Флагман российского автопрома переживает насчет перебоев в поставках необходимых компонент из Китая.

Начальник GR-управления «АвтоВАЗ» Александр Виноградов посетовал на увеличение сроков платежей при взаиморасчетах компании с китайскими контрагентами: «Есть задержка сроков платежей. Не по всем позициям, но бывает такое» (здесь и далее его цитаты по «Интерфаксу»). Он уверяет, что в целом проблемы удается решать. «Сотрудничество [с Китаем] есть, общаемся. Трудности возникают, каким-то образом решаем».

Три недели назад о возможном прекращении поставок производителями автозапчастей из Китая в Россию из-за угрозы новых санкций предупредил вице-президент по внешним связям и взаимодействию с акционерами «АвтоВАЗа» Сергей Громак. «Мы не знаем, насколько будет ужесточаться дальше санкционное давление. Мы видим, что ряд китайских производителей компонентов серьезно опасаются вторичных санкций. Мы видим проблемы с платежами за компоненты. Поэтому нам нужно работать с российскими производителями, поскольку особо работать нам не с кем», — заявил он (цитата по «Новым известиям»).

Нехватка импортных комплектующих стала ключевой причиной того, что легковой автопром до сих пор далек от уровня производства 2021 г., отмечали эксперты ЦМАКП. В большинстве моделей «АвтоВАЗа» всего половина запчастей российского производства. Его президент Максим Соколов говорил, что полторы тысячи компонентов для Lada импортируются и отечественных аналогов у них нет.

Компании пришлось перейти на советскую модель работы – держать как можно больше запасов на складах, чтобы в случае проблем модно было продолжать производство, говорил вице-президент по продажам и маркетингу Дмитрий Костромин. Он также отмечал перебои с поставками запчастей из разных стран. Проблемы с поставками из Китая еще не самые большие. Он, «в отличие от Казахстана и Узбекистана, как-то более прагматичен», говорит Виноградов.

Проблемы «АвтоВАЗа» в этих странах саязаны не только с импортом. Соколов жаловался на то, что местные партнеры «АвтоВАЗа» не спешат возобновлять совместные производственные проекты. «Наши экспортные партнеры меняются. Раньше мы делали ставку на Казахстан и Узбекистан, которых мы сейчас не снимаем со счетов. Но, к сожалению, из песни слов не выкинешь – наши партнеры пока неохотно идут на восстановление совместных проектов».