«Дыра остается». Как выглядит поступление в вузы по целевой квоте в 2025 году
Целевое обучение было вариантом поступить на бюджет «для своих», но систему изменили и сделали открытой. Рассказываем, как она работает сейчас

1 сентября в российских вузах на бюджете начали учиться около 400 тыс. первокурсников. Примерно 10% из них поступают в вуз по целевой квоте. Это значит, что абитуриент заключает договор с заказчиком — органом власти, госучреждением (например, библиотекой или больницей) или другим юрлицом — и поступает в предлагаемый вуз по квоте, то есть в обход общего конкурса. Это проще — проходные баллы ниже. После обучения целевики обязаны отработать у заказчика от трех до пяти лет, а в случае отчисления или отказа отрабатывать — вернуть в бюджет всю стоимость обучения.
Система целевого поступления в российские вузы всегда была непрозрачной. Еще в 2020 году «Важные истории» вместе с «Трансперенси интернешнл — Россия» рассказывали, как чиновники пользовались этой системой, чтобы отправить в престижные вузы своих детей или родственников учиться от госструктур, которые сами же возглавляли. Госструктуры не были обязаны публиковать информацию о наборе целевиков и механизме их отбора. Руководитель организации мог просто выбрать любого ребенка и отправить его учиться в вуз по целевой квоте.
Через год после выхода расследования Минобрнауки скрыло имена всех абитуриентов из приказов о зачислении и заменило их на индивидуальные коды либо СНИЛС. Доказать, что целевика отправили учиться его родственники-чиновники, стало практически невозможно.
В 2024 году систему целевого набора изменили и сделали более прозрачной. Теперь почти все заказчики (кроме оборонных предприятий и силовых ведомств) обязаны выкладывать свои предложения на сайте «Работа России». Абитуриенты могут увидеть все возможности для целевого обучения в одном месте и подать заявку на интересующую специальность. Данные о целевом наборе в России впервые стали открытыми.
«Важные истории» изучили все предложения и заявки абитуриентов на целевое обучение на сайте «Работа России» и рассказывают, как работает новая система целевого набора в России. Вот что мы выяснили.
- Большинство целевых мест от государства не интересуют абитуриентов. На три четверти предложений не откликнулся ни один будущий студент.
- Заказчики целевиков в престижных технических вузах — подсанкционные производители ракет и беспилотников, которыми российская армия наносит удары по Украине.
- Государство ищет педагогов и врачей — на эти направления приходится половина доступных мест для целевого обучения. Выпускники подаются на рекламщиков и психологов.
- Целевое обучение по-прежнему не для всех. На некоторые предложения нельзя было откликнуться, если не знать о них заранее, а предприятия ОПК и силовики не публикуют свои предложения о целевом наборе.
Зачем абитуриенты выбирают целевое обучение
Многие абитуриенты выбирают поступать по целевому не потому, что хотят работать в определенном месте после учебы. Это позволяет поступить туда, где мало бюджетных мест в общем конкурсе — на медицинские направления, некоторые гуманитарные и IT.
«На целевое обычно идут студенты, которые зачастую не очень планируют, с кем они будут работать после выпуска. Они иногда просто хотят в основном выбраться из своего маленького города, поступить куда-то», — отмечает правозащитник в сфере образования Тимур Тухватуллин.

Без квоты сложнее всего поступить в медвузы. Согласно распоряжению правительства, на лечебном деле не менее 70% мест — целевые, на педиатрии — 75%. Еще 10% мест отводится по квоте участникам СВО и их детям, столько же — сиротам и абитуриентам с инвалидностью. В итоге более 90% бюджетных мест недоступны для общего конкурса. Шанс на бесплатное обучение в топовых вузах остается только у олимпиадников или абитуриентов, которые сдали все предметы ЕГЭ близко к 100 баллам. А в этом году Минздрав разработал законопроект, который обяжет всех студентов-бюджетников на программах медицинского образования заключать договор о целевом обучении и платить трехкратную компенсацию за отказ от отработки. По данным Минобразования, каждый третий выпускник медвуза, который заключил целевой договор, отказывается от отработки.
Конкуренция за места в общем конкурсе растет каждый год, поэтому абитуриенты рассматривают целевое как подстраховочный вариант, чтобы пройти на бюджет с более низкими баллами.
Как используют целевой набор предприятия ОПК
Публикация всех предложений на едином портале «Работа России» должна была повысить прозрачность целевого приема, но для некоторых заказчиков сделали исключение. Согласно постановлению правительства, обязанность размещать предложения на общем портале не распространяется на целевой прием «в интересах безопасности государства». В основном речь идет о предприятиях оборонно-промышленного комплекса, а также о силовых ведомствах — СВР, ФСБ, Росгвардии, ФСИН и других. Такие организации отбирают себе целевиков по внутреннему конкурсу. «Ростеху», например, помимо результатов ЕГЭ и мотивации будущих целевиков, важно их «государственное мышление» и «принадлежность к трудовым династиям».
Мы сравнили число публичных предложений на сайте «Работа России» и число поступивших по целевому набору студентов в 18 лучших российских вузов. Сильнее всего количество принятых студентов превышает число опубликованных заявок в технических вузах — МГТУ имени Баумана, Санкт-Петербургском политехе, МИФИ и МФТИ. В эти вузы, согласно приказам о зачислении, поступили больше тысячи абитуриентов-целевиков, при этом на сайте «Работа России» было опубликовано около трехсот предложений. В приемных комиссиях нам подтвердили, что непубличные предложения разместили предприятия ОПК.

В МГТУ имени Баумана по целевой квоте зачислили почти 700 человек. Самые популярные направления среди целевиков вуза — «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов», а также «Системы управления летательными аппаратами».
«Бауманка» не публикует информацию о том, с какими заказчиками заключали договор поступившие абитуриенты. Но, согласно плану приема, больше всего мест на этих специальностях заложено для находящегося под санкциями «НПО Машиностроения», которое производит крылатые ракеты для ударов по Украине, и «Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры», дочернего предприятия «Роскосмоса».
В отличие от «Бауманки» Санкт-Петербургский политех, МИФИ и МФТИ раскрывают информацию о заказчиках целевого обучения. На первом месте по числу принятых целевиков — находящийся под санкциями концерн «Алмаз-Антей», где разрабатывают и производят вооружение для противовоздушной и противоракетной обороны, которое в том числе используется на войне в Украине. По договору с концерном 30 абитуриентов поступили в МФТИ и Политех.
Еще 15 человек поступили в питерский Политех по договору со «Специальным технологическим центром» и 14 человек — с «Радар ММС». Обе компании поставляют беспилотники, с помощью которых российские военные наносят удары по Украине. Компании находятся под санкциями западных стран, поскольку имеют «решающее значение для оборонно-промышленной базы РФ». Также целевики поступили в вуз от концерна «Морское подводное оружие», разрабатывающего оружие для военно-морского флота, и от центра защиты информации «Форт», который поставляет софт и услуги по информационной безопасности для ФСБ, Минобороны, ФСО и других ведомств.
Предприятия ОПК набирают студентов и в многопрофильных университетах. Например, в Высшей школе экономики как минимум 23 целевых места зарезервированы для предприятий ОПК. Среди программ есть и совсем не технические, например «Медиакоммуникации», «Юриспруденция» и даже «Управление бизнесом».
В МГИМО от предприятий ОПК поступили семь человек. Они будут обучаться международным отношениям, международному праву и международным экономическим отношениям. Мы спросили у приемных комиссий вузов, как абитуриенты могут узнать о таких предложениях, если их не публикуют на портале «Работа России». «Откликнуться на такие предложения можно, только если вы знаете о них изначально, в приемной комиссии вам также не смогут сообщить информацию о таких заказчиках», — ответили в ВШЭ и предложили связываться с компаниями ОПК, чтобы узнавать о возможности поступить по целевому.
Непубличность предложений от предприятий ОПК создает возможность для злоупотреблений и распределения мест между «своими» абитуриентами. «Дыра остается. Все, что существует вне публичного набора, в руках злоупотребляющих может использоваться в их интересах», — говорит правозащитник в сфере образования Тимур Тухватуллин.
Кого ищет государство
По подсчетам «Важных историй», в 2025 году госзаказчики опубликовали на сайте «Работа России» 36 тыс. предложений о целевом обучении для 68 тыс. абитуриентов бакалавриата и специалитета (одно предложение может включать договоры для нескольких абитуриентов). Половина всех доступных мест пришлась на три главных направления — «Педагогическое образование», «Лечебное дело» и «Педиатрию». За ними по числу мест идут «Ветеринария», «Агроинженерия», «Электроэнергетика и электротехника», «Агрономия» и «Зоотехния» — на эти направления приходится еще 10 тыс. мест.
Мы скачали все предложения о целевом обучении с сайта «Работа России».
Мы отобрали только те заявки, которые касались приема на программы бакалавриата, специалитета и базового высшего образования (соответствует бакалавриату или специалитету) по квоте на бюджетные места. Мы не рассматривали предложения не по квотам, когда абитуриент поступает в рамках обычного конкурса, но все равно заключает целевой договор с заказчиком, чтобы получить гарантированное место работы после выпуска или меры поддержки (стипендии, жилье), которые предлагают некоторые заказчики целевого обучения. Также мы не рассматривали заявки для студентов, находящихся в процессе обучения, которые тоже могут заключить целевые договоры с будущими работодателями.
Для каждого предложения нам известен заказчик, университет, направление подготовки, а также число планируемых договоров и число откликнувшихся на заявку абитуриентов.
При расчете конкурса мы выбирали те направления, университеты и заказчиков, на предложения которых откликнулось не менее ста студентов.
Если откликнувшиеся на предложение студенты отозвали свою заявку, не предоставили согласие на зачисление в вуз или отказались от места по целевой квоте, их заявка аннулируется и перестает отображаться на портале. Последний день, когда студенты могут подать документы в вуз, — 25 июля. Изменения, произошедшие после этой даты, мы не учитывали при расчетах.
Чтобы проанализировать целевой набор в престижные вузы, мы собрали данные о количестве принятых по целевой квоте из приказов о зачислении в 18 российских вузов из списка лучших по мировым стандартам.
Технические
Московский государственный технический университет им. Баумана (МГТУ) с филиалами;
Московский физико-технический институт (МФТИ);
Московский инженерно-физический институт (МИФИ);
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ);
Национальный исследовательский университет ИТМО.
Многопрофильные в Москве и Санкт-Петербурге
Московский государственный университет им. Ломоносова (МГУ) без филиалов;
Российский университет дружбы народов (РУДН);
Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ);
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ВШЭ) с филиалами;
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО).
Региональные многопрофильные
Казанский федеральный университет (КФУ) с филиалами;
Томский госуниверситет (ТГУ);
Новосибирский госуниверситет (НГУ);
Уральский федеральный университет (УрФУ);
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ).
Медицинские
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (МГМУ);
Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И. П. Павлова (ПСПбГМУ);
Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко (ВГМУ).
Однако интересы абитуриентов далеко не всегда совпадают с запросами государства. Три четверти (27,3 тыс.) всех опубликованных на сайте предложений не привлекли ни одного выпускника, еще чуть более тысячи привлекли меньше людей, чем планировали.
Выпускников не привлекают предложения целевого обучения в педагогике, сельском хозяйстве, промышленности. Среди десятков тысяч предложений, на которые никто не откликнулся, например, целевое от Змеиногорской средней школы в Алтайском крае. Абитуриенту предлагают отучиться в Алтайском педуниверситете, а затем — отработать в школе три года. На том же сайте Змеиногорская школа публикует вакансии для учителей. Зарплата — от 26 тыс. (именно столько, вероятно, будет получать молодой педагог сразу после вуза) до 50 тыс. рублей при средней зарплате в регионе 63,5 тыс.
На кого хотят учиться абитуриенты
Стабильно высокое предложение и высокий спрос на медицинских направлениях. На обучение по специальности «Лечебное дело» откликнулись более 20 тыс. абитуриентов, на «Стоматологию» — более 5,2 тыс. человек, в итоге конкурс на эту специальность превысил пять человек на место.
Среди направлений, на которые подались более ста человек, самый большой конкурс на «Аэронавигацию» и «Рекламу и связи с общественностью» — девять человек на место, а также на «Клиническую психологию» — семь человек на место.
Какие компании заказывают целевиков
Главные заказчики целевого обучения — региональные министерства и комитеты здравоохранения. Самый крупный заказчик среди предприятий — Брянская мясная компания, которая планировала набрать почти 300 агроинженеров, ветеринаров, агрономов и представителей других профессий. Однако откликнувшиеся студенты закрыли лишь треть предложенных мест.
Самыми востребованными заказчиками среди студентов оказались Ленинградское агентство ипотечного жилищного кредитования, договор с которым позволял поступить в Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет и СПбГУ, управление по обслуживанию дипломатического корпуса при МИДе, которое предлагало места в престижных медицинских вузах, и «Аэрофлот». Конкурс на их предложения превысил десять человек на место.
Как устроен прием на целевое в топовые российские вузы
Как следует из приказов о зачислении, которые изучили «Важные истории», в 18 лучших российских университетов по целевой квоте поступили более 3,7 тыс. абитуриентов. Больше половины из них заняли места в четырех вузах — МГТУ имени Баумана, Сеченовском медицинском университете, Санкт-Петербургском медуниверситете имени Павлова и Воронежском меде.
Целевая квота позволяет студентам поступать в престижные учебные заведения с баллами значительно ниже проходных. Например, абитуриенту, который подписал договор с аппаратом совета министров аннексированного Крыма, хватило 202 балла для поступления на «Юриспруденцию» в МГУ, где проходной по общему конкурсу в полтора раза выше — 347 баллов. А договор с производителем вертолетов «Прогресс» позволил абитуриенту поступить на «Машиностроение» в Дальневосточный федеральный университет, набрав всего 122 балла — чуть выше минимальных проходных за три экзамена.
В 2025 году в престижный МГИМО поступили 15 целевиков. Все набрали меньше баллов, чем нужно было бы по общему конкурсу. Например, минимальный балл для поступления на «Международные отношения» — 384 за четыре экзамена, а по целевому — 356. При этом процедура целевого набора в МГИМО по-прежнему остается непрозрачной.
На некоторые предложения просто нельзя было откликнуться, если не знать о них заранее. Например, филиал Федеральной налоговой службы (ФНС) в Москве опубликовал объявление о целевом наборе на своем сайте в апреле. Абитуриентов выбирали на основе тестирования и собеседования. Принести документы, в том числе мотивационное письмо, можно было до 19 мая. При этом на сайте «Работа России» ФНС опубликовала объявление только 16 мая, в пятницу. То есть у абитуриентов был один рабочий день — понедельник, 19 мая, чтобы принести документы лично в Москве. Вероятно, податься смогли только те, кто знали об объявлении заранее.
Как работает целевой набор на оккупированных территориях
Более 1,2 тыс. предложений о целевом наборе предлагают трудоустройство в одном из четырех оккупированных Россией регионов Украины (без учета аннексированного в 2014 году Крыма). Большую часть из них опубликовали министерства здравоохранения и образования оккупированных областей. Крупнейший заказчик — Минздрав «ДНР». На него приходится более 30% целевых мест в оккупированных регионах.
Если не учитывать органы власти, больше всего предложений опубликовал донецкий филиал госпредприятия «Железные дороги Новороссии». Однако на 60 мест откликнулись только 15 абитуриентов. На втором месте сельхозпредприятие «Луганск-Нива» с предложениями для 23 человек, на которые не откликнулся ни один.
Большинство предложений из оккупированных регионов предполагают учебу в местных университетах. Менее ста предложений — в вузах на территории России, в основном в Ростовской области. Есть и предложения для обучения в престижных московских медвузах — Сеченовском и Пироговском, а также в Университете медицины Минздрава. Их опубликовало оккупационное Министерство здравоохранения Запорожской области.
В последний день подачи документов откликов от студентов оказалось в два раза меньше, чем предложений: учиться и затем работать на оккупированных территориях хотят лишь около 600 человек. На 19 специальностей не подался ни один абитуриент, а самым популярным направлением оказалась «Стоматология», на которую подались в три раза больше человек, чем было мест.
В условиях войны договор о целевом обучении даже на безопасные специальности в безопасных регионах может привести к принудительной отправке на оккупированные территории. «Врачей часто посылают на захваченные территории. И это совсем неочевидно для абитуриента, когда он подает документы. Иногда это оформляют как командировку: специалисты формально прописаны в одном регионе, а фактически выполняют работу в другом», — рассказывает правозащитник в сфере образования Тимур Тухватуллин.
Какие проблемы остаются в системе целевого набора
Невостребованность целевого обучения — не новая проблема. В докладе Минобразования о реализации образовательной политики в 2024 году говорится, что на выделенные под целевое обучение 145 тыс. бюджетных мест поступили только 42,8 тыс. первокурсников, то есть 70% целевых мест оказались невостребованы.
В Минобразования считают, что механизм целевого набора нужно совершенствовать, предлагая целевикам дополнительные стипендии на время обучения. Так делают некоторые предприятия ОПК. Например, военный концерн «Алмаз-Антей» обещает доплачивать целевикам 12–18 тыс. рублей в месяц. «Привлекать абитуриентов надо не возможностью поступить с малыми баллами, а системой социальных гарантий, оплатой части расходов (общежитие, стипендия), дополнительными квалификациями и социальными льготами, если нет возможности платить достойную заработную плату»,— резюмирует старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Борис Илюхин.