так было и полвека назад.

7 октября, около 6:30 утра на юге и в центре Израиля прозвучали сигналы тревоги. Боевики военного крыла ХАМАС — «Бригады Изз ад-Дин аль-Кассам» — выпустили по Израилю тысячи ракет (по их версии — около 5 тыс., по израильской — 2,2 тыс.). 

Израильская армия отреагировала не сразу. Солдаты отдыхают, 8 октября
Израильская армия отреагировала не сразу. Солдаты отдыхают, 8 октября
Фото: Ronen Zvulun / REUTERS / scanpix / leta

Израиль оказался к этому не готов. Как правило, в последние годы обстрелы израильской территории из сектора Газа предугадывали. Они часто начинались после столкновений в Восточном Иерусалиме или по другим поводам. В этот раз вроде бы ничего не предвещало.

В Израиле месяцами говорят об угрозе большой войны на всех фронтах — южном, у Газы, северном — на границе с Ливаном и Сирией, а также на Западном берегу реки Иордан. Но ее начало застало врасплох. Ракетные обстрелы оказались не самым страшным — впервые за десятилетия палестинские боевики стали брать израильтян в заложники на улицах и в их домах, а уличные бои шли в населенных пунктах. Фактически ракеты стали прикрытием для серьезного вторжения.

Как это вышло

Разбор полетов в Израиле обязательно будет, как только ситуацию возьмут под контроль. Но сегодня, как и 50 лет назад, сломались стереотипы о силе израильской армии, а главное — о могуществе разведки. Очевидно, что операция такого масштаба готовилась не один месяц, но «Хамасу» удалось провести ее прямо под носом разведывательных служб. Войну настолько не ждали, что в ночь перед началом атаки ХАМАС в районе Газы проводился музыкальный фестиваль и другие мероприятия, куда съехались тысячи людей. Все они попали под обстрел, а кто-то — в руки террористов.

Израильтяне слишком понадеялись на забор безопасности вокруг сектора Газа, напичканный датчиками и системами наблюдения, оказались не готовы, к тому, что враг пойдет на штурм. Населенные пункты в районе Газы оказались беззащитны. В соцсетях десятки историй, о том, как люди прятались в своих домах, в комнатах безопасности, где можно закрыться изнутри, как в маленькой крепости, и ждали спасения. Некоторые дождались, но не все. Отчаянные посты в соцсетях: «Помогите, мой сын похищен, его судьба неизвестна». Кадры похищенных и убитых.

Израиль — страна маленькая. Обязательно среди знакомых или через одну руку окажется, что у кого-то погиб, похищен, ранен родственник. Во френд-лентах в соцсетях фотографии выбитых после обстрелов стекол. И перекличка: «Ты как? Ты где?»

Так теперь выглядит обычная жизнь гражданского населения по обе стороны фронта. Это фото сделано в Газе 8 октября
Так теперь выглядит обычная жизнь гражданского населения по обе стороны фронта. Это фото сделано в Газе 8 октября
Фото: Mohammed ABED / AFP / scanpix / leta

В Израиле часто шутят во время войны. Смех помогает справиться со страхом. Хит-парад пижам на лестничных пролетах во время обстрелов — типичная история. Сейчас тоже пытаются шутить, но с трудом. Слишком много погибших, слишком страшно, и неизвестно, что дальше. Развернется ли война на втором фронте — присоединится ли к ХАМАС ливанская «Хезболла»? Почти в каждую семью пришли повестки. С утра в субботу резервистов начали вызывать в части. Люди, которые обычно проводят еврейские праздники в синагоге без связи, не выпускали из рук телефоны. И, как 50 лет назад, уходили из синагог домой. Те, кого не вызвали сразу, ждали повестки и доставали из шкафов форму — на всякий случай.

Как с этим справлялись

Таксисты несколько часов работали только на армию: транспорт не работал, и армейское командование обратилось к службам такси с просьбой доставить резервистов к местам сбора. К концу дня к доставке резервистов на юг подключились железные дороги. В срочном порядке в городах открывались бомбоубежища.

Израиль начал отвечать. Газа, 8 октября
Израиль начал отвечать. Газа, 8 октября
фото: EYAD BABA / AFP / scanpix / leta
Газа, 8 октября
Газа, 8 октября
фото: Fatima Shbair / AP Photo / scanpix / leta

Далее все уже шло по отработанному протоколу. Решение о закрытии всех учебных учреждений, напоминалки о том, как вести себя во время обстрелов, эвакуация населения там, где необходимо. Четко срабатывали общественные институты. На севере страны приготовились принимать семьи с юга, в пункты переливания крови выстроились очереди, причем такие, что врачи попросили сделать паузу. Соцсети опять же полны призывов не перегружать дороги, чтобы резервисты могли спокойно прибыть на призывные пункты, а также не перегружать врачей без надобности. Везде распространяются советы, что делать во время панических атак. Волонтеры садятся на телефоны, чтобы разговаривать с теми, кому одиноко. На помощь спешат больницы и психологические службы. Израильское общество мобилизуется мгновенно.

Главный аэропорт страны Бен-Гурион работал всю субботу, израильские авиакомпании, несмотря на отмены и сокращение рейсов своих зарубежных коллег, не прекращали полеты. Многие израильтяне стараются в такие дни не улететь из страны, а скорее вернуться домой, если война застала их за рубежом. Кого-то ждет повестка, кто-то просто хочет быть полезным или находиться рядом с близкими.

Премьер Израиля сказал, что война будет долгой и трудной. Убитый палестинский боевик, 8 октября
Премьер Израиля сказал, что война будет долгой и трудной. Убитый палестинский боевик, 8 октября
JACK GUEZ / AFP / scanpix / leta

Мгновенно были отменены все общественные мероприятия, а также ставшие традиционными по субботам акции протеста, которые практически не прерывались с начала года, когда правительство инициировало реформу судебной системы. В последние месяцы Израиль фактически оказался на грани гражданской войны. С началом войны разногласия никуда не делись — звучат голоса, что армия оказалась не готова, потому что израильтяне слишком увлеклись внутренними разборками. Но все же основные разборы полетов отложены на потом. В Израиле заговорили о создании правительства национального единства. Хотя полного единения, как прежде в минуту беды, в стране не чувствуется. Да, общее горе, общий шок от происходящего, но список обид друг другу слишком велик, как и претензий к властям.

Израильтяне требуют возмездия и жестких мер правительства. Многие говорят, что в этот раз ХАМАС должен быть уничтожен: или ХАМАС, или это правительство. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху в обращении к нации сказал, что война займет время и будет трудной. Активно обсуждается наземная операция, но перед властями стоит тяжелая задача — боевики набрали десятки заложников.

Поделиться

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie