Справишься — справишься, не справишься — закопаем. Как Александр Хинштейн успокаивает Курскую область
В Курской области скоро пройдут очередные выборы губернатора, вторые всего за год с небольшим — предыдущий глава Алексей Смирнов был арестован по подозрению в мошенничестве. Настоящих конкурентов у Хинштейна нет, задача максимум — переизбраться и не оказаться в тюрьме самому
Available in English
5 декабря 2024 года в 22:40 на сайте Кремля появилась новость: Александр Хинштейн назначен врио губернатора Курской области. В 22:53 отреагировал официальный телеграм-канал курского филиала ВГТРК: «Хинштейн же чмо ебаное». Пост мгновенно удалили. «Ну, в общем-то, у всех и была такая реакция, — вспоминает тот день местный политик. — Они, может быть, погорячились, но как СМИ они свой долг исполнили, потому что сказали правду».
Так зимой 2024 года депутат Госдумы, бывший журналист и пиарщик Росгвардии Александр Хинштейн оказался в одном из самых сложных для работы российских регионов.
За несколько месяцев до этого, 6 августа 2024 года, украинская армия прорвалась в Курскую область и заняла приграничные районы. К ноябрю Россия вернула лишь половину территорий. Число беженцев из Курской области достигло 150 тыс. человек, а в результате обстрелов, по данным местных властей, погибли около 100 человек, более 350 пострадали. С лета в регионе действовал режим контртеррористической операции (КТО) и режим чрезвычайной ситуации (ЧС).
Губернатор Алексей Смирнов не справлялся с недовольством людей. Те вышли на улицу.
«Мы три месяца как в аду, куда нам обращаться, где найти спасение? Просим вас закончить эту проклятую войну, которая унесла много невинных жизней. Мы хотим, чтобы наши дети видели мирное небо», — обратились к Путину беженцы из села Ольговки, ругаясь, что местные власти не дают ответов на вопросы о том, «как жить дальше». По словам близкого к Кремлю собеседника «Важных историй», митинги очень не понравились администрации президента. В начале декабря Смирнов покинул пост.
«Смирнов не умел разговаривать с жителями, — говорит один из региональных политиков. — Кремлю нужен был человек, который умеет создавать информационный шум».
На встрече с Хинштейном Путин особенно выделил период его работы советником главы Росгвардии Виктора Золотова. Хинштейна назначили отвечать за создание «положительного имиджа» ведомства вскоре после того, как Алексей Навальный нашел у главного росгвардейца, бывшего охранника Владимира Путина имущество почти на 700 млн рублей. Путин отметил — в Курской области тоже потребовалось «кризисное управление».
Региону нужен был человек, который создаст «красивую картинку» и расскажет «как жить дальше» — ровно за этим, по мнению местного политика, Хинштейна отправили в Курск. А реально «сделать что-то быстро и хорошо после того, что случилось, просто невозможно», грустно добавляет он.
Снизить градус общественного недовольства, переключить внимание — это было главной задачей Хинштейна, также считает собеседник, знакомый с ситуацией в регионе. По мнению другого собеседника, близкого к Кремлю, Хинштейна отправили в Курск с такой повесткой: «Справишься — справишься, не справишься — закопаем».
Александр Хинштейн родился в 1974 году в Москве, работал журналистом в «Московском комсомольце», прославился как автор расследований, основанных на «сливах» силовиков. С начала 2000-х — депутат Госдумы от «Единой России» несколько созывов подряд. В 2016-м был также назначен советником директора Росгвардии. Хинштейн — автор множества законопроектов, связанных с цензурой в СМИ и интернете: об обязанности соцсетей блокировать «противоправный» контент, о «приземлении» иностранных IT-компаний, штрафах за «фейки» о госорганах, регулировании VPN и ответственности за «пропаганду ЛГБТ».
Кроме законопроектов, Хинштейн еще и автор многочисленных доносов. В ноябре 2023 года он пожаловался в МВД и Генпрокуратуру на сотрудницу самарской администрации Веру Щербачеву, заподозрив ее в том, что она не уведомила власти об американском гражданстве своих детей. Хинштейн припомнил чиновнице и репосты расследований Алексея Навального. Потом у Щербачевой прошли обыски в рамках дела о мошенничестве, она уволилась и покинула страну. До Щербачевой Хинштейн публиковал подобные «разоблачительные» посты о других самарских чиновниках, по его мнению, ведущих «антироссийскую деятельность» и «выступающих против СВО».
В январе 2023 года, после жалобы Хинштейна, против издательства Popcorn Books возбудили первое дело по новой статье о «пропаганде ЛГБТ». Летом 2023 депутат опубликовал гневный пост о Грушинском фестивале, где, по его словам, запретили исполнять «патриотические песни». В апреле 2023 года Хинштейн обвинил двух самарских чиновников в «пропаганде однополой любви» и создании «гей-лобби»; один из них, сотрудник местного Агентства по реализации молодежной политики Денис Леонтович, был вынужден эмигрировать из страны после публичной травли, в отставку ушел министр молодежной политики Самары Сергей Бурцев.
Красивая картинка
Хинштейн начал работу с веселых инфоповодов. Уже через пару недель после назначения в московском театре Ермоловой состоялась премьера его пьесы «НеРевизор». Сюжет такой: секретарша губернатора (ее играет жена Хинштейна Ольга Полякова), узнав о любовнице начальника, мстит ему и переписывает сообщение из Москвы так, что весь город решает — главу снимут с должности. В СМИ описали постановку как «гротескную политическую сатиру».
«Конечно, работая над пьесой, я и в мыслях не держал, что для меня она станет отчасти пророческой… Могу сказать лишь одно: я очень надеюсь и рассчитываю, что эта пьеса не про меня», — написал в своем телеграме сам Хинштейн.
Политолог Михаил Виноградов прогнозировал три возможных линии поведения Хинштейна на посту губернатора: наладить диалог с рассерженными местными жителями, показывать «похорошение» области или начать искать виновных, переключать внимание на гражданские власти. Хинштейн начал реализовывать все три.
Первым шагом стало решение проблемы информационного вакуума. Уже 9 декабря Хинштейн в 4:30 утра написал, что ночует в кабинете: «Работы непочатый край. Регион нуждается в кризисном управлении». Он поблагодарил предшественников за «диванчик» в кабинете и выразил готовность переехать жить на работу. На следующий день Хинштейн сообщил, что не планирует перевозить семью (жену и двух несовершеннолетних детей) в Курск: «Это связано с вопросами безопасности. Я объект устремлений противника, и ликвидировать врио губернатора — это цель».
«Сирены, ракеты, БПЛА, всё перекопано… отопление отключают, дерьмо течет по улицам, всё льдом покрыто и никто, никто ничего делать не хочет… Ну кому охота в этом жить? Ну работать — ещё куда ни шло, но жить... жить лучше в другом месте», — ответили ему куряне в комментариях под новостью.
В телеграм-канале Хинштейн круглосуточно отчитывается о работе и собственных достижениях. С конца зимы по начало сентября 2025 года вышло почти полторы тысячи постов, подсчитали «Важные истории». В среднем выходит по два-три поста в день, но может и вдвое больше. Сообщения об атаках ВСУ перемежаются там с ночными селфи-видео с комментариями «Эту ночь я вновь проведу в машине».
«При Смирнове у нас был информационный вакуум. И Хинштейн был подобран на эту должность, чтобы как раз этот вакуум заполнить. Но теперь мы тонем в этом информационном потоке», — говорит местный политик.
Всех чиновников правительства Хинштейн также обязал вести соцсети. Заседания кабмина сделал открытыми — трансляции публикуются на его странице «ВКонтакте». А когда в январе 2025 года жители опять вышли на митинг, он сам вышел к собравшимся и раскритиковал работу местных властей: «Я не доверяю всем чиновникам, работающим здесь, и всем представителям государства. По некоторым из них мною уже направлены материалы в правоохранительные органы».


Хинштейн встречается с жителями лично: так, в конце января он отбивался от недовольных переселенцев пять часов. В интернете есть видео этих встреч: Хинштейн спорит с жителем, у которого частично разрушен дом, что 65 тыс. рублей — это не «копейки»; на другой встрече в ответ на вопрос, когда закончится война, Хинштейн советует идти служить в армию; объясняет жителям, что жилья в регионе нет, поэтому сертификаты на него не выдаются.
Местный политик жалуется, что Хинштейн сразу начал присваивать себе чужие достижения: например, якобы он выбил для Курской области больше 600 млн рублей на льготные лекарства, хотя помощь была согласована еще до его назначения.
«Вот прибыла очередная помощь для переселенцев. “Будем распределять, будем помогать, выдавать наборы всем нуждающимся”. Хотя эта помощь в том виде, в котором она поступает, шла ровно так же, как и до него, — говорит он. — Ее не очень-то хватает, но, опять же, какое он к этому имеет отношение? Вся эта программа была налажена еще до его прихода в Курскую область».
По словам другого курского активиста, стало понятно: Хинштейна прислали, чтобы грамотно распределить имеющиеся ресурсы. «Не обеспечить всех нуждающихся, обратить на каждого внимание. Нет. А дать ровно столько, чтобы просто не возникало скандальных ситуаций», — говорит он. И с этим Хинштейн справился — крупных митингов в регионе действительно больше не происходит, хотя граждане и остаются недовольны, замечает собеседник.
Чистка рядов
Одновременно с приходом Хинштейна в Курской области задержали бывшего главу местной «Корпорации развития» Владимира Лукина и его экс-заместителя Игоря Грабина — их обвинили в злоупотреблении полномочиями при строительстве защитных сооружений, известных как «зубы дракона». В апреле следующего года в рамках дела по подозрению в хищении 1 млрд на строительстве «зубов» были арестованы бывший губернатор области Алексей Смирнов и его бывший зам Алексей Дедов. На следующий день после их ареста, в Чистый четверг, Хинштейн привел в свой кабинет священника, заявив, что «много греховности накопилось в его стенах».
По данным «Коммерсанта», на допросах задержанные в качестве организатора схемы упоминали и Романа Старовойта, бывшего губернатора Курской области, министра транспорта в 2023–2024 годах. Утром 7 июля 2025 года Путин отправил Старовойта в отставку, а днем стало известно, что он застрелился из наградного пистолета. Хинштейн, до того часто упоминавший Старовойта в своем канале, не написал о его смерти ни слова.
Назначение Хинштейна помогло «перевести стрелки» за прорыв украинцев, объясняет собеседник, знакомый с региональной политикой и близкий к Кремлю. «Отвести огонь от критики армии, от пограничников, — считает собеседник. — Задача решена: никто не предъявляет ничего тем, кто реально во всем виноват, а предъявляют тем, кто что-то на этом украл или вынужден был закрыть глаза. То есть все как бы забыли, кто накосячил».
Освящение кабинета Хинштейну не помогло. В феврале 2025-го его замом стал Владимир Базаров, до этого занимавший аналогичный пост в Белгородской области. Как и прежде, Базарову поручили курировать строительство в регионе. Хинштейн благодарил белгородского губернатора за ценный кадр, но уже в августе Базаров был задержан по делу о хищениях на строительстве укреплений в Белгородской области.
То, что Хинштейн был не в курсе «разработки» Базарова, свидетельствует о том, что он не контролирует ситуацию в регионе — это делают силовики, говорит знакомый с ним единоросс: «Он прекрасно понимает, что есть риск и самому оказаться за решеткой в любой момент».
Хинштейн начал завозить в область «своих» людей. В Курск переехали чиновницы из Самары (именно этот регион Хинштейн представлял, будучи депутатом Госдумы): Елена Атанова (экс-замглавы города) и Светлана Дроздова (советница губернатора Дмитрия Азарова). Обе получили должности советниц Хинштейна. На пост начальника регионального управления Росгвардии назначили самарского генерала Евгения Панкова. Позже присоединилась Виктория Пенькова, работавшая с Хинштейном в «Единой России»: только приехав в регион, на встрече с жителями она удивлялась, что они не хотят вернуться в разрушенный Глушковский район, где идут обстрелы.
За полгода у Хинштейна сменилось пять министров финансов. Ни одна из назначенных им министров не продержалась дольше трех месяцев. Вопросы у местных также появились после назначения врио министра образования Натальи Леоновой — до того она возглавляла местный цирк и была секретарем Романа Старовойта.
По мнению местного политика, никто из людей, назначенных Хинштейном, не справляется: «Если послушать, что они говорят, ощущение создается, что они вообще не имеют понятия, на каком месте они находятся и что они делают».
«Осторожные и рациональные люди» от Хинштейна в Самаре держались подальше, добавляет другой чиновник, его знакомый. По его словам, в регионе даже ходила поговорка «переобуваться как Хинштейн».
Вместе с самарским десантом Хинштейн принес в Курск свой стиль — громкие, публичные скандалы. На одном из совещаний он язвительно отчитал мэра Курчатова Игоря Корпункова за то, что тот отказался принять 5 млн рублей на детские площадки, сославшись на нарушение бюджетного кодекса: «Спасибо, что учите нас уму-разуму, будем стараться соответствовать требованиям бюджетного законодательства… И тем не менее денег не надо, Игорь Владимирович?»
Открытость, которую должен был привнести в регион Хинштейн, часто оказывалась мнимой. Так, в декабре 2024 года Хинштейн во время совещания в областном правительстве прервал доклад врио зампреда курского правительства Михаила Горбунова о сбитых за неделю беспилотниках и раскритиковал чиновника: такую информацию раскрывать, по его мнению, не следовало. В начале следующего года покинул пост врио министра восстановления и развития региона Алексей Карнаушко после полученного от Хинштейна взыскания за то, что озвучил сумму ущерба, который понес регион от вторжения ВСУ, — 750 млрд рублей.
Некоторые собеседники «Важных историй» отказывались говорить про Хинштейна, потому что они не могут сказать про него «вообще ничего хорошего».
«Я думаю, что его там никто не любит, в Курске… Губернатор должен быть очень человечный, именно в текущей жизни людей. А он тасует людей, орет, не дает нормально работать. То, что доходит от тех, кого он туда позвал и потом выгнал, это такая беда», — говорит близкий к Кремлю собеседник «Важных историй».
Благоустройство на фоне войны
«Чтобы мы каждый день на это смотрели? И так никогда в жизни не забудешь, что пережили», — так куряне отреагировали на предложение Хинштейна сделать разрушенную «Пятёрочку» в Судже частью «музея освобождения» Курской области — как «напоминание об оккупации».

Сейчас в пабликах администрации области в интернете — отчеты о проведении фестивалей и ярмарок. «Нашли время праздники отмечать. Ярмарки проводить, детские площадки делать и так далее… когда тысячи людей уже год скитаются по ПВР и квартирам, в том числе и дети… А чиновники пиарятся. Позор», — пишут люди под постом о празднике в честь Дня физкультурника.
«У нас есть такое общественное пространство, Полугора. И решили перед Днем семьи, любви и верности благоустроить это место, — рассказывает курский политик. — Спешили всё сделать, буквально всё утвердили за неделю. Пришел День семьи, пришли граждане на обещанное пространство, а техника, рабочие продолжали доделывать… и так со всеми проектами у Хинштейна: очень большая спешка».
Это часть предвыборной кампании, добавляет собеседник, близкий к Кремлю: Хинштейну надо себя показать в короткие сроки. Судя по всему, в рамках этой же логики — показать результат к выборам любой ценой — на территориях школ даже появляются таблички об их благоустройстве: «Инициатива поддержана Александром Хинштейном».
Кульминацией благоустройства стал Колобок. Установку бронзовой скульптуры сказочного героя в Детском парке в Курске анонсировали летом этого года. Колобка отливали в мастерской Российской академии художеств президент академии Василий Церетели и художник Евгений Тетерин (Хинштейн уточнял, что средства берут из внебюджетных источников).

«Колобок дикий, смотреть страшно», — не оценили проект местные жители, но Хинштейн постановил: Колобку быть. Реконструкцию парка планировали закончить к первой декаде сентября, как раз к выборам. Колобок — один из любимых сказочных персонажей Путина.
Недавно Хинштейн сообщил, что собирается построить в области «глэмпинг-парк» с горнолыжными трассами — на это выделили около 30 млн рублей из федерального бюджета. В комментариях под этой новостью жители снова возмутились: «Вы людям сначала восстановите, пожалуйста, утраченное. Людям в ПВР жить сколько еще? Какие лыжи? Народ в шоке. Кому эти лыжные трассы нужны?»
В августе 2025 года в 61 пункте временного размещения в Курской области всё еще оставались 5618 жителей. «Провести год в ПВР очень тяжело. Родные и друзья не всегда готовы приютить на годы. У каждого своя семья, быт», — говорит собеседница «Важных историй», уехавшая после оккупации из Суджи.
Пока, по данным Хинштейна, раздали около 10,5 тыс. сертификатов на жилье. Они положены только тем, чьи дома были повреждены или разрушены. Перед выборами, 1 сентября, стартовала выдача еще 1,4 тыс. сертификатов. Пока заявок на их получение было подано более 30 тыс. (это весенние, последние официально озвученные данные).
«Хвалиться нечем, потому что, если в таком темпе и дальше продолжать выдавать сертификаты, я не знаю, сколько еще нужно, чтобы всех нуждающихся обеспечить», — говорит «Важным историям» местный политик.
«Ежедневно фиксируем прилеты, есть раненые и погибшие. Какие-либо сроки называть несерьезно», — говорил Хинштейн в июне о возможности возвращения переселенцев домой, в приграничные районы. Новости об этих прилетах в его канале по сравнению с остальными постами обычно очень короткие.
Выборы без конкуренции
Вопрос выборов перед Хинштейном не стоит, сходятся во мнении все собеседники «Важных историй». Все три соперника Хинштейна уже были участниками прошлогодних выборов губернатора в Курской области и с треском проиграли Смирнову.
На этих выборах главное — явка, потому что «люди устали и им не до этого», говорит собеседник, работающий на выборах в регионах. Курские выборы — это «технический вопрос», добавляет он, а на фоне некоторых других губернаторов Хинштейн — «вполне вменяемый».
«Они (губернаторы) все разные люди, но все с минусом. Потому что изменились принципы, никому не нужны люди со своим мнением и с серьезными компетенциями, на их фоне другие будут смотреться бледно. Никто не хочет бледно смотреться», — говорит другой собеседник, близкий к Кремлю.
«Я думаю, что все-таки, конечно же, его выберут», — соглашается курский политик. Но не исключает, что «всё может случиться так же, как и со Смирновым»: «Ну, пусть не так жестко. Другая там причина какая-то найдется».