Несмотря на рост доходов, население вынуждено тратить все большую их часть на обслуживание долгов. Таков результат кредитного бума в условиях высоких процентных ставок, пусть даже некоторые из них и субсидируются государством.

Центробанк включил долговую нагрузку населения в число пяти основных рисков в финансовом секторе. Розничный кредитный портфель банков стремительно растет вопреки высоким ставкам и ограничениям регулятора: на 1 апреля долг россиян перед банками превышал 38 трлн руб. Одновременно растут доходы населения – в реальном выражении (с учетом инфляции) они за 2023 г. прибавили 5,4%.

Чтобы учесть это, ЦБ рассчитывает коэффициент обслуживания долга (КОД): долю располагаемых доходов (те, что остаются после уплаты налогов), которую люди тратят на платежи по кредитам. Она на 1 апреля составила 11,2%. То есть в среднем россияне отдают на обслуживание кредитов каждый девятый рубль.

Этот коэффициент растет с середины прошлого года: на 1 апреля и 1 июня 2023 г. он составлял 10,6%. В начале 2019 г. он составлял 9,5% и с тех пор рос, достигнув пика 1 апреля 2022 г. – 12,1%. Затем кредитование сжималось, облегчая долговое бремя, – до тех пор, пока не начался новый бум.

Такая нагрузка в принципе не слишком велика. «В целом на макроуровне долговая нагрузка россиян выглядит приемлемой», – считает зампред ЦБ Филипп Габуния. Проблема в том, что она распределена неравномерно и для многих обременительна. «Кредитование у нас во многом растет за счет закредитованных граждан. Половина розничного кредитного портфеля приходится на заемщиков с тремя и более кредитами», – отметил Габуния.

Долговая нагрузка сильно различается в разных видах кредитования. В России сильный перекос в сторону необеспеченных потребительских кредитов. Они обеспечивают почти половину КОД – 5,2% из общих 11,2%. А с учетом кредитных карт (2,8%) вклад необеспеченного кредитования возрастает до 8%. «В части необеспеченных кредитов у нас уже сейчас высокая долговая нагрузка, превышающая уровень многих развитых стран», – говорит Габуния, добавляя, что «там существенно больший объем задолженности приходится на ипотеку». По ней коэффициент обслуживания долга, хоть и вырос за год, составляет 2,8%.

Эксперты ЦМАКП отмечали рискованное финансовое поведение населения: потребительские расходы домохозяйств растут быстрее их располагаемых доходов, что отражает более частое использование заемных средств на текущие расходы. «Если это станет устойчивой тенденцией, то может привести к разбалансировке финансов домашних хозяйств, и, соответственно, снижению их платежеспособности».

Руководители ЦБ полагают, что меры по сокращению рискованного кредитования мало повлияют на общую динамику потребительского кредита, но приведут к перераспределению выдач в пользу менее рискованных заемщиков. Это тоже может стать проблемой, и хорошего выхода не видно. «Кредитный рынок вышел на превышающие безопасный уровень темпы роста, и его последующее охлаждение уже не отодвигает, а наоборот – запускает кризис плохих долгов, – рассуждают эксперты ЦМАКП. – Множество заемщиков (прежде всего – по потребительскому кредиту), попавших в хроническую зависимость от привлечения новых средств, при более жестких условиях перекредитования становятся неплатежеспособными». И все же чем раньше начнется охлаждение и чем менее резким оно будет, тем слабее будут последствия скачка плохих долгов, заключают они.