Фактчек

Кто помогал друзьям Путина прятать имущество

Управляющий Геннадия Тимченко руководил фирмами, которые прикрывали еще тайные операции по линии госбезопасности ГДР, а человек Аркадия Ротенберга успешно присягнул в немецком суде, что с ним никак не связан

Дата
6 февр. 2023
Автор
Редакция
Кто помогал друзьям Путина прятать имущество
Геннадий Тимченко и Аркадий Ротенберг. ФОТО: kremlin.ru

В конце прошлого года власти Евросоюза признали обход санкций уголовным преступлением и подготовили нормы, которые предусматривают от пяти лет тюрьмы за помощь по обходу ограничений или утаивание информации. Кроме поставщиков санкционных товаров мера должна затронуть тех, кто помогает оказавшимся под санкциями близким к российской власти бизнесменам, политикам и чиновникам прятать свое имущество.

Но друзья Владимира Путина «могут скрыть свои активы так, что никто ничего не увидит», заверил «Важные истории» бывший деловой партнер этих друзей. В этом им много лет помогали люди с богатым опытом.

Управляющий Тимченко

Оказавшись под американскими санкциями в 2014 году, самый богатый друг российского президента, Геннадий Тимченко, переехал из своего швейцарского поместья на берегу Женевского озера в двухэтажный особняк на Воробьевых горах по улице Косыгина, 32, с потрясающим видом на центр Москвы: дом находится всего в километре от любимой москвичами смотровой площадки.

Особняк на холме — хорошая точка обзора, чтобы заметить семью профессиональных управляющих из Лихтенштейна, которые помогали Тимченко прятать имущество. Их структуры владели разными его активами, в том числе офшорной компанией с Британских Виргинских островов (Jardin Developments): накануне переезда Тимченко в московский особняк она получила в долгосрочную аренду от правительства Москвы земельный участок, на котором расположен дом.

Семья лихтенштейнских управляющих обслуживала интересы Тимченко много лет. Патриарх семьи — Луис Эри удивил рынок, когда ему было под семьдесят. В 2009 году лихтенштейнская контора с его участием (Handelshaus Hoop&Partner), которая вела копеечный бизнес, внезапно была названа владельцем ассоциированного с Тимченко австрийского трейдера Citco с оборотом порядка двух миллиардов долларов. Citco была основным трейдером российского нефтегазохимического гиганта «Сибур». И в 2009 году он выкупил этого трейдера у конторы лихтенштейнского старца примерно за миллиард долларов.

Дом Геннадия Тимченко на Воробьевых горах в Москве
Дом Геннадия Тимченко на Воробьевых горах в Москве
Кадр из фильма ФБК «За высоким забором»

В настоящее время члены семьи Эри управляют лихтенштейнским трастовым предприятием Sequoia. К 2014 году большинством своих активов Геннадий Тимченко владел через люксембургскую Volga Group, которая была зарегистрирована структурами Sequoia.

«Мы выбрали название „Секвойя“, потому что так называется красное дерево, имеющее сходство с нами самими и с <...> услугами, которые мы вам оказываем: его сила позволяет выстоять в любую погоду, его кора защищает от лесных пожаров, его рост дает обзор с высоты птичьего полета...» — отмечено на сайте Sequoia.

Поддержите «Важные истории»
Помогите найти скрытые активы друзей Путина

Луис Эри — человек с богатым опытом. Еще в советское время он был задействован в тайных торгово-финансовых операциях, которые осуществлялись под покровительством Министерства государственной безопасности социалистической ГДР — Штази.

В 1966 году в Министерстве внешней и внутренней торговли Восточной Германии появился секретный отдел коммерческой координации (КоКо). Он должен был систематизировать деятельность разрозненных компаний в тайных внешнеторговых сделках ГДР, которые приносили в страну дополнительную валюту. Руководителем отдела был легендарный полковник Штази Александр Шальк-Голодковский.

Отдел работал в сфере ответственности министерств торговли и госбезопасности. И в его ведении была сеть компаний в Западной Европе, которые занимались контрабандой на государственном уровне, добывали запрещенные к ввозу товары и технологии, а также торговали оружием и боеприпасами, культурными ценностями и даже политзаключенными (ГДР получала от Западной Германии деньги за их освобождение).

Луис Эри в 1980-е входил в руководство как минимум восьми лихтенштейнских компаний, задействованных в схемах секретного отдела. Они прикрывали тайные поставки боеприпасов и транспортировку товаров в обход эмбарго, включая поставку в СССР высокотехнологичной продукции — оборудования для дата-центров, а также занимались партийным имуществом и налоговой оптимизацией (это следует из парламентского расследования, которое уже после развала советского блока провел Бундестаг).

Подпишитесь на нашу рассылку
Мы будем присылать вам только важные расследования и репортажи в удобном виде прямо на почту

Например, одна из фирм, в которой работал Луис Эри, называлась Devia. Ее владелец, Рихард Мюллер, в обход ограничений поставлял в СССР электронику. В частности, обеспечивал оборудование для советских дата-центров. Для обхода эмбарго у Мюллера была сеть фирм в Западной Германии, Швейцарии и Австрии. Когда в 1983 году Мюллер попался на контрабанде компьютеров в страны социалистического лагеря, глава секретного отдела лично просил руководство военной разведки СССР об эвакуации Мюллера в ГДР, где для него построили целый складской комплекс и он продолжил свой бизнес по поставке электроники с Запада уже под вымышленным именем.

Для управляющего активами друга Путина «богатое и противоречивое прошлое» — плюс, считает бывший разведчик. Ведь это прошлое, скорее всего, где-то задокументировано. 

Управляющий Ротенберга

Аркадий Ротенберг еще до всяких санкций практиковал два подхода к участию в бизнесе: прямой, официальный, и «понятийный», не закрепленный на бумаге, рассказывает близкий к нему источник.

Таким, например, было участие Ротенберга в схемах поставок оборудования, расходных материалов и различных товаров для «Газпрома». Примерно с 2013 по 2016 год на газпромовские конкурсы выходили от пяти до двадцати фирм, которые отрицали какие-либо связи друг с другом, конкурировали между собой и не раскрывали владельцев. За четыре года они получили от «Газпрома» контрактов примерно на 4,5 миллиарда долларов. «Ведомости» установили, что за этими фирмами могли стоять люди, связанные с Ротенбергами, а «Новая газета» увидела связи с бывшим топ-менеджером «Стройгазмонтажа» Ротенбергов — Русланом Горюхиным. Представители Горюхина и Ротенбергов все это опровергали.

На то, что Горюхин мог формально владеть имуществом для Ротенберга, намекали, в частности, два эпизода. 

К 2017 году в пафосном районе ближнего Подмосковья на Рублевке несколько лет строился частный комплекс, включающий особняк, спортивный зал и дом приемов. Строители полагали, что возводят дом приемов «Газпрома» (люди, знакомые со сметами, сообщали, что строительство обошлось в 10 миллиардов рублей). Владельцем земельного участка по данным Росреестра числился Горюхин. Однако источники, имевшие непосредственное отношение к стройке, сообщили «Новой газете», что объект возводился для нужд Аркадия Ротенберга. Горюхин и Ротенберг это отрицали. Но корреспондент газеты, доставивший к воротам охраняемого поселка письмо для Аркадия Ротенберга, был направлен именно на этот участок, где его встретила отдельная охрана и приняла конверт. В интернете распространялась комплиментарная биография Горюхина на английском, в которой говорится, что он с 2014 года обосновался в Швейцарии, хотя представители Горюхина в комментариях «Новой газете» в 2017 году настаивали, что особняк на Рублевке принадлежит Горюхину и он там проживает.

Особняк на Рублевке, где у корреспондента «Новой газеты» приняли письмо для Аркадия Ротенберга, принадлежал Руслану Горюхину
Особняк на Рублевке, где у корреспондента «Новой газеты» приняли письмо для Аркадия Ротенберга, принадлежал Руслану Горюхину
Фото: «Новая газета»

Другой эпизод касался российской девелоперской компании «РГ-Девелопмент», единственным владельцем которой, по данным реестра, числился Горюхин. После создания компании в 2014 году Аркадий Ротенберг дал комментарии «Интерфаксу» о том, чем будет заниматься «РГ-Девелопмент», и «Интерфакс» назвал его «основным акционером» компании. «Мы готовы активно рассматривать проекты на разных стадиях девелопмента <...>. Наше конкурентное преимущество — это сильная профессиональная команда», — комментировал Ротенберг создание «РГ-Девелопмент». И следом за «Интерфаксом» российские деловые издания стали называть Ротенберга «основным владельцем» компании. Ни он сам, ни Горюхин в России это никогда не оспаривали.

Всё изменилось к 2021 году. К тому времени Горюхин обосновался в Швейцарии и успел обзавестись большой коммерческой недвижимостью в Германии — в 2016 году стало известно, что через цепочку компаний в Люксембурге он стал владельцем исторического дворца в центре Мюнхена (Palais an der Oper) с самыми дорогими бутиками и престижными арендаторами в городе в непосредственной близости от баварской государственной оперы. Немецкие эксперты по коммерческой недвижимости оценивают дворец примерно в миллиард евро. Возникли вопросы, чье это имущество — самого Горюхина или друга Путина, Ротенберга, который к тому времени находился под американскими и европейскими санкциями?

Сайт дворца в центре Мюнхена
Сайт дворца в центре Мюнхена
palaisanderoper.de

После того как немецкие журналисты опубликовали материалы о том, что бывший менеджер друга Путина покупает эксклюзивную недвижимость в Германии и вспомнили о его прошлом под крылом Ротенбергов, Горюхин начал подавать иски в немецкие суды, требуя опровержения и удаления информации о его связях с санкционными друзьями Путина. Так, в 2021 году он подал иск против немецкой Süddeutsche Zeitung, в частности настаивая, что компания «РГ-Девелопмент» никогда не была связана с Ротенбергом. Горюхин принес письменную присягу суду, что именно он, а не Ротенберг, был единственным бенефициаром компании.

Немецкий суд поверил Горюхину и посчитал, что его письменная гарантия превалирует над любыми другими сведениями, включая публичные комментарии самого Ротенберга по поводу «РГ-Девелопмент».

«При таком подходе европейским властям будет очень трудно установить, кто помогает друзьям российского президента обходить санкции или может оперировать их деньгами», — подытожил российский знакомый Ротенбергов. Отметив, что некогда популярные в России понятийные соглашения о том, кто чем владеет, могут снова стать актуальными, несмотря на большие риски для их участников.

Юрист Transparency International Куш Амин также считает, что проблема существует и что на нее долгое время закрывали глаза, хотя о существовании подобных схем во всем мире известно давно.