Евросоюз все еще получает около 20% от довоенный поставок «Газпрома» и даже увеличил закупки СПГ. Нефтепродукты России удается пропихивать на европейский рынок через турецкие терминалы. А позиции «Росатома», обеспечивающего работу АЭС Европе, пока практически не пошатнулись.

Но без всего этого можно и нужно обойтись, надо только найти способы как, считают в Берлине и Праге. Германия и Чехия призвали партнеров по ЕС создать рабочую группу высокого уровня для поиска способов избавления от всех российских энергоносителей, включая СПГ и ядерное топливо. Министр экономики Германии Роберт Хабек и министр промышленности и торговли Чехии Йозеф Сикела написали в Министерство энергетики Бельгии, которая сейчас председательствует в ЕС (с их письмом ознакомился Bloomberg):

В четверг министры энергетики стран ЕС будут обсуждать реализацию плана REPowerEU, принятого после начала войны в Украине с целью сократить зависимость от российских энергоносителей. ЕС намерен полностью прекратить закупки ископаемого топлива у России к 2027 г., но несколько стран, в частности, Австрия, Венгрия, Словакия, по-прежнему сильно зависят от ее газа, а закупки СПГ даже выросли в прошлом году до 18 млрд кубометров с менее 14 млрд кубометров перед вторжением, по данным ЕС.

Трубопроводный газ

Некоторые шаги по дальнейшему сокращению зависимости Европа уже предпринимает. На прошлой неделе Еврокомиссия выпустила директиву, по которой в рамках REPowerEU российский трубопроводный и сжиженный газ не будет допускаться к участию в тендерах по совместным закупкам. На этот механизм приходится 15% газа, закачиваемого в хранилища ЕС (примерно 13,5 млрд кубометров в год).

Поставки «Газпрома», которые и так упали на 80% в результате развязанной Владимиром Путиным газовой войны, с 2025 г. могут сократиться еще сильнее. Сейчас они идут по двум из пяти имеющихся трубопроводов, но Украина заявляет, что не намерена продлевать истекающий в этом году контракт на транспортировку. В результате «Газпром» может остаться только с одной трубой – через Турцию, по которой газ получают несколько стран южной Европы.

Между тем, в 2023 г. газовая монополия впервые за 25 лет получила чистый убыток, а его размер – 629 млрд рублей – стал рекордным за три десятилетия истории компании.

Сжиженный природный газ

ЕС также хочет сократить закупки СПГ. Предполагается дать странам право вводить эмбарго, но главные его покупатели, такие как Испания, которая за период войны вдвое увеличила импорт российского СПГ, настаивают на совместных действиях, иначе поставки могут быть просто перенаправлены. Чтобы сократить доходы России, ЕС также планирует включить в 14-й пакет санкций запрет на перевалку российского СПГ в европейских портах и меры против трех предприятий «Новатэка».

Нефтепродукты

ЕС ввел эмбарго на импорт российской нефти в декабре 2022 г., а нефтепродуктов – в феврале 2023 г. Однако последние продолжают поступать, и в немалых количествах.

Россия с помощью Турции воспользовалась лазейкой в санкционных правилах ЕС: они разрешают приобретать продукты из российской нефти в случае существенной переработки. Поэтому несколько турецких портов, принимая российские танкеры, затем отправляют топливо под видом переработанного в страны ЕС.

Согласно анализу Центра исследования демократии и Центра исследования энергетики и чистого воздуха, после введения эмбарго на поставки нефтепродуктов страны ЕС импортировали 5,16 млн тонн из трех турецких портов – Джейхан, Мармара Эреглиси и Мерсин. Однако в этих портах нет перерабатывающих мощностей; за тот же период 86% их собственного импорта нефтепродуктов (в денежном выражении) пришлось на Россию.

Аналогичные операции проводились через терминал Dörtyol в одноименном городе Дёртйол, писала Financial Times. С момента введения эмбарго до конца февраля 2024 г. импорт российских нефтепродуктов Турцией вырос на 105% по сравнению с предыдущим аналогичным периодом, а ее экспорт топлива в ЕС – на 107%.

Атом

Если способы заменить российское ископаемое топливо у ЕС есть, то избавиться от зависимости в атомной энергетике будет гораздо сложнее. АЭС российского производства работают в Болгарии, Чехии, Финляндии, Венгрии и Словакии. Все эти страны кроме Венгрии ищут альтернативы, например, Финляндия ведет переговоры с американской Westinghouse, но замена топлива – процесс небыстрый. Пока европейские страны даже увеличивали его закупки у России, чтобы создать запас на случай перебоев.

На Россию приходится около 45% мировых мощностей по обогащению урана, и она занимает около 36% на мировом рынке услуг по его обогащению, по данным экологической организации «Беллона». В 2021 г. ЕС заказывал у России 28% услуг по обогащению урана, а в довоенную пятилетку закупал у нее в среднем по 2800 тонн урана в год.

Западные операторы в последние два года активно формировали запасы, а такие компании, как британо-нидерландская Urenco, французская Orano и американская Centrus, развивали цепочки поставок и наращивали производственные мощности. Им помогают правительства: в декабре 2023 г. США, Великобритания, Япония, Франция и Канада выделили $4,2 млрд на поддержку поставщиков обогащенного урана. По данным Всемирной ядерной ассоциации, в 2021 г. западные мощности по конверсии урана работали на 40% загрузки, ожидается ее рост до 90% к 2026 г.