Соцзащита военного времени
Участникам войны достается до 83% «социального» бюджета регионов. Исследование «Важных историй»
Российские регионы продолжают повышать бонусы за заключение контракта, чтобы привлечь людей на войну. Выплачивают деньги контрактникам региональные органы социальной защиты, которые в мирное время были сосредоточены на помощи детям-сиротам, многодетным семьям, ветеранам, людям с инвалидностью и другим уязвимым слоям населения. «Важные истории» изучили расходы субъектов на социальные выплаты населению и рассказывают, где большинство этих денег теперь достается «эсвэошникам».
Каждый второй рубль — участникам войны
На третьем году полномасштабной войны с Украиной российские регионы тратят на одни только единовременные выплаты новым контрактникам в среднем 13% бюджета на социальные выплаты населению, выяснили «Важные истории» (подробнее — в разделе «Как мы считали»). Если учитывать выплаты за ранение и региональные «гробовые» семьям, то на участников войны уходит почти четверть (23%) всех социальных выплат субъектов. Но есть регионы, в которых каждый второй «социальный» рубль уходит на счета участников войны и семей погибших, а в отдельных случаях им достается больше половины соответствующего бюджета субъекта.
«Важные истории» собрали данные о расходах регионов на выплаты участникам войны в 2024 году и посчитали их долю в общих расходах субъектов на социальные выплаты населению. Мы учитывали региональные бонусы за заключение контракта (часть регионов до сих пор продолжает выплачивать деньги мобилизованным, они тоже попали в наши расчеты), а также выплаты за ранение или за гибель на войне. Такие данные нам удалось получить для 48 регионов. В сумме они потратили 95 млрд рублей на выплаты новым контрактникам, раненым и семьям погибших за неполный 2024 год. Расходы остальных субъектов на участников войны отражены в бюджетах не полностью (например, указаны только выплаты призывникам и мобилизованным, заключившим контракт), не отражены вовсе или могут быть скрыты за абстрактными формулировками.
В 32 из 48 регионов мы смогли отделить расходы на выплаты новым контрактникам от пособий раненым и семьям погибших. Еще в 16 регионах эти траты указаны вместе.
Это лишь минимальная оценка трат регионов на поддержку участников войны. Мы не учитывали дополнительные меры поддержки — например, пособия детям участников войны, выплаты взамен предоставления земельного участка или компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг. Кроме того, в некоторых регионах, попавших в наши расчеты, часть расходов на участников войны может быть скрыта за наименованиями статей, которые не позволяют однозначно определить, связаны ли они с войной. Такие строки мы не включали в анализ.
Чтобы рассчитать общий объем расходов на социальное обеспечение населения, мы выделили только социальные выплаты жителям региона: сюда входят деньги для ветеранов, многодетных семей, учителей и врачей, людей с инвалидностью, детей-сирот и других незащищенных слоев населения. Мы не учитывали «неденежные» меры поддержки и ситуативные выплаты населению — например, субсидии на приобретение жилья, покупка товаров, работ, услуг в пользу граждан, страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, стипендии, премии и гранты.
Более чем в трети регионов (35%) расходы на единовременные выплаты участникам войны и семьям погибших уже достигли или превысили четверть всего бюджета, потраченного на социальную поддержку населения. А в трех регионах — Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии и Калужской области — на выплаты остальным жителям, которые нуждаются поддержке, осталось меньше половины бюджета местных органов соцзащиты.
Военным — в десятки раз больше, чем сиротам и многодетным
Регион-лидер по доле социальной поддержки, которая достается одним только участникам войны, — Ставропольский край. Там контрактники, а также раненые участники войны и семьи погибших получили 83% всех денег, ушедших на социальные выплаты. В 2024 году регион запланировал потратить на воюющих в Украине 10 млрд рублей, и 8 из них уже перечислены.
Большая часть этих денег — выплаты за ранение и гибель на войне. Каждый пятый рубль (2 млрд рублей, или 21% всех социальных выплат в крае) ушел на бонусы новым контрактникам. В довоенном 2021 году сопоставимую сумму Ставропольский край направил на выплаты врачам, заразившимся коронавирусом на работе, и семьям умерших из-за этого медиков.
В 2024 году регион не предоставляет ни одной социальной группе такой объем помощи, как воюющим в Украине. Так, на выплаты контрактникам власти Ставропольского края выделили в 12 раз больше денег, чем детям-сиротам, и в 6 раз больше, чем безработным жителям региона. Выплата военным, заключившим контракт, в этом субъекте остается одной из самых высоких в стране: осенью 2024 года ее повысили до 1,6 млн рублей. Как рассказывали «Важные истории», еще летом этого года Ставропольский край относился к регионам, которые провалили набор на контракт: там мобилизовали больше людей, чем удалось привлечь на добровольной основе.
Если выплаты военным составляют такую значительную часть социальных расходов регионов, сокращают ли они траты на остальные категории населения? С появлением новой нагрузки на бюджет в виде выплат участникам войны сумма всех средств, выделенных региональным органам соцзащиты, также выросла, убедились «Важные истории». Для этого мы сравнили бюджеты 2024 года и последнего довоенного года в тех субъектах, которые стали лидерами по доле выплат военным в общих расходах на соцподдержку.
Судя по текстам постановлений и приказов о назначении выплат участникам войны, власти региона, принимая решение о новой выплате, обычно выделяют местному министерству соцзащиты дополнительные средства. Часть регионов использует для этого средства резервного фонда, где копятся деньги на экстренные случаи, например на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. В ряде регионов деньги «перекидывают» из других направлений расходов. Например, деньги на выплаты семьям погибших участников войны в Кировской области выделили из средств, которые предназначались на погашение госдолга субъекта.
В Карачаево-Черкесии участникам войны и семьям погибших досталось три четверти (75%) всех социальных выплат, перечисленных населению в 2024 году. 63% всех соцвыплат (845 млн рублей) ушло только на единовременные выплаты мобилизованным и контрактникам — это рекорд среди всех регионов. Это в 9 раз больше, чем было потрачено на поддержку безработных, и в 30 раз больше, чем региональные выплаты врачам, в том числе тем, кто переехал работать в сельские населенные пункты.
Каждый второй рубль на социальные выплаты населению (52%) достается участникам войны и родственникам погибших в Калужской области. Большая часть этих денег ушла раненым и семьям погибших. Сами контрактники, которым единовременно платят 600 тыс. рублей из регионального бюджета, получили 16% (397 млн рублей) всех социальных выплат населению. Это в 17 раз больше, чем регион выплатил людям с инвалидностью, в том числе детям, а также в 7 раз больше, чем получили в этом году многодетные семьи, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.
В Адыгее контрактники, единовременная выплата которым от региона превышает миллион рублей, вместе с ранеными и членами семей погибших получили 42% всех социальных выплат населению республики. Самая крупная статья расходов по социальному направлению — бонусы за заключение контракта, это более трети (36%, или 924 млн рублей) общих социальных трат. Власти региона выплатили контрактникам в два раза больше денег, чем местным ветеранам труда, и в восемь раз больше, чем семьям, особо нуждающимся в поддержке: ухаживающим за ребенком с инвалидностью или многодетным, которые живут в домах без отопления.
Эти данные подтверждают, что приоритетом социальной политики государства стала поддержка участников войны — об этом неоднократно говорили как региональные, так и федеральные власти. Такие выплаты — лишь часть всех средств, которые регионы тратят на войну. Их точный объем оценить крайне сложно, но минимальная оценка только за 2024 год — более 800 млрд рублей «военных» расходов из региональных бюджетов, рассказывала «Новая газета Европа». Это сравнимо со всеми годовыми расходами двух крупных субъектов РФ в сумме, например Татарстана и Красноярского края.
Редактор: Катя Бонч-Осмоловская