«Одни воюют, другие торгуют — один клан»

Люди, связанные с Кадыровым и чеченскими силовиками, занялись зерном на оккупированных территориях Украины

Дата
16 мая 2024
«Одни воюют, другие торгуют — один клан»
Фото: Александр Ермоченко / Reuters / Scanpix / LETA

До полномасштабного вторжения российских войск в Украину Херсонская область входила в тройку лидеров по объему собранного урожая зерновых культур. Российская оккупация вынудила многих украинских фермеров покинуть свои дома и бросить хозяйства. Оставшиеся, чтобы выжить, были вынуждены продавать продукцию по заниженной стоимости. 

Возможность заработать на мародерстве оставленных украинцами хозяйств и на перепродаже дешевого зерна привлекла в Херсонскую область многих россиян. «Важные истории» обнаружили среди них людей из окружения Рамзана Кадырова. Рассказываем, как чеченские силовики и их родственники стали одними из бенефициаров войны в Украине.   

Заповедная зона

«Аскания-Нова» — степной заповедник на юге Херсонской области. Там обитает больше трех тысяч редких животных: бизоны, сайгаки, лошади Пржевальского, туркменские куланы. Российские войска оккупировали эту территорию в 2022 году, в начале полномасштабного вторжения в Украину. 

В марте 2023-го интерес к территории проявил и Кремль: первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, который считается куратором оккупированных украинских территорий, приехал в заповедник на экскурсию и привел с собой нового директора. После смены руководства и визита Кириенко в этом районе стали регистрироваться новые российские юрлица.

Второй раз Кириенко приехал в заповедник в феврале 2024 года на открытие памятника военному географу Петру Козлову
Второй раз Кириенко приехал в заповедник в феврале 2024 года на открытие памятника военному географу Петру Козлову
Фото: телеграм-канал Владимира Сальдо

В феврале 2024-го на соседней с заповедником улице в поселке Аскания-Нова появилась компания «Агро 24». Ее единственный собственник — 43-летний Эльбек Заиев из Чечни. В регистрационных документах Заиев указал, что его компания займется выращиванием зерновых культур, оптовой торговлей зерном и другими видами сельскохозяйственной деятельности.

Заиев — из села Цоци-Юрт, которое находится в сорока минутах езды от Грозного. Название села стало известным в 2017 году после расследования «Радио Свобода» о расположенной там секретной тюрьме, где пытали и убивали геев. 

До регистрации компании в Херсонской области Заиев не занимался бизнесом, о его биографии ничего не было известно. Однако «Важные истории» обнаружили в его инстаграме фотографию семилетней давности, которая показывает, из какого окружения Заиев. 

В 2017 году он опубликовал фото трех людей в форме. Двое из них — братья Делимхановы, Алибек и Шарип. Оба — генералы Росгвардии и родственники правой руки Рамзана Кадырова, Адама Делимханова. Третий человек на фото (по центру) менее известен.  

Шарип Делимханов, Али Заиев, Алибек Делимханов
Шарип Делимханов, Али Заиев, Алибек Делимханов
Фото: Инстаграм Эльбека Заиева

В комментариях один из подписчиков назвал его «Норвег Лев». «Важные истории» выяснили, что Норвег — это позывной Али Заиева, брата Эльбека.  

По данным сервиса GetContact, номер Заиева был записан у других людей как «Али Норвег Полк Зам Хаса», «Али Норвег От Апти» и «Али Зам Командир Полка Урус Мартан». 

В Урус-Мартане дислоцируется 94-й полк оперативного назначения Росгвардии, который участвовал во вторжении в Украину: после отступления российской армии из части Херсонской области украинские военные обнаружили много брошенных тел российских солдат из 94-го полка.    

Али Заиев несколько раз появлялся на видео про 94-й полк, которые публиковал в своем телеграм-канале Рамзан Кадыров. В августе 2023 года Заиев, вероятно, находясь на фронте, объяснял на камеру, как его подразделение сдерживает противника, а чуть позже, в ноябре, Заиев и командир полка Хасмагомед Магадомов руководили построением военнослужащих перед их отправкой в Украину. 

Кадр из видео, опубликованного в телеграм-канале Кадырова

Судя по фото и видео, которые обнаружили «Важные истории», Али Заиев входит в окружение чеченских силовиков, близких к Кадырову. Например, на одном фото он запечатлен с Алибеком Делимхановым и Русланом Геремеевым, бывшим военнослужащим полка «Север», которого семья Бориса Немцова называет организатором убийства оппозиционного политика. На том же фото — Заур Дадаев — киллер, стрелявший в Немцова. По центру, положив руки на плечи Заиеву, стоит глава Чечни Рамзан Кадыров. 

С момента публикации той фотографии отношения между Заиевым и Кадыровым, судя по всему, укрепились. В декабре 2023 года на сайте «Единой России» появилась публикация о том, как партия восстановила дом жителю оккупированного Геническа по фамилии Кадыров. В этой заметке Али Заиев упоминается как представитель регионального фонда имени Ахмата Кадырова. «Это не первая семья, где мы помогли. Помогаем везде, в том числе и по Херсонской области», — цитировал Заиева сайт «Единой России».

Не забудьте подписаться на рассылку
Подпишитесь, чтобы оставаться с нами на связи даже, когда в России ограничат доступ к интернету

Сколько брат Заиева, Эльбек, заработал на торговле зерном из Херсонской области, пока сказать сложно. Во-первых, потому что зарегистрированная в начале этого года компания «Агро 24» еще не публиковала финансовые отчетности. Во-вторых, расчеты за зерно на оккупированных территориях, как правило, проводятся наличными. Однако судя по тому, сколько россиян открыли сельскохозяйственные компании в Херсонской и других захваченных областях, этот «бизнес» привлекает многих.  

Сельское хозяйство в оккупации 

«Важные истории» подсчитали, что с февраля 2022 года на захваченных территориях Украины появились 892 новые сельскохозяйственные компании. Больше половины из них зарегистрировали предприниматели из российских регионов, остальные — местные жители.

По данным украинских властей, за 2023 год россияне вывезли с оккупированных территорий почти пять миллионов тонн зерна. Как писала «Русская служба Би-би-си», зерно из этих регионов Украины отправляют в Крым поездами и грузовиками. В разговоре с журналистами перевозчики уверяли, что зерно, которое они везут в Россию, не ворованное, а купленное у украинских фермеров. Но рыночной эту торговлю нельзя назвать. 

Фото: Александр Ермоченко / Reuters / Scanpix / LETA

Власти Украины сообщали, что фермеры, оставшиеся на захваченных территориях, были обязаны продавать урожай оккупационным властям по фиксированной цене ниже рыночной. Речь шла, например, о 150 долларах за тонну подсолнечника, что в четыре раз ниже довоенных цен. У фермеров, отказавшихся сотрудничать с властями, зерно просто забирали, утверждала глава ассоциации фермеров Запорожской области Валерия Матвиенко.

При этом сами оккупационные власти не отрицают, что захватывают «брошенные» в Украине предприятия, продукция которых затем перепродается в России или даже за рубежом. «Выявляется какой-то брошенный объект, да. Как правило, люди, которые бросили этот объект, — они его бросили вместе с сотрудниками, которые там раньше работали. Соответственно, мы заходим, берем под охрану данное предприятие. Организовываем, ну... проводим полностью комплексную инвентаризацию», — отчитывался Никита Бусел, директор «Государственного зернового оператора», созданного в Мелитополе Запорожской области после оккупации. 

Журналисты Financial Times, ссылаясь на украинских предпринимателей, выехавших из оккупированного региона, писали, что «Государственный зерновой оператор» перепродает украденное из их хранилищ зерно или собранный с их земель урожай. Покупатели находятся не только в России, но и за рубежом — в Турции, Сирии и Иране.

Не только зерно

Вывоз зерна из оккупированных регионов Украины — не единственный способ заработка на войне, который привлек чеченских силовиков и окружение Кадырова. 

Металлургический комбинат имени Ильича — когда-то одно из крупнейших предприятий Украины — был значительно разрушен во время штурма Мариуполя. «Фактически на очищенной и разминированной территории начали вырезать завод на металлолом. Это и есть восстановление от россиян. Был металлопрокат — стал металлолом», — так описывал судьбу завода помощник мэра Мариуполя Петр Андрющенко.

Как писала «Русская служба Би-би-си», в августе 2022 года в Макеевке появилась компания «ММК им. Ильича». С апреля этого года адрес ее регистрации: Мариуполь, ул. Левченко, д. 1. Там же располагается разрушенный российскими войсками и разобранный на металлолом комбинат имени Ильича.

Российский военнослужащий стоит на страже у разрушенной части металлургического комбината имени Ильича, 18 мая 2022 года.
Российский военнослужащий стоит на страже у разрушенной части металлургического комбината имени Ильича, 18 мая 2022 года.
Фото: Ольга Мальцева / AFP / Scanpix / LETA

В 2023 году на короткое время совладельцем «ММК им. Ильича» стал предприниматель из Чечни Валид Корчагин, связанный с семьей соратника Кадырова сенатора Сулеймана Геремеева. В том же 2023 году его доля перешла к Алашу Дадашову, руководителю московского филиала клуба «Ахмат». 

Выручка «ММК им. Ильича» за прошлый год составила 28 млн рублей, активы — почти 170 млн, при этом большая часть из них — запасы: так в бухгалтерской отчетности отражается сырье, материалы и готовая продукция для перепродажи. 

«Одни воюют, другие торгуют — один клан», — так описывает свои впечатления от неудачного партнерства с чеченскими предпринимателями сотрудник одной из ростовских компаний. Его предприятие пыталось купить ячмень у недавно созданной в Херсонской области агрофирмы, которая принадлежит выходцу из Чечни. Но херсонская компания нарушила договоренности, и ростовским бизнесменам пришлось обратиться в суд, чтобы взыскать задолженность по одному из договоров поставки в размере 900 тыс. рублей: «Они просто потерялись [после того как получили аванс], трубки не брали, бухгалтер сказал, что все вернут, раз должны. И уже полгода обещают».   

Редакторы: Алеся Мароховская, Роман Анин

Сообщение об ошибке отправлено. Спасибо!
Мы используем cookie