Фактчек

Запад запретил продавать России комплектующие для производства оружия. Но она их успешно покупает

На протяжении всей войны западные компании поставляют России комплектующие для беспилотников «Орлан», которые помогают убивать украинцев. Совместное расследование «Важных историй», Reuters и Британского института оборонных исследований

Дата
15 дек. 2022
Авторы
Мария Жолобова, стивен Грей (Reuters), Морис Тамман (Reuters)
Запад запретил продавать России комплектующие для производства оружия. Но она их успешно покупает
В лучшем и самом массовом российском беспилотнике «Орлан» из российского — только корпус, а вся начинка импортная. Фото: mil.ru

This story is also available in English here

Война в Украине продолжается уже десятый месяц — и все это время компания – производитель российских беспилотников получает западные комплектующие. «Орлан-10», современный российский дрон, работает на иностранной микроэлектронике. Его производитель — компания «Специальный технологический центр» — находится под санкциями, поэтому она сама не может закупать комплектующие. Но есть посредники в США, Китае и России, которые помогают ей обходить ограничения, выяснили в совместном расследовании «Важные истории», Reuters и Британский институт оборонных исследований (RUSI). 

«Орлан», успешный российский беспилотник

«Они бегали от нас три-четыре часа, потом успокоились и решили, что оторвались. Но мы все время наблюдали. Когда они снова остановились, по ним был открыт огонь реактивными системами и ствольной артиллерией. Цель была поражена», — примерно так рассказывает оператор беспилотника «Орлан-10» о том, как российские военные уничтожили артиллерийскую батарею ВСУ.

Беспилотники «Орлан» — глаза и уши российской армии. Они позволяют находить украинских военных и технику и наводить на них огонь. Они могут и многое другое — например, перехватывать переговоры, глушить сотовую связь, рассылать пропагандистские сообщения (немецкая Bild цитировала некоторые из них: «Украинский солдат, тебя не найдут, пока не растает снег»). «Орлан» — самый массовый, самый успешный российский беспилотник, считает военный эксперт Кирилл Михайлов. Накануне войны у России было около полутора тысяч «Орланов», оценивает военный эксперт Павел Лузин. 

О необходимости снабдить армию современными дронами в России задумались после войны с Грузией 2008 года — та использовала израильские беспилотники. Поначалу речь шла о закупке иностранных аппаратов, но в 2010–2011 годах начались поставки отечественных «Орланов». С 2014 года Россия стала использовать их против Украины, тогда и выяснилось, что российский в «Орланах» только корпус, а вся начинка — импортная. 

Украинцы сбивают «Орланы» восьмой год и хорошо изучили его содержимое
Украинцы сбивают «Орланы» восьмой год и хорошо изучили его содержимое
Фото: mil.gov.ua
Фото: mvs.gov.ua

По данным Британского Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI), в «Орлане» использованы компоненты от американских Altera и Xilinx, Texas Instruments, Microchip Technology, Analog Devices, Linear Technology, европейских STMicroelectronics и NXP Semiconductors, японских Renesas Electronics и Saito Seisakusho.

Ясно, что ни одна из этих компаний не должна сегодня снабжать российскую оборонную промышленность своими запчастями. Но вопрос решается, если между западным поставщиком и российским получателем выстроить цепочку посредников. Изучив финансовые и таможенные документы, связанные с производителем «Орланов», мы раскрыли эту цепочку.

Делайте «Важные истории» вместе с нами
Ваша поддержка поможет нам продолжать расследования

Российский получатель

«Да, мы под санкциями, да, были какие-то опасения, но последствий я не заметил. Хотя нет, и последствия были. Мы стали более авторитетной компанией, большим уважением стали пользоваться — просто так же санкции не дают. Удостоились санкций от одной из самых сильных держав мира — этим только гордиться надо», — рассказал корреспонденту «Важных историй» Алексей Терентьев. Он один из владельцев петербургской компании «Специальный технологический центр» (СТЦ), которая делает «Орланы». «Мы были амбициозны, старались использовать лучшее», — вот почему в российском беспилотнике так много иностранных комплектующих, объяснил он.

В реальности насчет «лучшего» — это преувеличение. Иностранные комплектующие далеко не самые современные. «Это российская стратегия — использовать в вооружении устаревшие технологии, за которыми не следит экспортный контроль», — указывает Эрик Вудс, эксперт Центра исследований в области нераспространения имени Джеймса Мартина. Как выяснили «Важные истории», часть компонентов СТЦ закупает во вполне мирной российской сети «Ситилинк» (примерно на 300 миллионов рублей с января по май этого года). 

СТЦ была основана в 2001 году. Ее создателями были в основном выпускники Военной академии связи имени Буденного, вспоминает бывший сотрудник компании. В 2012 году выручка СТЦ начала быстро расти — примерно в это время на парковке возле ее офиса стали появляться армейские КамАЗы, основа комплекса «Орлан». Иногда их было так много, что не оставалось места для парковки, жалуется бывший сотрудник. За десять лет выручка увеличилась почти в 10 раз и составила в прошлом году 14 миллиардов рублей.

Под американские санкции СТЦ попала в 2016 году за «помощь ГРУ в проведении радиоэлектронной разведки». СТЦ делает не только «Орланы» — есть, например, данные, что она разработала шпионскую программу Monokle для смартфонов. Только в 2022 году СТЦ получила по контрактам с ГРУ больше трех миллиардов рублей. 

Еще один закон, «О противодействии противникам Америки посредством санкций», принятый в 2017 году, определил СТЦ как часть разведывательного комплекса России и запретил любые «значительные» сделки с компанией.

На сайте Академии связи есть страницы двух совладельцев СТЦ — уже знакомого нам полковника Алексея Терентьева и Олега Царика. Они специалисты по радиоразведке и авторы многих десятков внедренных изобретений.

Но сегодня СТЦ занята прежде всего «Орланами». «В связи с высокой востребованностью „Орланов“ у нас нет ресурсов что-то другое сейчас делать. Потребность в них гораздо больше, чем мы можем производить», — сказал «Важным историям» полковник Терентьев. 

Печатная плата «Орлана»
Печатная плата «Орлана»
Фото: предоставлено украинскими властями
Печатная плата «Орлана»
Печатная плата «Орлана»
Фото: предоставлено украинскими властями

Российский посредник

«Не знаю, о чем вы говорите. Я никогда не слышал об этой компании», — так гендиректор СТЦ Роман Агафонников ответил на просьбу корреспондента «Важных историй» рассказать о своем основном поставщике иностранных комплектующих, компании «СМТ-Айлогик» (интересно, кстати, что у Агафонникова украинские корни; его отец, Дмитрий Агафонников, родился в Украине, которую Россия разносит сейчас с помощью беспилотников). Терентьев тоже не захотел вспомнить «СМТ-Айлогик», хотя, согласно реестру, был одним из ее основателей. 

«СМТ-Айлогик» называет себя одним из крупнейших поставщиков электротехнического оборудования и запчастей в России. С 2017 года компания импортировала в Россию продукции примерно на 70 миллионов долларов (около 4,5 миллиарда рублей), причем годовые объемы поставок за это время выросли в десять раз. 

«СМТ-Айлогик» — поставщик, заточенный под одного клиента. Она снабжает комплектующими подсанкционную СТЦ, которая является ее главным покупателем (в прошлом году обеспечила около 80% выручки). С другой стороны, для СТЦ «СМТ-Айлогик» является главным продавцом (в январе-мае этого года СТЦ заплатила ей около 1,4 миллиарда рублей, больше чем любому из других поставщиков). 

«СМТ-Айлогик» была основана вскоре после аннексии Крыма, в 2015 году. Около двух лет у нее были с СТЦ общие совладельцы, но потом очевидная связь была разорвана. Сейчас «СМТ-Айлогик», возможно, записана в реестре не на тех, кому на самом деле принадлежит.

Так, одна из совладельцев, Ирина Хресцова — на самом деле врач-терапевт. Возможно, она супруга одного из сотрудников СТЦ Павла Хресцова (помимо общей фамилии, у них также одинаковый адрес регистрации). «Что я могу об этом знать?» — сказала она корреспонденту «Важных историй» в ответ на вопрос об импорте иностранных комплектующих в Россию.

Еще трое совладельцев «СМТ-Айлогик» — Аркадий Слепеньков, Ирина Шихалева и Александр Шепилов — значатся в списке сотрудников СТЦ за 2021 год. Слепеньков не стал отвечать на вопросы «Важных историй». Шихалева сказала, что «никак не связана» с импортом комплектующих в Россию и повесила трубку. 

По меньшей мере 16 человек в 2021 году работали сразу в обеих компаниях — СТЦ и «СМТ-Айлогик». Не говоря о том, что у обеих компаний в Петербурге общий адрес (проспект Непокоренных, 17) и телефон. При звонке на него ответила сотрудница СТЦ, которая подтвердила, что «СМТ-Айлогик» «находится рядом».

Гендиректор «СМТ-Айлогик» Александр Беляев отказался разговаривать с корреспондентом «Важных историй». 

«Орлан» запускают с помощью катапульты, после чего японский двигатель обеспечивает ему скорость до 150 километров в час
«Орлан» запускают с помощью катапульты, после чего японский двигатель обеспечивает ему скорость до 150 километров в час
Фото: mil.ru

Китайский посредник

У россиянина Антона Трофимова есть закрытая теперь страница в заблокированной враждебной сети LinkedIn. Там сказано, что он учился в Китае, и перечислены несколько его проектов во Владивостоке — спа-салон и кафе, а также «клуб джентльменов» в казино Tigre De Crystal (концепция клуба — эротические шоу). 

Но у Трофимова есть и более рискованные увлечения. Он владелец гонконгской Asia Pacific Links — главного поставщика иностранных комплектующих «СМТ-Айлогик». Офис Asia Pacific Links находится в обшарпанном здании в переулках Гонконга; вывески нет, но человек на ресепшн подтвердил, что компания с таким названием действительно делит тут одну из комнат с тремя другими арендаторами, и время от времени в офис ходит какой-то «иностранец».

С 2017 года Asia Pacific Links снабдила «СМТ-Айлогик» комплектующими на 12 миллионов долларов, причем около половины этой суммы пришлось на период с начала российского вторжения.

Практически все товары, которые «СМТ-Айлогик» импортировала в Россию, прибыли из Китая. В таможенных данных указано, что эти товары невоенного назначения. 

На своей странице в LinkedIn Трофимов указывает, что живет в Канаде, в Торонто. Его дом расположен в районе Ист-Йорк и выгодно отличается от ветхого гонконгского офиса. Но застать его дома не удалось, а на письмо по электронной почте он не ответил.

Американский посредник

Игорь Каждан стоит на пороге своего дома во Флориде в футболке и шортах. Он не понимает, почему им заинтересовались журналисты. Да, он поставлял электронные комплектующие в Россию, но масштабы поставок были небольшими: «Не думаю, что это уж такая большая проблема. Не думаю, что вам надо писать об этом». 

Каждан, также известный как Алекс Стэнтон, имеет и российское, и американское гражданство. Его компания Ik Tech, офис которой находится прямо у него дома, с 2018 по 2021 год поставила в Россию товаров на $ 2,2 миллиона. Больше 90% из них составили заказы «СМТ-Айлогик». Среди этих товаров были, например, почти 1400 процессорных модулей GUM3703FEBY производства Gumstix — точно такие же были найдены в российских «Орланах» в Украине. 

В феврале этого года, за две недели до вторжения России в Украину, Каждан был арестован по обвинению в контрабанде продукции военного и двойного назначения в Россию. На суде он рассказал, что вести дела с Россией начал после встречи с некими российскими менеджерами на конференции по спутникам в 2016 году. Они склонили его к поставкам продукции в обход экспортных ограничений. 

«Орлан» собран из деталей ведущих мировых производителей. Но производители не несут за это ответственности
«Орлан» собран из деталей ведущих мировых производителей. Но производители не несут за это ответственности
Фото: Wikimedia Commons

Производители не отвечают

«Мы строго соблюдаем все законы и санкции, для российской военной техники ничего не поставляем, а если кто-то поставляет, то ничего про это не знаем, но весьма осуждаем», — к этому сводятся официальные ответы мировых производителей, которые сочли нужным ответить на наши запросы — Saito Seisakusho, Texas Instruments, AMD (она владеет брендом Xilinx). Analog Devices на запрос не ответила. Gumstix пообещала провести расследование.

За нарушение правил экспортного контроля предусмотрена уголовная ответственность. «Если американская или европейская компания продает комплектующие, подлежащие экспортному контролю, подсанкционному юридическому лицу — это дорога в тюрьму. Лицензирующие органы никогда не дадут разрешения на такие сделки», — рассуждает Эрик Вудс из Центра исследований в области нераспространения. Но что если поставки идут через посредника в третьей стране, а комплектующие не попадают под экспортный контроль? «За такое производителя едва ли будут преследовать. Если только продавец не лгал в экспортных декларациях. Но обычно в таких случаях ничего не делается», — признает Вудс.