Монголия нанесла «тяжелый удар» по Международному уголовному суду (МУС) и международному уголовному праву, отказавшись арестовать президента РФ Владимира Путина, заявил официальный представитель МИД Украины Георгий Тихий.

«Монголия позволила обвиняемому преступнику избежать правосудия, тем самым разделив ответственность за его военные преступления. Мы будем работать с партнерами над тем, чтобы это имело последствия для Улан-Батора», — написал Тихий в соцсети Х.

Путин прибыл в Монголию с двухдневным официальным визитом 2 сентября. Он сделал это по приглашению монгольского президента Ухнаагийна Хурэлсуха. В Кремле отметили, что поездка приурочена к 85-й годовщине победы СССР и Монголии «над японскими милитаристами на реке Халхин-Голе».

Перед визитом российского президента в Улан-Батор МИД Украины призвал Монголию «исполнить обязательный международный ордер на арест и передать Путина Международному уголовному суду в Гааге».

Представитель МУС Фади эль-Абдалла также напомнил, что у Монголии есть «обязательства сотрудничать с судом» и страна должна исполнять его решения. «В случае отсутствия сотрудничества судьи МУС могут вынести соответствующее решение и проинформировать об этом ассамблею государств-участников. Затем ассамблея должна принять любые меры, которые она сочтет целесообразными», — отметил эль-Абдалла.

По данным Bloomberg, власти Монголии дали гарантии, что Путина не арестуют во время визита в страну. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле не беспокоятся по поводу предстоящей поездки, поскольку «все аспекты визита тщательно готовились».

Монголия ратифицировала Римский статут, на основе которого работает МУС, в 2002 году, а в 2023-м представитель страны был избран судьей МУС на двухлетний период. Визит Путина в Монголию стал его первой поездкой в страну, которая должна была арестовать его по ордеру, выданному судом в Гааге в 2023 году. Путина обвиняют в незаконной депортации детей с оккупированных территорий Украины в Россию. Также ордер был выдан на арест российской уполномоченной по правам ребенка Марии Львовой-Беловой, которую суд счел одной из основных фигур в системе перемещения украинских детей.