Каждый третий регион России — на последней стадии эпидемии ВИЧ
Но власти отказываются признавать рост заражений и закупать нужные лекарства. Современные препараты доступны пациентам только в наиболее богатых регионах
В России снова растет число новых случаев заражения ВИЧ-инфекцией. В 2022 году с диагнозом ВИЧ на диспансерный учет встали 63 150 человек, годом ранее — 61 098 человек, по данным Минздрава. Во время пандемии в России выявляли меньше случаев заражения ВИЧ из-за сокращения охвата тестированием и локдауна.
В расчете на 100 тысяч населения выявляемость ВИЧ в России за год выросла на 8%. В некоторых регионах еще больший скачок. По сравнению с 2021 годом в Белгородской области этот показатель вырос почти в два раза, в Калужской области — на 76%, в Якутии — на 66%, в Ингушетии и Республике Алтай — на 60%.
При этом данные Минздрава учитывают только тех, кто встал на диспансерный учет в СПИД-центрах. В них не отражены те, кто получил положительный тест на ВИЧ, но не встал на учет. Число таких людей доходит до 20% ото всех подтвержденных случаев заражения, оценивает руководитель научно-исследовательского отдела эпидемиологии и профилактики СПИД ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Вадим Покровский. Также в это число не входят иностранные граждане и анонимные положительные тесты.
В 2021 году в стране проживали 1 миллион 138 тысяч человек с подтвержденным диагнозом ВИЧ. В 2022 году статус получили еще 60 тысяч человек. К ним нужно добавить около 300 тысяч человек (по оценкам Вадима Покровского), которые живут с ВИЧ, но не знают этого, поскольку не сдавали тесты. Таким образом, число ВИЧ-положительных людей в России достигает 1,5 миллиона — это 1% населения страны.
На конгрессе по инфекционным болезням Покровский заявил, что почти треть регионов России охвачены генерализованной (последней) стадией эпидемии ВИЧ. Он пояснил, что выделяют три стадии эпидемии. Первая (начальная) — это единичные случаи, вторая (концентрированная) — когда заражено более 5% какого-либо контингента (например, заключенных, наркозависимых или вовлеченных в проституцию), а третья (генерализованная) стадия — когда ВИЧ заражены более 1% беременных.
По словам Покровского, в 9 российских регионах первая стадия эпидемии, в 48 — концентрированная, в 27 — генерализованная. В Иркутской области у 2,6% беременных выявляется ВИЧ-инфекция, отметил академик. Среди российских заключенных 10% заражены ВИЧ. У 4% российских мужчин старше 40 лет есть ВИЧ-инфекция, добавляет Покровский.
В 2022 году лидерами по темпам распространения ВИЧ, как и раньше, остаются регионы Сибири и Урала — Красноярский и Пермский края, Оренбургская, Кемеровская, Иркутская, Томская, Челябинская, Новосибирская, Курганская, Свердловская области.
При этом, несмотря на собственные данные, которые показывают прирост заболевших, Минздрав в марте отчитался о сокращении числа новых случаев ВИЧ-инфекции в 2022 году.
Число пациентов растет, но лечение не становится доступнее
Согласно стратегии ООН по искоренению ВИЧ, чтобы преодолеть эпидемию, стране нужно достичь цели «90-90-90». Это значит, что 90% людей с ВИЧ должны знать о своем статусе, 90% людей, знающих о своем положительном статусе, — получать лечение, а у 90% пациентов, проходящих лечение, должна быть неопределяемая (очень низкая) вирусная нагрузка. При ней ВИЧ-положительный человек, принимающий антиретровирусную терапию, не может передать вирус другому человеку.
Антиретровирусная (АРВ) терапия — основной способ борьбы с ВИЧ. Ее должен получать каждый человек, живущий с вирусом иммунодефицита. Но сейчас это не так.
АРВ-терапию в России в 2021 году получали 82% людей, состоявших на диспансерном наблюдении, и 56% ото всех живущих с подтвержденным диагнозом ВИЧ-инфекции, по данным Центра по профилактике и борьбе со СПИДом Роспотребнадзора. У 80% получавших АРВ-терапию была достигнута неопределяемая вирусная нагрузка.
Остальные — более полумиллиона человек с подтвержденным диагнозом — не получают терапию, их вирусная нагрузка остается определяемой, поэтому они рискуют распространить инфекцию.
По закону граждане России должны получать АРВ-терапию бесплатно. Однако Минздрав закупает меньше лекарств, чем нужно ВИЧ-положительным, и не увеличивает бюджет на терапию — несмотря на то, что число пациентов ежегодно растет. Проект «Перебои.ру» ежедневно получает сообщения от пациентов о нехватке терапии.
В 2021 году в России закупили только 391 тысячу годовых курсов терапии, подсчитали в «Коалиции по готовности к лечению». Это покрывает примерно 49% от числа людей, состоявших на диспансерном учете, и 34,4% ото всех зарегистрированных людей с ВИЧ-инфекцией. Покрытие курсами терапии оказалось на 15% ниже, чем в 2020-м.
Чтобы обеспечить всех пациентов необходимой терапией, бюджет на закупку препаратов в 2023–2025 годах нужно увеличивать минимум на 15 миллиардов рублей ежегодно. Однако Министерство финансов в 2023–2025 годах готово выделять на закупки 31,7 миллиарда каждый год, то есть наращивать расходы не планирует.
При этом за год на войну Россия потратила, по одной из оценок, 10 триллионов рублей. На эти деньги можно обеспечивать всех нуждающихся россиян АРВ-терапией 270 лет подряд.
Минздрав сокращает закупки дорогих современных препаратов и покупает более дешевые. Современная терапия доступна в основном жителям богатых регионов
Минздрав централизованно закупает препараты для АРВ-терапии из федерального бюджета, а недостающие лекарства регионы должны закупить сами, объясняет «Важным историям» на условиях анонимности активистка, помогающая людям с ВИЧ.
По ее словам, СПИД-центры в регионах подают в Минздрав заявку на нужное им количество препаратов. Но Минздрав закупает меньше, например: СПИД-центры заявляли 10 тысяч, а им Минздрав закупает всего 7 тысяч. И региону нужно найти деньги, чтобы докупить недостающие препараты. «Нужно увеличивать количество пациентов на терапии, увеличивать охват, — отмечает собеседница «Важных историй». — На данный момент непонятно, как быть без дополнительных выделений денег на закупку лекарств».
Регионы не обязаны докупать лекарства, и не все это делают. В итоге пациенты оказываются в неравных условиях: в более богатых регионах получают подходящую терапию, а в более бедных — нет. Причем расходы на препараты не зависят от того, насколько в регионе тяжелая ситуация с ВИЧ. Это видно на примере закупок препарата «Долутегравир». По словам собеседницы «Важных историй», это хорошо изученный и довольно дорогостоящий препарат, который подходит многим пациентам. Но Минздрав сокращает его закупки. И больше всего собственных средств в 2022 году на него потратили наиболее богатые регионы — Тюменская область, Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский округ.
Больше половины регионов вообще не закупили своим пациентам дополнительный «Долутегравир», включая, например, Свердловскую область, где в 2022 году появились почти три тысячи новых пациентов.
Более 77% потраченных на «Долутегравир» денег пришлось регионы, где живут лишь 23% новых пациентов с ВИЧ.
О сокращении закупок современных дорогостоящих препаратов, не имеющих аналогов, в 2022 году писал «Коммерсант». В 2021 году они составляли 67% в общем объеме закупок АРВ-терапии, а в 2022-м уже 55%. Им на замену закупаются более дешевые.
Сокращение выбора доступных препаратов чревато тем, что пациентам сложнее подобрать терапию, которая им подходит и не вызывает побочных эффектов. Бывает, что человеку не подходит три препарата, а подходит только четвертый, но регион его не закупает.
Секс-просвет под запретом. Вместо профилактики ВИЧ власти называют новости об эпидемии «грязной информационной кампанией» Запада и признают ВИЧ-ориентированные НКО «иноагентами»
Руководитель научно-исследовательского отдела эпидемиологии и профилактики СПИД ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Вадим Покровский отмечает, что 63 тысячи новых случаев ВИЧ в 2022-м — это высокий уровень заболеваемости. В реальности ВИЧ-положительных людей еще больше, поскольку в России стали реже обследовать наиболее уязвимые группы людей: «Частично, большое число новых случаев связано с тем, что у нас много обследуется население: больше 40 миллионов тестов было сделано в 2022 году (нужно учитывать, что, например, беременные или доноры сдают тесты несколько раз в год). Но, с другой стороны, мало обследуются люди, которые особо уязвимы для ВИЧ-инфекции — наркопотребители или мужчины, которые имеют секс с мужчинами».
Чтобы эффективно бороться с эпидемией, нужно заниматься секс-просвещением и социальной рекламой, говорит Покровский: «Сейчас основные средства, больше 30 миллиардов, уходят на закупку препаратов. Лечение поддерживают фармацевтические компании, поэтому основные деньги выделяются. Но нет рыночных механизмов, которые поддерживали бы профилактику. Здесь можно только рассчитывать на государственные средства. На профилактику выделяется очень мало, буквально 500 миллионов, и эта цифра не растет из года в год. В основном ее тратят на призывы пройти обследование, а не на обучение людей, как им не заразиться ВИЧ-инфекцией. Секс-просвещение сейчас практически запрещено».
Россия по итогам 2021 года вошла в топ-5 стран по числу новых случаев ВИЧ наряду с африканскими странами. По данным UNAIDS (подразделение ООН по ВИЧ и СПИДу), на Россию пришлось 3,9% из 1,5 миллиона новых случаев заражения в мире. По этому показателю Россию обогнали только Южная Африка (14% всех новых случаев), Мозамбик (6,5%), Нигерия (4,9%) и Индия (4,2%). МИД России назвал эту новость «грязной информационной кампанией» Запада. Вместо поддержки, многие НКО, которые занимаются профилактикой ВИЧ и помощью пациентам, признают «иностранными агентами».
Сейчас в России основной способ передачи ВИЧ-инфекции — гетеросексуальный половой контакт (68% новых случаев), вопреки стереотипу о том, что им заражаются в основном наркозависимые люди.
Сдать тест на ВИЧ можно бесплатно и анонимно в СПИД-центрах во всех регионах (адреса по ссылке).