Совладелец Совкомбанка Сергей Хотимский вложил миллионы долларов в недвижимость в США. Она избежала санкций
Совместное расследование The Post and Courier, The Atlanta Journal-Constitution и «Важных историй»
Available in English
«Чем больше пончиков через наши руки проходит — тем больше пудры к пальцам и прилипает», — объяснял Сергей Хотимский в одном из интервью устройство банковского рынка. Хотимский — совладелец и первый зампред правления одного из крупнейших банков России, Совкомбанка, в прошлом — продюсер: в нулевые спродюсировал культовую комедию о службе в армии «ДМБ».
«Он из тех, кто идеально ведет дела. Ни перед кем не задирал нос, со всеми старается поддерживать хорошие отношения», — описывает Сергея Хотимского в разговоре с «Важными историями» крупный российский бизнесмен, входивший в список Forbes.
Совкомбанк входит в топ-10 российских банков по размеру активов. Он контролирует значительную часть всего рынка банковских гарантий в России, в том числе предоставляя гарантии по госконтрактам с Минобороны. А в 2025 году Совкомбанк стал единственным частным кредитором одного из крупнейших государственных проектов — строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Петербург протяженностью 679 км.
В день вторжения российских войск в Украину Совкомбанк подпал под американские санкции наряду с крупнейшими государственными банками России. А спустя месяц, когда Минфин США ввел масштабные санкции против российской элиты, под них подпали и Сергей Хотимский вместе с братом Дмитрием, еще одним совладельцем Совкомбанка, и другие топ-менеджеры: председатель правления Дмитрий Гусев и председатель наблюдательного совета Михаил Кучмет.
Американские пончики
Санкции оказались чувствительны для банкиров, выяснили в совместном расследовании The Post and Courier, The Atlanta Journal-Constitution и «Важные истории».
Топ-менеджеры Совкомбанка владели особняками на закрытом элитном курорте Palmetto Bluff в штате Южная Каролина в США общей стоимостью 22 млн долларов (или почти 1,9 млрд рублей по нынешнему курсу), следует из данных окружного реестра недвижимости. В 2019 году курорт попал в новости — на его территории прошла свадьба певца Джастина Бибера.
Первыми в Palmetto Bluff еще в 2010 году купили дома Сергей Хотимский и его тогдашняя супруга Елена Баскина. В последующие годы недвижимость там приобрели Дмитрий Хотимский и Дмитрий Гусев; Михаил Кучмет купил участок, который не успел застроить.
Из-за санкций почти все эти активы были заморожены — это означает, что государство не изымает их, но вводит запрет на любое их использование и заключение сделок. Кроме трехэтажного особняка Сергея Хотимского стоимостью почти 6 млн долларов (или 500 млн рублей по нынешнему курсу).

13 марта 2022 года — за 11 дней до введения против него санкций — Хотимский передал этот дом своей уже бывшей жене Елене Баскиной, следует из данных окружного реестра недвижимости. Пока дома партнеров Хотимского пустуют, дом Баскиной сдается в аренду за более чем 2 тыс. долларов за ночь.
Санкции обошли стороной и коммерческую недвижимость в американском штате Джорджия. Согласно документам окружного реестра недвижимости, всего с 2014 по 2021 год аффилированные с Хотимским и Баскиной компании вложили более 37 млн долларов (или более 2,3 млрд рублей по среднегодовому курсу доллара на даты сделок) в основном в коммерческую недвижимость, которая сдается в аренду под рестораны и магазины.
Один из арендаторов банкира, владелец местного популярного паба Neighbor’s, Даг Ландау, рассказал журналистам, как испугался, увидев Хотимского в санкционном списке. По его словам, он платил компании, зарегистрированной бизнесменом, около 30 тыс. долларов в месяц за аренду. Так как компании в Джорджии не обязаны раскрывать своих владельцев, ему пришлось нанять юристов, которые сообщили, что у компании есть новый владелец.
Кто именно и когда сменил Хотимского, Ландау выяснить не удалось.

Идеальный тайминг
Елена Баскина ответила журналистам, что ее бывший супруг Сергей Хотимский окончательно закончил передачу ей оставшихся у него долей в компаниях, владеющих недвижимостью в Джорджии, в начале марта 2022 года. По ее словам, еще летом 2021 года они с бывшим мужем решили пересмотреть условия развода относительно их активов и в Америке, и в России.
Что сподвигло банкира отказаться от дорогостоящей недвижимости в США, куда он регулярно летал (это известно из данных о пересечении границы, которые есть в распоряжении редакции), неизвестно. Хотимский не ответил на вопросы журналистов.


Сергей Хотимский и Елена Баскина развелись еще в 2018 году. Имущество бывшие супруги поделили: Елене Баскиной достался тогда их общий дом в Palmetto Bluff в Южной Каролине, чуть более скромный, чем тот, который остался у Хотимского. Вскоре Баскина продала свой дом почти за 4 млн долларов, по данным окружного реестра недвижимости.
Баскина заявила журналистам, что живет в США на постоянной основе с 2015 года: «Я хотела, чтобы все мои активы и источники дохода находились в США и под моим контролем в обмен на передачу российских активов моему бывшему мужу и отказ от алиментов на детей».
Весь процесс раздела активов занял «несколько месяцев, и последний шаг был как раз завершен к середине марта 2022 года», объяснила в своем ответе Баскина. А в конце марта 2022 года Сергей Хотимский подпал под персональные санкции США.

По словам Кимберли Донован, которая была заместителем директора Управления по борьбе с финансовыми преступлениями Минфина США (FinCEN) во время российского вторжения в 2022 году, российские элиты массово переводили активы на членов семьи, близких знакомых и бывших жен — «за две недели или за месяц до вторжения России в Украину».
«Попадание в санкционный список США Совкомбанка и его руководителей — это ожидаемая история — так как очевидно было, что они непосредственно связаны с российским государством, — добавляет член правления антикоррупционной организации “Трансперенси Интернешнл — Россия” Илья Шуманов. — В моем понимании они точно были к этому готовы».
В начале 2022 года руководство Совкомбанка пыталось предотвратить введение санкций против самого банка. Для этого они наняли американскую лоббистскую фирму Mercury Public Affairs, один из представителей которой — бывший сенатор США Дэвид Виттер. Он заявлял, что введение санкций против Совкомбанка «приведет к серьезным негативным последствиям для рынка», так как у банка «глубокие связи с США и западными институтами».
***
Сергей Хотимский и другие российские банкиры, упомянутые в материале, не ответили на запросы о комментариях. В недавнем интервью «Ведомостям» Хотимский о медиа, признанных российскими властями «иноагентами», высказался негативно.
Елена Баскина ответила, что публикация «любого утверждения или намека» на то, что она «участвовала в попытке скрыть активы или оформить ложное владение, будет вредной и несправедливой, потому что это заведомо неправда».
При участии Тони Бартелми (The Post and Courier) и Тэда Мура (The Atlanta Journal-Constitution).