Фактчек

Как Роскомнадзор власть Путина бережет

Роскомнадзор тайно следит за негативными публикациями о российской власти в интернете — отчеты затем отправляются силовикам. Чем это грозит лично вам?

Как Роскомнадзор власть Путина бережет
Иллюстрация: AI-художник Speliy Arbuz с помощью нейросети MidJorney

This story is also available in English here

До сегодняшнего дня Роскомнадзор (РКН) был известен прежде всего как главный орган российской цензуры. Только с начала вторжения России в Украину РКН заблокировал более 125 тысяч материалов о войне, а также все российские независимые СМИ и такие крупные соцсети как Facebook и Instagram. Но блокировка неугодных властям сайтов — не единственная обязанность РКН. Кремль закрепил за цензором еще одну важную функцию — стать личным цифровым оком Владимира Путина. Внутри РКН есть целое государственное предприятие, в котором работает более тысячи человек, и каждый день — а порой в выходные и праздники — они заняты тем, что выискивают в интернете обидные для Путина публикации. Все отчеты затем отправляются «наверх» — в администрацию президента и силовикам. 

Все это стало известно в результате крупнейшей утечки данных из РКН: в распоряжение журналистов попали миллионы конфиденциальных документов, изображений и электронных писем сотрудников российской цензуры. «Важные истории» совместно с немецкой газетой Süddeutsche Zeitung и другими участниками этого расследования изучили утечку. Вот, что нам удалось узнать:        

  • сотрудники ГРЧЦ ищут негативные публикации о Владимире Путине и ухудшении его здоровья, а также делают прогнозы о том, какое событие может вызвать рост критики в будущем;
  • для отправки отчетов «наверх» в ГРЧЦ используют внутренний мессенджер, в котором они общаются с сотрудниками Роскомнадзора, Генпрокуратуры, МВД и ФСБ;
  • РКН мониторит «социальную напряженность» среди россиян: сотрудники ГРЧЦ ведут отчеты о наличии протестных настроений по каждому федеральному округу и даже по отдельным регионам.

Путин — краб

В московском районе Замоскворечье на Дербеневской набережной находится неприметное двухэтажное здание из красного кирпича. По внешнему виду оно напоминает старый заводской цех, переделанный в модный лофт. Перед входом — вывеска: федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ). 

На сайте предприятия говорится, что его главная функция — обеспечивать надлежащее использование радиочастот. Но, как показали «Документы российской цензуры» (так участвовавшие в этом расследовании журналисты назвали утечку), на сотрудников ГРЧЦ возложена еще одна важная государственная задача. Каждый день, начиная с 8:30 утра, они мониторят интернет, чтобы найти в нем опасные для власти публикации: например, мемы про Путина в образе краба, сообщения о его заболеваниях или негативные комментарии местных жителей после визитов главы государства в регионы.

Здание «Главного радиочастотного центра» в Москве
Здание «Главного радиочастотного центра» в Москве
Фото: страница ФГУП «ГРЧЦ» в Facebook

«Незапланированная остановка президентского кортежа в центре Калининграда и диалог Президента РФ с местными жителями вызвал негативную реакцию российского интернет-сообщества. Авторы со скепсисом отмечали, что „Владимир Путин в окружении охранников 10 секунд пообщался с местными жителями в Калининграде и поехал дальше“, и называли остановку „дешевым спектаклем“. Высказывалось предположение, что разговор Главы государства с гражданами мог быть „спланированной акцией“, где роли большей части прохожих играли сотрудники спецслужб. <...> Другие авторы иронизировали над озвученной В. В. Путиным фразой о том, что „трудолюбие – это вообще отдельный талант, это не просто, извините, резиновая попа“. Подчеркивалось, что подобное высказывание, как и остальные выступления Главы государства, „уже давно не вызывают никаких эмоций, кроме испанского стыда“», — это фрагмент одного из отчетов, которые сотрудники ГРЧЦ регулярно составляют по итогам мероприятий с участием Путина. 

Поддержите независимую журналистику
Ваше пожертвование поможет нам и дальше рассказывать правду — мы не подчиняемся цензуре

Помимо цитат блогеров и местных жителей, авторы этих аналитических записок, как правило, приводят в них число негативных публикаций за период мониторинга, основные информационные поводы и так называемые «точки информационной напряженности» в регионах — события, которые могут вызвать общественный резонанс. 

«В отчет необходимо брать только наиболее значимые, резонансные повестки <...> Стоит обратить внимание, что для отчета также имеют значение отдельные точки информационной напряженности, образовавшиеся в том или регионе. Как правило, это какая-то уникальная для региона тема, вызвавшая негатив по теме мониторинга (например, лесные пожары в субъекте, приток беженцев в какой-либо регион, назначение нового губернатора и т. д.)», — говорится в методических рекомендациях по подготовке аналитических записок.

Пример одной из таких региональных «точек информационной напряженности» можно найти в одном из прошлогодних отчетов о негативе в адрес Путина: «Авторы назвали Главу государства „палачом Беслана“, объясняя свою позицию тем, что в этой трагедии власти поставили „интересы государства“ выше „жизней людей“ и фактически „принесли своих граждан в жертву“. В то же время заявлялось, что В.В. Путин „уже 14 лет игнорирует самое страшное событие в эпоху его правления“ и не принимает участия в траурных мероприятиях, посвященных жертвам теракта. Акцентировалось внимание на том, что от Президента РФ якобы ни разу не звучали „слова обычного человеческого сочувствия“ жертвам теракта в г. Беслан и родственникам погибших членов экипажа подводной лодки „Курск“, „так и не дождавшимся помощи“ от государства».

Помимо выискивания негативных публикаций о Путине, сотрудники ГРЧЦ составляли прогнозы о том, какое событие может вызвать рост критики в будущем. Например, в августе 2022 года они предполагали, что участие Путина в работе Восточного экономического форума во Владивостоке или подведение итогов Единого дня голосования в сентябре приведут к усилению его критики.  

Война и здоровье Путина 

С февраля 2022 года главной темой отчетов о негативных публикациях про Путина становится война в Украине. «В большинстве случаев авторы писали, что Президент РФ „развязал войну“, „незаконно вторгнувшись“ на территорию сопредельной страны, отправил российских военных на гибель, спровоцировал консолидацию западных государств против РФ, полностью несет ответственность за все последствия экономического, политического и изоляционного характера из-за принятого им решения о начале спецоперации», — так в первый месяц войны сотрудники ГРЧЦ описывали медиа-дискурс в одном из своих отчетов.

Российские цензоры обращали внимание на публикации в самых разных источниках информации — от сайтов крупнейших зарубежных СМИ (CNN, Fox News, Financial Times) до анонимных Telegram-каналов (например, «Генерал СВР»).   

Судя по внутренним документам ГРЧЦ, больше всего Путина критиковали осенью прошлого года в связи с мобилизацией, его 70-летним юбилеем и взрывом на Крымском мосту. В тот период времени сотрудники ГРЧЦ находили более тысячи критических сообщений о президенте еженедельно.

Наряду с войной сотрудники ГРЧЦ ежедневно отслеживали сообщения о «критическом состоянии здоровья» Путина. Задача «провести мониторинг инфоповодов об ухудшении состояния здоровья президента» поручалась в качестве тестового задания кандидатам на должности в департамент мониторинга ГРЧЦ.  

Российские цензоры искали сообщения о заболеваниях Путина в контексте «фейков» «по линии СВО» — наряду с публикациями об убийстве мирных жителей в Украине и потерях российской армии. «Путин страдает онкологическим заболеванием, деменцией и психическим расстройством». «У твоего Путина уже биполярка и шизофрения <...> Будет адекватный россиянин поддерживать президента с психическими болячками?», «У Путина 100% деменция! Старик выжил из ума», «У Путина рак <...>, но жить он будет», — цитировали цензоры сообщения из телеграм-чатов. Свой отчет с примерами негативных публикаций о здоровье Путина сотрудники ГРЧЦ назвали так: «Результаты работы по противодействию попыткам дестабилизации российского общества в контексте СВО на территории Украины».

«Популярность имеет большое значение для лидера [страны], в том числе и для Путина. Любой режим может быть устойчивым только в том случае, если он опирается на поддержку значимой группы избирателей, — говорит политолог Аббас Галлямов о том, зачем ГРЧЦ ежедневно отслеживает негативные публикации о Путине. — Устойчивый режим, опирающийся только на штыки, ты не построишь. Если ты ненавидим своим народом, то в какой-то момент силовики просто от тебя избавятся, ты станешь им ненужным. Популярность — это не просто способ предотвратить восстание, революцию, „оранжевый“ сценарий, это и способ избежать впадения в зависимость от силового аппарата. Единственное, что делает политика по-настоящему независимым от силовиков, это когда он не сильно нуждается в их услугах для того, чтобы править». 

По мнению Галлямова, на основе отчетов о негативе власти принимают решения о том, как «подавлять волнения»: «Ты видишь информационную угрозу, и ты принимаешь решение, как ее купировать, как с ней бороться. Либо с помощью технологического инструментария, создавая альтернативную повестку, либо с помощью административного сценария».

Как ищут негатив о Путине

ГРЧЦ следит за критическими публикациями о президенте с помощью системы мониторинга СМИ и соцсетей Brand Analytics, а также вручную. Материалы о Путине ищут по, например, таким ключевым словам: «плешивый карлик», «пуйло», «ПутинВор», «Крошка Цахес», «главный коррупционер», «Путлер», «Пыня». Слово «дворец» в публикациях о Путине тоже относится к разряду оскорбительных, по мнению российских цензоров.   

Помимо ругательных высказываний, сотрудники ГРЧЦ обязаны искать и оскорбительные изображения: например, «сравнение президента с отрицательными персонажами» (Гитлером, террористом, вором в законе, вампиром, педофилом или маньяком). Помимо этого, российские цензоры выискивали изображения Путина в образе женщины, «гомосексуалиста», краба (прозвище Владимира Путина, появившееся после его фразы «я пахал, как раб на галерах». — Прим. ред.) или моли (по данным СМИ, в молодости у Путина была такая кличка. — Прим. ред.), а также на коленях в уничижительной позе, среди продуктов жизнедеятельности человека, в мусорном баке, рядом с экскрементами или в порнографических сценах.

Примеры изображений, которые РКН и ГРЧЦ считают оскорбительными по отношению к президенту и госсимволам

В 2021 году отчеты о «негативной, дискредитирующей информации по отношению к президенту РФ» готовились ежедневно. В середине августа сотрудники департамента мониторинга отметили, что продолжать эту работу в том же режиме невозможно из-за блокировки независимых СМИ и соцсетей. С тех пор отчеты о негативных публикациях про Путина готовятся каждую неделю. 

Кому направляют отчеты по Путину

Подписывайтесь на нашу рассылку
Узнайте первыми о самых важных расследованиях

Еженедельные и ежемесячные отчеты о негативе в адрес Путина сотрудники ГРЧЦ направляют в Роскомнадзор и другим получателям, которых нам не удалось идентифицировать. Один из них, например, назвал своей адрес электронной почты в честь вымышленного персонажа Фрэнсиса Долархайда — серийного маньяка, который убивал целые семьи: расстреливал их в своих же кроватях, душил или перерезал горло. Помимо этого, ГРЧЦ каждый месяц готовит отчеты для администрации президента. В них цензоры отчитываются о том, сколько они заблокировали ссылок с запрещенной, на их взгляд, информацией. Кроме того, ГРЧЦ отчитывается перед администрацией президента обо всех сообщениях, в которых упоминаются массовые мероприятия. В такие отчеты попадают не только публикации об антивоенных акциях, но и региональных протестах. Например, в одной из справок для администрации президента сотрудники ГРЧЦ описывали митинг против оптимизации больниц в Шадринске Курганской области, пикет против ликвидации Мурманского океанариума и акцию против строительства химзаводов в Находке. 

Для отправки отчетов «наверх» в ГРЧЦ используют и внутренний мессенджер — «Кабинет оперативного взаимодействия» (КОВ), который запустили в конце 2019 года. В этом мессенджере общаются сотрудники Роскомнадзора, ГРЧЦ‎, Генпрокуратуры, МВД и ФСБ. 

К августу 2021 года к КОВу подключили больше тысячи человек. Большинство из них — сотрудники правоохранительных органов. Также к системе подключены члены правительств разных регионов, сотрудники Федеральной службы охраны (ФСО) и один представитель ФСБ, чье имя засекречено.

В чате «‎Терроризм»‎ — сотрудники МВД, ФСО, Генпрокуратуры, РКН и ГРЧЦ
Ежедневные отчеты о протестных настроениях

Некоторые отчеты российские цензоры отправляли напрямую силовикам в личных сообщениях. В одном из писем сотрудник ГРЧЦ отправил ссылки на «‎недостоверную» информацию о действиях российской армии в Украине старшему прокурору Тимуру Абрегову.

Переписка сотрудника ГРЧЦ с прокурором

За чем еще следит РКН

Перед началом полномасштабной войны нагрузка на сотрудников департамента мониторинга ГРЧЦ увеличилась. В одном из писем они жаловались на то, что если в 2019 году им приходилось составлять только восемь отчетов, то в 2021 году — в два раза больше.

Помимо негативных публикаций о Путине, российские цензоры стали пристально следить за сообщениями о мобилизации, потерях российской армии и о том, что происходит на оккупированных территориях Украины. 

  • Война: мобилизация и потери российской армии

Сотрудники ГРЧЦ следят за публикациями о войне в Украине ежедневно. Из-за возросшей нагрузки «по линии СВО» они даже на время перестали составлять отчеты по теме терроризма. РКН поручил сотрудникам ГРЧЦ собирать сообщения о «дискредитации ВС РФ» даже в выходные и праздничные дни. Руководство предприятия назвало поиск «материалов с критикой СВО, создающих предпосылки для паники и нарушения общественного порядка» приоритетной задачей для сотрудников. К таким материалам российские цензоры отнесли все сообщения об убийстве мирного населения Украины, уничтожении социальной инфраструктуры, потерях армии России, отказе российских солдат участвовать в войне. 

ГРЧЦ также отслеживает и антивоенные сообщения россиян: на следующий день после начала полномасштабной войны цензоры запустили автоматизированный мониторинг публикаций с «призывами к незаконным митингам по ситуации на Украине», следует из утечки.

  • Повестка оккупированных территорий

Отдельным направлением мониторинга стала повестка оккупированных Россией территорий Украины. Например, в отчетах говорится, что после аннексии Херсонской и Запорожской областей и блокировки более 260 сайтов украинских СМИ там практически не осталось независимых медиа, которые писали бы о войне. 

Газета «Надднепрянская правда» (Херсон) публикует «материалы на тему социальной поддержки» со стороны России, газета «Новая Каховка» пишет об «интеграции с Российской Федерацией», в газете «Вести Геническа» «присутствуют статьи пророссийской направленности, выражающие стремление объединиться с Россией», «Запорожский вестник» «информирует читателей о преимуществах вхождения в состав РФ» и «недостоверной информации со стороны Украины и США», говорилось в одном из отчетов

К ноябрю 2022 года 74 % СМИ Запорожской области и 63 % медиа Херсонской области были маркированы сотрудниками ГРЧЦ как «пророссийские». Все остальные СМИ были либо уже заблокированы, либо ожидали блокировки. Помимо традиционных медиа, российские цензоры отслеживали сообщения в городских пабликах и даже социальных сетях местных жителей.

  • Протесты и дестабилизация российского общества

ГРЧЦ мониторит и «социальную напряженность» в российских регионах. Цензоры составляли отчеты о протестных настроениях в каждом федеральном округе и в отдельных регионах, например, в аннексированных Крыму и Севастополе. В такие отчеты входят не только информационные поводы, которые вызвали протестные настроения (например, в одном из них говорилось о том, как жители Челябинска жаловались в комментариях в социальных сетях на возникновение в воздухе смога и обвиняли в этом власти города), но и информация о предстоящих протестных акциях и «принятых мерах» по их подавлению.

Сотрудники службы мониторинга еще как минимум с 2020 года составляют ежедневные отчеты «по дестабилизации российского общества». В системе «КОВ» даже есть отдельный чат «Дестабилизация оперативно», куда сотрудники ГРЧЦ отправляют результаты мониторинга за день со ссылками на «наиболее резонансные и/или радикальные материалы».

  • Негатив о чиновниках

Сотрудники ГРЧЦ следят за негативными публикациями не только о Путине, но и о других чиновниках. В 2020 году они составили справку на 42 страницы о критике в интернете в адрес главы комитета Госдумы по информационной политике Александра Хинштейна. Авторы отчета отметили, что «одним из основных инфоповодов стали психические расстройства и нетрадиционная сексуальная ориентация парламентария». Также в справку попали публикации о провальной работе Хинштейна на должности советника главы Росгвардии, скандальных законопроектах его авторства, пьяных дебошах, связях с криминалитетом и подкупе избирателей.

Поддержите независимую журналистику
Ваше пожертвование поможет нам и дальше рассказывать правду — мы не подчиняемся цензуре

Судя по всему, даже сами авторы справки от Хинштейна не в восторге. «Неоднократно выступая автором сомнительных с точки зрения логики высказываний на общественно-политическую тематику, А. Хинштейн сам становился участником и одним из инициаторов скандалов. <...> Периодически он пытается выступать в роли эксперта даже по тем вопросам, по которым он вероятнее всего абсолютно некомпетентен», — отмечают они. В начале 2020 года похожую справку в ведомстве составили и о критике в адрес главы Минздрава Михаила Мурашко, которого тогда только назначили на эту должность.

Роскомнадзор блокирует информацию о чиновниках, которая им не нравится. Обычно это происходит по требованию суда или Генпрокуратуры. В октябре 2022 года в ведомство поступило указание заблокировать сайты с изображением «внешне схожего с [экс-главой Роскосмоса] Рогозиным Д. О. мужчины», который зигует и держит плакат «Белые всех стран, объединяйтесь». Кроме того, ГРЧЦ следил за публикациями о коррупционных нарушениях и украденной диссертации сенатора Артема Шейкина — их требовали удалить или блокировали страницы. 

Из утечки понятно, что департамент мониторинга ГРЧЦ собирается и в будущем отслеживать общественную реакцию на самые болезненные для Владимира Путина темы. Еще в 2021 году «дочка» РКН начала готовиться к предстоящим выборам президента России 2024 года, следует из писем: для мониторинга повестки во время президентских выборов они собираются нанять на работу еще больше людей, которые будут и дальше следить за тем, о чем думают и пишут россияне.

Роскомнадзор, ГРЧЦ и Brand Analytics не ответили на запрос «Важных историй» и Süddeutsche Zeitung с просьбой прокомментировать материалы утечки.

В других текстах «Важных историй» об этой утечке вы можете узнать:

Кто и почему попал в прицел Роскомнадзора: потенциальные иноагенты и лидеры общественного мнения, СМИ, IT-гиганты, мессенджеры и близкие к власти люди. Проверьте, не следил ли Роскомнадзор и за вами?

Как Роскомнадзор планирует устроить глобальную слежку за всем русскоязычным интернетом с помощью искусственного интеллекта. Возможно ли это?