Трижды судимый «герой» и российский паспорт

Как вывезенных в Россию украинских сирот учат любить «новую родину»

Дата
8 нояб. 2023
Трижды судимый «герой» и российский паспорт

«Мы — народ, и мы едины, вместе мы непобедимы!» — говорит девочка в русском национальном костюме со сцены детского дома в Нижнем Новгороде. Она выступает на празднике в честь Дня народного единства. Педагоги хвалят ее и других детей за «хорошие знания по истории большой и малой Родины». Родина этой девочки — Украина: вместе с братом, сестрой и другими детьми-сиротами их вывезли из Донецкой области после полномасштабного вторжения России.

«Важные истории» уже рассказывали об этих детях. Анкеты Валерии, которая читала стихи о едином и непобедимом народе, ее брата Александра и сестры Галины опубликованы во Всероссийском банке данных детей-сирот, где россияне ищут детей под опеку или на усыновление. По нашим подсчетам, к лету 2023 года в этом банке могли находиться почти две с половиной тысячи сирот и безнадзорных детей, вывезенных из Украины. Всех их, как и Валерию, учат любить новую родину. 

Орловская область. Доска в честь вагнеровца и «парта героя»

22 февраля 2023 года, через год после начала полномасштабного российского вторжения, в Нарышкинской школе-интернате торжественно открыли мемориальную доску в честь выпускника Рамиса Исаенко. Осенью 2022-го он завербовался в ЧВК «Вагнер» из колонии, где отбывал очередной срок, а спустя два месяца погиб в Украине. «Воевал за свободу ЛНР, пал смертью храбрых на поле боя, проявив мужество и отвагу», — сказано на доске. Другие детали его биографии не упомянуты.

Фото: VK

Исаенко был трижды судим за несколько краж, покупку наркотиков и неуплату алиментов. Первый раз он попал в колонию в 2017 году за покупку мефедрона, а в 2020-м попытался украсть из «Пятерочки» сосиски «Папа может. Гриль-Мастер», пельмени «Стародворье отборные», колбасу, лаваш, несколько шоколадок, крем «Черный жемчуг 56+», шампуни и другие товары на 2,6 тысячи рублей. Он получил условный срок и спустя полгода вновь оказался на скамье подсудимых — за групповую серию краж автомобильных аккумуляторов. Исаенко осудили на четыре года колонии строгого режима, а после гибели дело отправили на пересмотр и прекратили «в связи с помилованием и смертью». К моменту первого приговора он уже был ветераном боевых действий, к моменту второго — стоял на учете у нарколога как нарко- и алкозависимый и консультировался у психиатра в связи с «причиняющим беспокойство изменением личности». 

Пока Рамис Исаенко был на войне в Украине, в его родной интернат привезли почти 60 детей из Донецкой области. Спустя несколько месяцев они участвовали в открытии мемориальной доски в честь Исаенко — человека, который воевал против их страны. 

В Нарышкинской школе-интернате уделяют большое внимание патриотическому воспитанию. Дети регулярно встречаются со священником — ветераном войны в Афганистане, который рассказывает им «об истинном патриотизме» и «подвигах святых защитников Руси», «православных воинов», которых «к служению призвал Господь». Воспитанники открывали «парту героя» в честь погибшего в Афганистане выпускника, праздновали День российского флага, знакомились с сотрудниками Федеральной службы охраны (ФСО), МВД, прокуратуры и ФСБ. Пострадавшие от российской агрессии дети отмечают «день воссоединения» аннексированных украинских территорий с Россией и слушают рассказы действующих военных — выпускников интерната о «подвигах», совершенных ими на войне с Украиной. 

«Важные истории» идентифицировали семь детей, которых вывезли с территории Донецкой области и которые участвуют в этих мероприятиях. Эти дети внесены во Всероссийский банк данных детей-сирот. Одному из них торжественно вручили российский паспорт в честь 14-летия.

В октябре Нарышкинская школа-интернат оказалась под угрозой закрытия. Сотрудники обратились к Владимиру Путину с просьбой не закрывать учреждение. «У нас сейчас проживают дети, привезенные из Донецкой Народной Республики. Этих детей настолько сплотила общая трагедия и постоянные переезды, что они живут одной большой семьей, помогая друг другу и переживая друг за друга, как за родных братьев и сестер. К тому же многие из них действительно являются кровными родственниками. <...> Переоборудовать [школу] в интернат семейного типа не составило бы труда и больших финансовых вложений, зато детская психика, и так нарушенная в недавнем прошлом постоянными тревогами, обстрелами и бомбардировками, не будет подвергаться новым испытаниям», — говорится в обращении. 

Вопросы «Важных историй» по поводу закрытия интерната и дальнейшей судьбы вывезенных детей руководство переадресовало в региональный департамент образования. На момент публикации ответ от департамента получить не удалось.

Липецкая область. Письма с благодарностями и «видеопривет солдатам СВО»

«Дорогие наши герои, защитники! Мы гордимся вами! Спасибо за ваше мужество. Нет ничего крепче сердца солдата! С вами сила и дух русского народа!» Это текст писем, которые воспитанники центра «Траектория» пишут «солдатам СВО». Среди этих детей есть те, кого вывезли из Донецкой области. В октябре 2022 года в центр попали как минимум девять таких детей. 

Фото: VK, «Липецкое время»

«Важные истории» установили личности троих из них. Всех их можно не просто взять под опеку, а усыновить. Усыновление и опека — разные формы семейного устройства: в отличие от опекунов, усыновители получают такие же права, как и кровные родители, и могут изменить личные данные ребенка. Если у депортированных детей найдутся родственники, которые захотят их забрать, в случае усыновления сделать это будет крайне сложно. 

Детский омбудсмен Мария Львова-Белова не раз подчеркивала, что россияне не могут усыновлять детей с аннексированных территорий, и таких случаев не было. Почему вывезенных в «Траекторию» детей предлагают именно усыновить, неизвестно: в центре «Важным историям» сообщили, что некоторых из них передали под опеку.

В ожидании приемных семей центр воспитывает депортированных детей как настоящих «патриотов». Директор центра Дмитрий Батищев возглавляет региональный штаб движения «Своих не бросаем». Воспитанники помогают педагогам плести маскировочные сети, делать окопные свечи и собирать носки и балаклавы, которые штаб отправляет российским военным.

Дети готовят для воюющих и нематериальные подарки. «Уважаемые бойцы! За вами правда! Спасибо за вашу защиту. Мы гордимся вами! Мы верим в вашу победу! Желаем вернуться вам домой с победой! Россия — это надежда, это сострадание, это воинская доблесть, это честь!» — говорят они в «видеопривете для солдат СВО».

Российские власти считают, что такие мероприятия не вредят детям, которых вывезли с оккупированных территорий. «Важно понимать, что территории ДНР и ЛНР много лет подвергались обстрелам со стороны Вооруженных сил Украины, и об этом знает большинство детей-сирот из социальных учреждений республик. Дети не воспринимают Россию как врага, ждут от нее защиты и помощи, поэтому устройство на безопасную территорию в приемные российские семьи для них не является травматичным обстоятельством», — говорится в отчете Марии Львовой-Беловой.

Если вы ищете депортированного ребенка или знаете что-то, что может помочь в поисках вывезенных из Украины в Россию детей, — пишите автору расследования Кате Бонч-Осмоловской на почту bonchosmolovskaya@istories.media или в бот обратной связи.

Редакторка: Алеся Мароховская

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie