Счетная палата в рамках проверок выявила многочисленные факты недостижения целевых показателей по проектам, реализуемым получателями субсидий на развитие российской электроники и радиоэлектроники, пишет «Коммерсант» со ссылкой на выступление аудитора СП Андрея Перчяна на заседании круглого стола в Совете Федерации, которое состоялось 1 июля и было посвящено реализации госпрограммы «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности».
В ходе заседания Перчян также сообщил, что отдельные компании демонстрируют выполнение производственных и реализационных показателей, но это «зачастую свидетельствует об организации лишь мелкосерийного производства», которое не способствует достижению технологической независимости. Счетная палата отмечает высокую зависимость отечественной электронной промышленности от зарубежных компонентов и признает наличие существенных ограничений в доступе к технологиям, подчеркнул он.
В ответ на запрос «Коммерсанта» в Счетной палате отказались предоставить данные по объему выданных субсидий, по которым не удалось достичь целевых показателей. В Минпромторге, который несет ответственность за распределение субсидий, ответственность за срыв госпрограммы возложили на «беспрецедентное санкционное давление».
На показателях сказалось и отсутствие квалифицированных кадров, необходимых при высокотехнологичном производстве, сказал «Коммерсанту» собеседник на телеком-рынке. Он также указал на высокую зависимость российских производителей от иностранных поставщиков.
Госпрограмма «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013–2025 годы» была утверждена правительством РФ в 2013 году. На реализацию программы с 2013-го по 2024-й годы было выделено в общей сложности более 295 млрд рублей, включая средства на создание электронной компонентной базы и т. д.
Введенные против России за развязывание войны в Украине санкции нанесли серьезный удар по производству электроники в стране. Ограничения на поставки ключевых компонентов и технологий из-за рубежа привели к дефициту важных материалов, необходимых для сборки и производства электронных устройств. Это затруднило работу российских компаний и вынудило их сокращать объемы производства, а также искать альтернативные, зачастую менее качественные, источники компонентов.
Санкции усложнили доступ к передовым технологиям и оборудованию, что замедлило развитие отечественной электронной промышленности. Российские компании оказались отрезаны от международных рынков, лишившись возможности модернизировать свои производственные мощности и внедрять инновации.