Визит украинского президента в США сложно назвать удачным. Формально Владимир Зеленский получил поддержку обеих партий и удачно выступил на Генассамблее ООН, но никогда с начала полномасштабной войны продолжение помощи Украине не было столь сомнительным.
Как прошел визит
Фоном для визита Зеленского стала сложная ситуация на поле боя. Тупиковость прорыва в Курскую область стала очевидной: пропагандистский эффект от этой операции был высоким, подняв боевой дух в стране, однако ключевой военной цели — добиться переброски российских войск с донбасского направления — операция не достигла. Российские войска продолжают наступление в Донбассе, медленно и с большими потерями, но продвигаясь вперед, угрожая занять важные стратегические пункты. В этих условиях украинское руководство призывает союзников разрешить удары вглубь российской территории западным дальнобойным оружием, чтобы уничтожать военные объекты и логистику противника. Обсуждение этого плана (обозначенного как часть «плана победы») было одной из целей визита Зеленского.
Однако достигнуть ее не удалось. В качестве утешительного приза Украина получила от США очередной пакет помощи в размере $8 млрд, поставки оружия и программу подготовки пилотов.
Иначе и не могло быть: визит неизбежно оказывался в контексте предвыборной кампании в США, и любое высказывание и действие Зеленского могло быть использовано и использовалось обеими сторонами против соперника, а с ним и против украинского президента. В раскаленной политической атмосфере попытки украинского президента демонстрировать равноудаленность были обречены. Поездка Зеленского на оружейный завод в Пенсильвании (в родном городе президента Байдена), где размещаются военные заказы для Украины, вызвала скандал. Спикер Палаты представителей республиканец Майкл Джонсон подверг жесткой критике этот вояж как элемент предвыборной кампании Камалы Харрис и потребовал от Зеленского отозвать посла в Вашингтоне.
А ведь поддержка Украины зависит от обеих партий — достаточно вспомнить, как в прошлом году без поддержки республиканцев на полгода зависло предоставление военной помощи. Бывший глава МИД Украины Дмитрий Кулеба заявлял, что ВСУ не пришлось бы оставлять Авдеевку, если бы украинская армия своевременно получила от западных союзников артиллерийские боеприпасы. И хотя Зеленский в итоге встретился с Трампом, и даже вполне конструктивно, осадок, как говорится, остался.
Итоги визита: внешние
В США ожидали от Зеленского скорее «план перемирия, а не план победы, реализацию которого они по-прежнему не считают реалистичным», предполагает украинская экспертка в области внешней политики Алена Гетманчук. Это сейчас главная проблема Зеленского: союзники, даже самые верные, устают от войны и всё больше склоняются к необходимости прекращения боевых действий.
Официальный Киев сохраняет сдержанный оптимизм. В частности, планируется «дожать» союзников насчет применения дальнобойного оружия. «Хотя сейчас нет однозначного разрешения, но есть огромное давление на партнеров со стороны Украины. Мы надеемся, что партнеры поддадутся», — говорит пресс-секретарь Зеленского Сергей Никифоров. Украина попытается вновь поднять вопрос о дальнобойных ударах по России на встрече контактной группы НАТО в Рамштайне 12 октября.
Однако Запад более пессимистичен. Обозреватель Guardian Тимоти Гартон Эш считает план Зеленского последним шансом для Украины добиться чего-то, напоминающего победу, в противном случае в следующем году придется объявлять о прекращении боевых действий и вести переговоры со слабой позиции. Редакционная статья The Economist призывает Киев реалистично оценить ситуацию и ставить перед собой выполнимые цели, в частности предпочесть включение свободной территории Украины в западную систему безопасности истощающей борьбе за территориальную целостность. Даже один из самых последовательных сторонников Украины, чешский президент Петр Павел заявил, что «победа над Россией ценой уничтожения половины украинского населения, наверное, не является победой» и Украине стоит сосредоточиться на более реалистичных целях на данном этапе.
Показательно результат работы Зеленского на Генассамблее ООН: яркая речь с призывом к мировым лидерам объединиться ради прекращения агрессии в Украине, встречи со многими из них (лидеры США, Франции, Великобритании, Канады, Германии, Индии, Турции и ЮАР) — но (пока?) без результата. Каких-то радикальных перемен ждать не стоит, отмечают эксперты.
Китай и Бразилия на Генассамблее ООН создали группу «Друзей мира», которая выступает за проведение саммита на основе бразильско-китайских мирных предложений, предусматривающих остановку боевых действий по текущей линии фронта и переход к дипломатическому урегулированию. Несмотря на жесткую критику этого плана со стороны Украины, к нему недавно присоединилась Швейцария. План «друзей мира» расходится и с июньским ультиматумом Путина (ключевое требование — вывод украинских войск с территории регионов, аннексированных РФ два года назад и частично контролируемых российской армией).
Подобные инициативы свидетельствуют, что затяжной характер войны усиливает позиции сторонников умиротворения Кремля за счет Украины. Поэтому Зеленский продолжает играть на повышение ставок (его фирменная черта), делая упор на продолжение военной помощи и победу на поле боя как условие справедливого мира. Глава его администрации Андрей Ермак заявил, что «план победы Украины» в том, чтобы мир «наступил с позиции силы». Существует и еще одна версия происходящего: Зеленский лихорадочно ищет пути нивелировать внешнеполитическую неудачу с «планом победы», пытаясь возложить ответственность на союзников.
Итоги визита: внутренние
Однако в условиях обострения внутриполитической ситуации в Украине переложить ответственность на Запад вряд ли получится. Уровень доверия к президенту снижается. Согласно исследованиям КМИС, в период с декабря 2023 до мая 2024 года он снизился с 77 до 59%. А по данным Национального демократического института США, доверие к Зеленскому упало до 45%.
К недовольству коррупцией прибавляется и усталость от войны. Один из тревожных индикаторов для власти — лишь 40% молодых украинцев (18–25 лет, будущий мобилизационный резерв) считают, что Украина должна продолжать войну до выхода на границы 1991 года — официальной цели, поставленной Зеленским. С другой стороны — в команде Зеленского всерьез опасаются националистических радикалов, которые могут воспринять любую остановку боевых действий как капитуляцию и попытаться произвести переворот.
На этом тревожном фоне вновь активизировались слухи о том, что в 2025-м могут состояться президентские выборы, которые могли бы стать перезаключением контракта между властью и обществом. Украинский Центризбирком начал «техническую» работу по проверке реестра избирателей, уверяя, что выборов не планируется, но надо быть готовыми к тому, что они однажды состоятся. Параллельно в президентской команде проводятся масштабные кадровые перемены (которые в последнее время, впрочем, все больше напоминают перестановки внутри властной команды, чем обновление власти).
Проводить выборы в условиях военного положения нельзя, поэтому в этих таинственных приготовлениях можно увидеть намек на возможную остановку боевых действий в следующем году. Можно даже предположить, что так тестируется общественное мнение на этот счет. Определеннее картина может стать только после завершения других выборов — американских, исход которых во многом определит и исход войны в Украине.