США запретили импорт обогащенного урана из России. Чем это грозит обеим странам?

Если коротко, ничем особенным: американцы найдут других поставщиков, а «Росатом» — «дружественных» покупателей

Дата
23 мая 2024
Автор
Дмитрий Горчаков (эксперт атомного проекта экологического объединения Bellona)
США запретили импорт обогащенного урана из России. Чем это грозит обеим странам?
Российский уран сменит покупателей. Фото: Sameer Al-DOUMY / AFP / Scanpix / LETA

Что случилось

14 мая Джо Байден подписал закон о запрете импорта российского обогащенного урана в США. Эта страна обладает самым большим парком АЭС в мире — 94 блока АЭС. Для сравнения, во Франции и Китае по 56 блоков, в России — 36. Более 30 лет США закупали в России до 25% необходимого им обогащенного уранового продукта (ОУП, это природный уран, который прошел процедуру обогащения на специальных центрифугах). 

Российские центрифужные заводы по обогащению урана составляют до 40% мировых мощностей. Во многом поэтому за все время войны в Украине российская атомная отрасль не подвергалась серьезным санкциям. И новый закон в США может стать крупнейшим ограничением для «Росатома» за это время.  

Как США подстраховались

Закон допускает возможность закупок обогащенного урана из РФ до начала 2028 года, если Минэнерго США посчитает, что есть угроза непрерывности поставок или это угрожает национальным интересам США. В таких случаях Минэнерго может давать добро на закупки ОУП по запросу компаний. 

Крупнейший американский покупатель российского ОУП, компания Centrus Energy Corp, уже заявила, что собирается подать такой запрос. С 1990-х эта корпорация отвечала за поставки российского ОУП на американский рынок и перепродажу его операторам американских АЭС. Сейчас Centrus начала самостоятельное обогащение урана для реакторов нового типа при поддержке правительства, но пока объемы производства небольшие. Другая американская компания, Honeywell International, еще до подписания закона подала несколько заявок на экспортные лицензии для обогащения около 8500 тонн природного урана в РФ до 2028 года. Так что можно уверенно сказать, что в ближайшие годы российские обогатительные мощности будут продолжать работать для заказчиков из США. Сам закон предусматривает полный запрет на ввоз российского ОУП с 2028 по 2040 год. Что будет потом, загадывать рано. 

Тем не менее в ближайшие годы объем закупок российского обогащенного урана, скорее всего, сократится. Закон ограничивает допустимые закупки от 476,5 т в 2024 году до 459,1 тонны в 2027-м. За последние 15 лет США в среднем закупали в год почти в полтора раза больше ОУП из РФ, практически не опускаясь ниже обозначенного в законе максимума закупок. В прошлом году, например, закупили чуть более 700 тонн, явно запасаясь перед грядущим запретом. 

Что будет с ценами

Ограничения могут вызвать рост цен на услуги обогащения урана и в США, и в Европе. Уже в 2023 году, по данным Comtrade, США покупали ОУП из РФ в среднем по ценам на 20% выше, чем в 2022-м. А по прогнозам аналитиков, после введения запрета в США цены могут вырасти еще на 20%, особенно если Россия решит ввести встречные ограничения и прервать поставки самостоятельно.  

По сути, на западном атомном рынке, куда входят крупнейшие потребители ОУП (США, ЕС, Южная Корея и Япония), кроме России сейчас есть лишь два крупных игрока, занимающихся обогащением урана, — англо-германо-нидерландская Urenco и французская Orano. Сейчас они обеспечивают до 2/3 потребностей и в ЕС, и в США. Причем в США половина этих поставок идет с единственного завода Urenco в США в штате Нью-Мексико, а вторая половина — напрямую из ЕС. Россия же закрывала оставшиеся 25–30% потребностей и США, и ЕС. Поэтому уход России с рынка поставок в США автоматически повысит спрос на рынке обогащения в ЕС. А в самих США может начаться гонка за подачу заявок на разрешенные закупки в рамках выделенных лимитов. 

Кто заменит Россию

За два года войны Urenco и Orano сообразили, куда все движется, и уже в прошлом году, еще до введения ограничений на поставки ОУП из России в США, объявили о планах по расширению своих мощностей. Причем Urenco будет расширять как завод в США, так и заводы в ЕС, и уже приступила к работам. Orano же собралась расширить французский завод и задумалась о старых планах по строительству завода в США. Эти меры, если судить по названным срокам и объемам расширения мощностей, позволят заменить текущий объем поставок ОУП из России в США в лучшем случае как раз через 4–5 лет. Однако поставки России в ЕС они вряд ли компенсируют. Так что аналогичного запрета на ввоз ОУП в ЕС в ближайшее время ждать не стоит. Если только мы не увидим, что планы по замещению будут ускоряться.

Подписание Байденом закона о запрете поставок российского ОУП в США одновременно разблокировало и выделение 2,7 млрд долларов федеральных денег на стимулирование собственного производства ОУП в Штатах. Уже в июне правительство собирается освоить эти деньги и разыграть контракты на сумму 3,4 млрд долларов на поставку отечественного низкообогащенного урана.

В целом еще год назад США, Франция, Великобритания, Япония и Канада договорились о намерениях укреплять и расширять собственные мощности в ядерно-топливной сфере для снижения зависимости от России. И решили выделить на это 4,2 млрд долларов. Это уже сделали не только США: Великобритания тоже недавно объявила о выделении 300 млн фунтов для расширения завода Urenco на своей территории. Франция, очевидно, помогает своей Orano, хотя и остается крупнейшим покупателем российского ОУП в ЕС. И даже Япония собралась кратно увеличить собственное обогатительное производство. Ну а канадская Cameco — один из крупнейших поставщиков урана в мире, а с недавних пор и владелец американской компании Westinghouse, главного поставщика ядерного топлива, в том числе и альтернативного российскому, для европейских реакторов ВВЭР.

Все эти дополнительные усилия и финансы вместе с американскими ограничениями вполне могут ускорить те планы, о которых уже заявили Urenco и Orano. В принципе на рынке обогащения в США могут появиться и новые игроки, типа американской Centrus, но в краткосрочной перспективе основной прирост все равно будет за счет уже знакомых игроков. Поэтому текущее положение, где «Росатом» занимает не менее 35% мирового рынка обогащения урана, может измениться в ближайшие годы.  

Как санкции скажутся на России

США — крупнейший покупатель обогащенного урана из РФ, на них приходится до 50% всех российских продаж услуг по обогащению (в 2023 году — до 60%). В деньгах это порядка одного миллиарда долларов из примерно двух, которые «Росатом» зарабатывает на зарубежном рынке ОУП.

ЕС в последние годы закупает в России меньше ОУП, чем США, тратя в пределах 500 млн долларов в год. При этом сопоставимый объем обогащенного урана европейцы покупают в России уже в составе ядерного топлива, которое поставляется для реакторов ВВЭР советского дизайна в Восточной Европе (подробнее про импорт ядерного топлива в ЕС можно прочитать тут). Но от этого топлива ЕС тоже отказывается даже без официальных санкций. Таким образом, в перспективе ближайших пяти лет «Росатом» может лишиться до половины своей зарубежной выручки в ядерно-топливной сфере, которая сейчас составляет порядка 3–4 млрд долларов.  

Конечно, «Росатом» сможет частично компенсировать потери западного рынка будущими поставками топлива в другие страны, где он сейчас строит АЭС, — в Турцию, Индию, Китай, Египет, Бангладеш и т. д. Но 1–2 млрд долларов лишними не бывают. К тому же раньше у «Росатома» были еще и планы по расширению работы на Западе — речь шла и о топливе для АЭС западного образца, и о выводе АЭС из эксплуатации, и о многом другом, о чем сейчас можно забыть.  

К тому же основной потенциальный покупатель, Китай, сам умеет обогащать уран и вообще старается все больше делать самостоятельно в ядерной сфере, даже если изначально брал технологии из-за рубежа. В том числе и из России, как те же технологии обогащения урана. Китай за последние 20 лет построил у себя больше АЭС, чем все остальные страны за это время — более 50 блоков. И сделал это, взяв лучшие технологии и проекты со всего мира — из Франции, США и России. А теперь строит АЭС по собственному проекту и собирается выходить с ними на экспорт. Поэтому еще не известно, чем будет Китай для «Росатома» в будущем — больше партнером или конкурентом. Тем не менее варианта не работать с Китаем у «Росатома» нет, поэтому разворот в его сторону уже происходит во всех аспектах. И за последние два года Китай нарастил объем закупки российского обогащенного урана, в физическом объеме они уже превышают закупки ЕС. При этом цена для Китая существенно ниже, чем для Запада.

Общая зарубежная выручка «Росатома» в 2023 году превысила 16 млрд долларов. Из них, по словам главы компании, более 12 млрд долларов приходится на так называемые дружественные страны. Поэтому рассчитывать на резкое сокращение зарубежной активности «Росатома» после введенных ограничений не приходится. Ситуация для госкорпорации не критичная, но все же крайне неприятная и показательная — ведь рвется сотрудничество с крупнейшим и многолетним партнером в топливной сфере, наиболее выгодным и прибыльным. Куда большее значение ограничения будут иметь для западной атомной отрасли, которая получает серьезный стимул для укрепления и развития.

Поделиться

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie