Фактчек

Запад запретил продавать России комплектующие для производства оружия. Но «Ростех» их успешно покупает

«Важные истории» недавно рассказали, как Запад поставляет комплектующие для российских беспилотников «Орлан». Теперь рассказываем, как «Ростех» закупает на Западе компоненты для систем радиоэлектронной борьбы, которые разрушают украинскую оборону

Дата
25 янв. 2023
Авторы
Редакция, Мария Жолобова
Запад запретил продавать России комплектующие для производства оружия. Но «Ростех» их успешно покупает
Фото: mil.ru

This story is also available in English here

Читать историю про «Орланы».

Офис компании ВМК зарегистрирован в кирпичном трехэтажном административном здании на одной из центральных улиц Саратова. Его окружают магазины «100 дверей», «Дверьленд», «Империя дверей» и «Двери плюс». У самой ВМК вывески нет, нет сайта и телефона, и числятся там всего четыре сотрудника. 

При этом ВМК — один из крупнейших поставщиков электронных комплектующих в Россию. Только за прошлый год она получила из-за рубежа комплектующих на 43 миллиона долларов, в основном — продукцию американских Analog Devices, Xilinx, Texas Instruments.

Клиент у ВМК, по сути, один. Это главный российский производитель оружия — «Ростех». Точнее — ростеховская структура, концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), отвечающая за разработку радиоэлектроники для военных, в том числе систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ). 

«Витебск», «Хибины», «Красуха» и другие

РЭБ служит для подавления систем связи, управления и разведки противника — и, наоборот, для защиты своих войск от всего перечисленного. «Самые разные системы РЭБ сейчас успешно проходят проверку боем: глушат каналы связи противника, системы наведения, оставляя их без глаз и ушей. Также подтверждают способность эффективно бороться с беспилотниками, подавлять каналы управления и передачи данных между оператором и дроном, спутниковую навигацию», — объясняет «Ростех».

По оценке российского военного эксперта Павла Лузина, Россия ежегодно тратит на закупку систем РЭБ 30–40 миллиардов рублей. КРЭТ — крупнейший игрок на рынке РЭБ.

КРЭТ под санкциями с 2014 года, постепенно санкции настигают и компании, которыми он управляет, — всего их около 70. Так, в 2019 году под санкции попал Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт (КНИРТИ), где, в частности, делают комплекс радиоэлектронного противодействия «Хибины», который защищает российские самолеты от систем ПВО.

Санкции лишают КРЭТ возможности легально получать натовские комплектующие, без которых невозможно делать российское «чудо-оружие». Эксперты Королевского института оборонных исследований (RUSI) изучили 27 типов российского оружия, найденного на поле боя в Украине, и обнаружили там 450 видов электронных компонентов иностранного производства. 317 из них были изготовлены американскими компаниями.

«Важные истории» нашли в открытом доступе несколько примеров таких комплектующих применительно к КРЭТ. 

Например, в конце 2021 года ставропольская компания «Сигнал» (входит в КРЭТ) опубликовала на портале закупок «Ростеха» список компонентов комплекса помех САП-518СМ (модернизированные «Хибины»), который устанавливается на самолеты Су-30: микросхемы американских Analog Devices, Xilinx и Texas Instruments, швейцарской ST Microelectronics, резисторы Bourns — также из США, конденсаторы японской Murata, диоды немецкой Infineon. Часть из них подпадает под экспортные ограничения США (например, вот). 

Микросхемы американских Analog Devices, Xilinx и Texas Instruments, на которых работает комплекс радиоэлектронного противодействия «Хибины» (расположен на законцовках крыльев), исправно защищают российские самолеты
Микросхемы американских Analog Devices, Xilinx и Texas Instruments, на которых работает комплекс радиоэлектронного противодействия «Хибины» (расположен на законцовках крыльев), исправно защищают российские самолеты
Фото: Wikimedia Commons

Аналогичная электроника находится внутри системы РЭБ «Витебск», которую делает татарстанский «Радиоприбор» (входит в КРЭТ). «Витебск» ставят на российские вертолеты, чтобы защитить их от украинских ПЗРК. «Витебск» работает на микросхемах японской Murata и американской Texas Instruments. 

Доступна также документация на проведение сертификационных испытаний комплекса радиоэлектронной борьбы «Красуха» — ее опубликовал производитель этого комплекса, Брянский электромеханический завод (входит в КРЭТ). Российские военные, по данным RUSI, использовали «Красуху», в том числе чтобы подавить сигналы спутников Starlink. В списке — микросхемы американских Analog Devices, Texas Instruments, Microchip Technology.

Закупать комплектующие напрямую у противника КРЭТ не может, поэтому он выстроил цепочку компаний, которые ему в этом помогают. «Важные истории» нашли эту цепочку, изучив финансовые и таможенные документы компаний.

Цепочка: уровень 1

Цепочка посредников начинается с подмосковной мытищинской дочки концерна «Радиоприборснаб». По сути, это отдел закупок электронных компонентов для предприятий КРЭТа (он ее так и представляет во всех документах). В 2021 году выручка «Радиоприборснаба» от продажи электронных компонентов предприятиям КРЭТа составила почти 10 миллиардов рублей. Основные покупатели в 2022 году — упомянутый выше КНИРТИ, НИИ «Экран» (головной разработчик «Витебска») и Рязанский приборный завод (авионика, радары и другое).

Сам «Радиоприборснаб», разумеется, не может напрямую получить доступ к рынку иностранных комплектующих — как стопроцентная дочка подсанкционного КРЭТа, он тоже под санкциями. Поэтому в 2017 году в тех же Мытищах, по тому же адресу была зарегистрирована другая компания с таким же названием — «Радиоприборснаб», на 49,9% принадлежащая оригинальному «Радиоприборснабу», а на 49,9% — еще одной структуре КРЭТа. Директор этого второго «Радиоприборснаба», Дарья Хоркина (вероятно, юрист оригинального «Радиоприборснаба» — Getcontact показывает, что так ее номер записан у ряда людей), владеет оставшимися 0,2%. Формально это выводит второй «Радиоприборснаб» из-под части санкций — ведь ни у одной из структур КРЭТа уже нет в ней контрольного пакета. В 2022 году оригинальный «Радиоприборснаб» закупил у своей полудочки «Радиоприборснаб» комплектующих почти на 17 миллиардов рублей.

Говорят, «Красуха-4», которая работает на микросхемах американских Analog Devices, Texas Instruments и Microchip Technology, глушит не только радиолокационные станции, но даже радиоканалы управления беспилотниками и сигналы спутников Starlink
Говорят, «Красуха-4», которая работает на микросхемах американских Analog Devices, Texas Instruments и Microchip Technology, глушит не только радиолокационные станции, но даже радиоканалы управления беспилотниками и сигналы спутников Starlink
Фото: mil.ru

Цепочка: уровень 2

Но все необходимые детали напрямую этой прокладке все равно не получить — ряд электронных компонентов попадает под экспортный контроль, и американские регуляторы не позволили бы указать в качестве конечного покупателя компанию российского оборонного комплекса. Поэтому поставщиками второго «Радиоприборснаба» выступают компании, формально вообще не связанные с КРЭТом.

Крупнейший из них — «Тесткомплект», который в 2022 году поставил «Радиоприборснабу» компонентов на 8,2 миллиарда рублей. Часть этих компонентов были импортными, потому что, по таможенным данным, «Тесткомплект» ввез в 2022 году в Россию комплектующих на 33 миллиона долларов (в том числе от американских Analog Devices, Xilinx и Texas Instruments). При этом «Радиоприборснаб» — главный, но не единственный клиент «Тесткомплекта»: последний снабжал, например, и концерн «Океанприбор», который делает гидроакустику для военно-морского флота, и Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», строящий боевые корабли. 

«Тесткомплект», как выражаются бизнесмены, входит в периметр КРЭТа. В 2016 году его учредила некая Гузэль Агзамова. Почти наверняка она жена одного из менеджеров КРЭТа — Спартака Антиковича Хайдарова. 

До 2021 года «Тесткомплект» был зарегистрирован по тому же адресу, что и главный «Радиоприборснаб». А сейчас располагается в соседнем офисе с дочкой КРЭТа — компанией «Промтехносерт»; Спартак Хайдаров — заместитель генерального директора «Промтехносерта».

Еще почти на 4 миллиарда рублей компонентов «Радиоприборснабу» поставили две фирмы, тоже с одинаковым названием — ВМК, одна саратовская, другая самарская. 

В реестре они записаны на разных людей, но у самарской ВМК одинаковый телефон с бывшей фирмой владельца саратовской ВМК Дмитрия Ребуса. 

Комплекс индивидуальной радиоэлектронной защиты «Витебск» ставят на российские вертолеты, чтобы защитить их от украинских ПЗРК. «Витебск» работает на микросхемах японской Murata и американской Texas Instruments
Комплекс индивидуальной радиоэлектронной защиты «Витебск» ставят на российские вертолеты, чтобы защитить их от украинских ПЗРК. «Витебск» работает на микросхемах японской Murata и американской Texas Instruments
Фото: mil.ru

Цепочка: уровень 3

Три российские фирмы, которые в 2022 году поставили «Радиоприборснабу» комплектующих почти на 12 миллиардов, конечно, получают их не от производителей.

У обеих ВМК — два поставщика, турецкий и китайский.

Гонконгская Tordan Industry Limited принадлежит директору и владельцу саратовской ВМК Дмитрию Ребусу. Компанию он зарегистрировал в торговом центре Solo, предоставляющем услуги недорогой аренды для крошечных магазинов (косметики, рукоделия и проч.). При этом Tordan Industry совсем не крошечная, она ввезла в прошлом году в Россию комплектующих почти на 30 миллионов долларов. 

Турецкой Turkik Union And Dijital Teknoloji, которая в 2022 году поставила компонентов на 24 миллиона долларов, управляет Мустафа Джанкат Айтек. Turkik Union на своем сайте заявляет, что производит и продает компьютеры и другую электронику, при этом в разделе «Товары» опубликованы случайные фото из интернета, а в качестве описания используются случайные тексты, в частности цитата из «Страданий юного Вертера» Гете. 

Джанкат Айтек довольно часто мелькает в турецкой прессе. У него в стране несколько бизнесов, включая Turkik Union, которая снабжает «Ростех». В турецком бизнес-реестре Айтек указан «председателем правления» компании, его старший брат Найл Оркун Айтек — заместителем. Оркун Айтек cкончался в декабре прошлого года; местные СМИ вспоминали, как храбро он боролся с путчистами во время попытки госпереворота 15 июля 2016 года. Айтеки — племянники бывшего начальника разведки Главного управления безопасности Турции Атиллы Айтека. 

У «Тесткомплекта» — множество китайских поставщиков, десятки компаний и из Гонконга, и из материкового Китая. Самый крупный из них — гонконгская United Electronics Group Company Limited, принадлежащая человеку по имени Юрий Жуков.

Никто ничего не слышал

Люди и компании, которые упомянуты в этой статье и чьи контакты «Важным историям» удалось найти, обсуждать свой бизнес не захотели. Основатель «Тесткомплекта» Гузэль Агзамова и Дарья Хоркина из «Радиоприборснаба» разговаривать отказались. Нынешний владелец и гендиректор «Тесткомплекта» Руслан Булатов сказал, что к поставкам отношения не имеет, и повесил трубку. «Ростех», «Промтехносерт» и Дмитрий Ребус не ответили на отправленные им вопросы. Связаться со Спартаком Хайдаровым не удалось.

В Turkik Union сказали, что никак не связаны ни с одной из компаний, упомянутых «Важными историями». 

Западные производители, Analog devices и Texas Instruments, как обычно, сказали, что дел с Россией после начала войны не имеют.

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie