Идея конфискации замороженных на Западе российских валютных резервов, которую продвигали США и поддерживала Великобритания, не понравилась Саудовской Аравии. Эр-Рияд предупредил западные страны о своей позиции и даже пригрозил продать некоторые активы еврозоны, где находится основная часть резервов России, сообщает Bloomberg со ссылкой на людей, знакомых с ситуацией.

Министерство финансов Саудовской Аравии в частном порядке сообщило некоторым странам «большой семерки», что выступает против идеи конфискации. Один из источников Bloomberg назвал это завуалированной угрозой. По словам двух других, саудовцы сказали, что могут продать долговые обязательства Франции.

Европейские страны, где заморожено около 260 млрд евро российских резервов ($280 млрд), и сами не хотели конфисковывать их, опасаясь как раз того, о чем говорили саудовцы, – подрыва доверия к евро. Зимой они договорились передавать Украине лишь доход, получаемый по принадлежащим ЦБ РФ бумагам; он оценивается в 3-5 млрд евро в год. Но идею конфискации некоторое время продвигали в Вашингтоне; в апреле Конгресс США включил возможность сделать это в законопроект о помощи Украине. Также ее поддержал официальный Лондон.

В мае-июне страны «семерки» активно обсуждали различные варианты, как передать Украине больше денег от российских активов. Незадолго до этого США высказали идею выдать ей кредит под залог будущих доходов от резервов. В итоге именно эта концепция на сумму 50 млрд евро и была одобрена на июньском саммите G7. Предупреждение Саудовской Аравии могло повлиять на позицию европейских стран в вопросе о конфискации, говорят источники Bloomberg. В свою очередь, по словам одного из них, когда от идеи конфискации отказались, у Эр-Рияда не осталось претензий.

Подход с выдвижением угроз в принципе не характерен для правительства королевства, сказал один саудовский чиновник, но оно могло описать «семерке» возможные последствия захвата российских активов.

Валютные резервы ЦБ Саудовской Аравии составляют $445 млрд, еще почти $1 трлн находится в суверенном инвестиционном фонде. Сколько из них приходится на инструменты в евро в целом и французские гособлигации в частности, неизвестно.

Саудовцы не единственные, кто высказывался против конфискации, не прибегать к ней в частном порядке также просили представители Китая и Индонезии, сообщало Politico в начале апреля со ссылкой на четырех знающих об этом чиновников. Правда, об угрозе продать европейские бумаги тогда не говорилось.

Неизвестно, действовал ли Эр-Рияд самостоятельно или по просьбе Москвы, с которой у него сложились близкие отношения, прежде всего в вопросе регулирования цен на мировом рынке нефти в рамках ОПЕК+, отмечает Bloomberg. «Предположу, что русские могли попросить своих друзей создать эту шумиху», – говорил Politico высокопоставленный дипломат из не входящей в ЕС страны.