С одной стороны, некоторые представители Демократической партии настаивают, чтобы Байден вышел из президентской гонки как можно скорее, чтобы за несколько недель, оставшихся до съезда партии, можно было провести хоть какую-то кампанию в поддержку нового кандидата. Некоторые около демократические медиа даже начали гадать, кто бы мог заменить Байдена. Помимо Камалы Харрис упоминались имена губернатора Калифорнии Гэвина Ньюсома и губернаторши Мичигана Гретчен Уитмер, министра транспорта Пита Бутиджеча и других. Среди конгрессменов-демократов, призывавших президента отказаться от участия в президентской гонке, есть и весьма влиятельные, например, лидер меньшинства в Палате представителей Хаким Джефриз.

С другой стороны, большая часть демократов считает, что Байдену из президентской гонки выходить не стоит, он единственный, кто выиграл все праймериз, и по опросам имеет наивысшие шансы из всех демократических поликов победить Трампа.

Стоит ли менять Байдена

Ни закон, ни администрация, ни комитет партии не имеют законодательных полномочий снять Байдена из президентской гонки. Решение о выходе из предвыборной кампании Байден может принять только сам, но очевидно, после консультации с ближайшим руководством, руководством комитета, стратегами и донорами партии. Кроме того, если Байден всерьез задумает отказываться от участия в кампании, ему срочно придется найти замену. Это почти наверняка окажется настоящим кошмаром для политических технологов, юристов и сотрудников предвыборного штаба.

Гипотетически такой шаг возложит очень большую ответственность на делегатов съезда.

В Демократической и в Республиканской партиях различные правила проведения праймериз. Количество делегатов, которые избираются в ходе предварительного голосования для участия в съезде, у демократов почти вдвое больше, чем у республиканцев (4 672 против 2429). В последние десятилетия предвыборные съезды превратились в недельный марафон в поддержку кандидата-фаворита, имя которого было всякий раз определено уже за несколько месяцев заранее. Среди участников президентских праймериз, которые начинаются в конце зимы, к концу весны, как правило, остаётся один кандидат. Его утверждение на съезде становится простой формальностью, но одновременно и поводом собрать наиболее влиятельных лидеров мнений, чтобы каждый из них выступил с пламенной речью в поддержку основного кандидата.

До этого праймериз проходили иначе. К началу съезда в президентской гонке оставалось несколько кандидатов, а делегаты на съезде в ходе бурных дебатов принимали решение, кого из них номинировать в качестве кандидата в президенты.

Сам Байден весьма быстро принял решение продолжать предвыборную гонку. Сначала он дал интервью Джорджу Стефанополусу на канале ABC. Стефанопулос – последовательный сторонник Демократической партии, участвовал еще в первой президентской кампании Билла Клинтона, но наблюдатели помнят его интервью с Байденом в 2021 году, когда на вопрос «считаете ли вы Путина убийцей», Байден ответил «угу». В интервью, которое Стефанопулос взял у Байдена на прошлой неделе, были жесткие вопросы. Президент ясно дал понять, что намерен продолжать предвыборную кампанию, взял ответственность за неудачные дебаты на себя, и настаивал на том, что такого больше не повторится.

Кроме того, Байден написал открытое письмо в ответ на обращения демократов из Конгресса, в котором вновь повторил свои самые решительные намерения «идти до конца».

В пользу Байдена играет то, что в 2024 году предвыборный съезд назначен на вторую половину августа. К этому времени уже пройдёт волна популярности Трампа после республиканского съезда, который начнётся уже на этой неделе. К тому же, после августовского марафона влиятельных демократов в поддержку Байдена, до ноября останется намного меньше времени. Вероятно, эта инерция обеспечит Байдену дополнительное небольшое преимущество.

Нужно заменить Харрис

Байдену и Демократической партии важно продемонстрировать солидарность, отсутствие противоречий и внутреннюю поддержку.

Но позволим себе немного конспирологии. Большое внимание привлекает личность Камалы Харрис. Многие утверждают, что её рейтинг ещё хуже, чем у Байдена. Не исключено, что демократическая партия рассматривает возможность замены не президента, а вице-президента на более привлекательную фигуру.

Вице-президент, пожалуй, самая странная должность в американской политической системе. Вице-президент имеет полномочия сразу в двух ветвях власти – и в качестве второго после президента человека в исполнительной власти, и в качестве первого человека в Сенате. В первые годы вице-президента избирали отдельным голосованием, но после того, как деятельность президентской администрации Джона Адамса была фактически парализована из-за того, что вице-президентом был избран его идейный враг Томас Джефферсон, было решено избирать президента с вице-президентом в одном бюллетене.

Вероятно, могут возникнуть определённые юридические проблемы, однако даже в истории второй половины XX века уже были прецеденты замены вице-президента перед кампанией на переизбрание. В 1972 году, когда под президентом Никсоном уже раскачивался стул из-за Уотергейтского скандала, в отставку подал Спиро Эгню – вице-президент, переизбравшийся с Никсоном годом ранее. Эгню был обвинён в уклонении от уплаты налогов, и не пользовался популярностью. Спиро Эгню был заменён на намного менее токсичного Джеральда Форда, который в итоге стал главой Белого дома после отставки Никсона.

Вариант с заменой Камалы Харрис в высшей степени рисковый, он может иметь обратный эффект, так как продемонстрирует внутреннее противоречие в партии. Тем более, что явно сама Камала Харрис на такой ход не согласится, поэтому повторюсь, это всего лишь конспирологическая теория.