«Я думал, они их пошлют с этими повестками. Но нет»

Россиян мобилизуют по месту работы, учебы и протеста

Дата
23 сент. 2022
Авторы
Редакция, Мария Жолобова
«Я думал, они их пошлют с этими повестками. Но нет»
Фото: AP / Scanpix / LETA

Власти называют мобилизацию «частичной», но жизнь это не подтверждает: повестки раздают и студентам, и сотрудникам стратегических предприятий, и пенсионерам, и даже участникам антивоенных акций. 

С митинга — в военкомат

«Они стали парней выдергивать. Возвращается парень, вообще весь белый. Такой: “Мне повестку вручили…”», — рассказывает Алина (имя изменено), одна из задержанных на антивоенном митинге в Москве 21 сентября. 

В тот день, по данным «ОВД-Инфо», на протестных акциях по всей России задержали более 1,3 тысячи человек, в том числе в Москве более 500. Вскоре выяснилось, что задержанным в отделениях полиции помимо протоколов вручают и повестки в военкомат. Так было как минимум в московских ОВД «Восточное Измайлово», «Текстильщики» и «Алтуфьево». Было и в других городах, например в Воронеже. Правозащитница Елена Флоринская рассказала, что в Краснодаре активиста вызвали в полицию якобы для дачи разъяснений по поводу участия в митинге, но на самом деле — для вручения повестки: «В случае, если он не подпишет, угрожали уголовным делом».

По словам Алины (она попросила не называть ОВД, в которое ее доставили, из соображений безопасности), при ней вручили «повесток шесть-семь, причем молодым пацанам»: «Их запугали — и они все подписали. Формулировка там была — на оргсборы. Только один парень, ему было 28 лет, врач-травматолог, сказал, что ничего подписывать не будет. Его пытались запугать, но он был спокоен — может, потому, что врач, — сказал: “Я ничего брать не буду”. И от него отстали». 

Частичная, но всеобщая

Официально план по набору призывников — 300 тысяч, такую цифру назвал министр обороны Сергей Шойгу. При этом уже два издания — «Новая газета. Европа» и «Медуза» — со ссылкой на источники рассказали, что в ходе мобилизации власти планируют призвать около миллиона человек. Ставку делают на сельские районы. «Там нет СМИ, оппозиции и больше поддержки [войны]», — говорит источник «Медузы». Добровольно, без повесток, по данным Минобороны, в военкоматы в первый день мобилизации явились только 10 тысяч человек. 

Четкого понимания, кого должны призвать, нет. Министерство обороны выпустило разъяснения, в которых указало, кого точно призывать не будут. В частности — многодетных отцов, сотрудников предприятий оборонно-промышленного комплекса, негодных к военной службе по состоянию здоровья. Сайт Объясняем.рф, на который ссылается Минобороны, также утверждает, что мобилизации не подлежат студенты-очники. Есть якобы и предельный возраст призыва для каждой категории запаса: 35 лет — для рядовых и сержантов, 50 лет — для младших офицеров, 55 лет — для старших. 

Студенты, пенсионеры и оборонщики 

Как выяснилось за три неполных дня мобилизации, все эти правила имеют исключения, а может, и вовсе не работают.

Так, в Улан-Удэ, сообщил учащийся Бурятского государственного университета, студентов «забирали прямо с пар». В той же Бурятии попытались мобилизовать отца пятерых детей. Его жена рассказывает: «Мужу позвонил коллега [из управления ЧС мэрии Улан-Удэ], спросил, сколько у него детей, сказал: “Сейчас тебе привезут повестку”. Повестку везла девушка-специалист министерства спорта республики Бурятия. Мы растерялись. Отключили телефон и не брали трубку, они не знали адреса, прописаны мы в другом месте. Сегодня днем пришли по адресу прописки, там идет ремонт, рабочий открыл. Они посмотрели, что мужа там нет. Мой муж не служил, у него нет боевого опыта. Возникает вопрос: а будут ли разбираться, должен ли он вообще туда идти? Задним числом разбираться? А может, уже смысла не будет…» В Волгоградской области получил повестку 63-летний пенсионер с диабетом и ишемией головного мозга. 

Бронь для сотрудников оборонных предприятий тоже работает не всегда. Как стало известно «Важным историям», один из сотрудников зеленоградского «Микрона», предприятия, производящего микроэлектронику для оборонного комплекса, узнал, что находится в списках на мобилизацию — от близкого человека, который работает в военкомате.

Лучше всего, видимо, работает мобилизация через работодателя. 

«Их собрали в актовом зале, а потом сопроводили в военкомат, где вручили повестки на 26 сентября. Все были недовольны, но никто не бунтовал.»

«Позавчера в нашей организации появились первые списки рабочих, которые отправятся на учения в город Волжский, а следом — на территорию ДНР», — рассказал «Важным историям» собеседник, близкий к предприятию «Газпром переработка». По его словам, после того как одного из коллег оповестили по телефону, что он немедленно должен явиться с вещами в военкомат, тот, военнообязанный, принял решение покинуть страну — и теперь ищет способ «податься на беженство». 

Сотрудник другого предприятия, дочки Кузбасской топливной компании, рассказал «Важным историям», что его руководство получило от военного комиссариата Кемеровской области требование отправить в военкомат около 50 сотрудников: «Их собрали в актовом зале, а потом сопроводили в военкомат, где вручили повестки на 26 сентября. В этот день они должны будут явиться в военкомат, а потом их отправят на учения в Новосибирск. Все были недовольны, но никто не бунтовал. Я думал, они их пошлют подальше с этими повестками. Но нет. Не происходит такого». По данным собеседника « Важных историй», такие письма получили все руководители угольных предприятий Кузбасса.

Похожие письма пришли руководству нескольких промышленных предприятий, с сотрудниками которых удалось поговорить русской службе ВВС. От этих компаний потребовали предоставить часть сотрудников для участия в военных сборах. Кто-то отказывается это делать. «Директор не предоставил никакой информации в администрацию и пригрозил кадровику увольнением, если она это сделает. Он сказал: “Лучше уголовка, но своих не сдам никого”», — цитирует BBC сотрудника одной из таких компаний.

Собеседник издания Forbes, работающий в агрохолдинге, рассказал, что сотрудникам повестки вручают «даже в полях»: «Сейчас идет активная фаза сезонно-полевых работ, и в агросекторе ситуация и без того тяжелая с персоналом — людей не хватало. Нынешняя мобилизация может поставить под угрозу не только будущий урожай, но и в принципе парализовать работу отрасли, будет некому работать».

Об этом же переживают в авиаотрасли — как стало известно «Коммерсанту», повестки получили сотрудники по меньшей мере пяти авиакомпаний и десяти аэропортов. Собеседники издания — против призыва технических специалистов: «возможный уход даже нескольких человек серьезно затруднит или даже парализует работу». 

Поделиться