Обе партии тщательно готовились к этому раунду дебатов. Дональд Трамп настаивал, чтобы дебаты проводились на более консервативном телеканале Fox, но Камала Харрис возражала и добилась, чтобы встреча прошла на площадке телеканала ABC, традиционно симпатизирующего демократам, причем в сильно колеблющемся штате Пенсильвания, в Национальном конституционном центре – недалеко от исторического здания, где была подписана американская конституция.
За несколько дней до дебатов предвыборный штаб Камалы Харрис выпустил три рекламных ролика, посвященных проблеме женского здоровья, возможно, самой уязвимой частью программы Дональда Трампа. Команда Харрис планирует потратить 370 млн долларов на демонстрацию предвыборных роликов до дня голосования. Таким образом, ещё до начала дебатов было очевидно, что Камала Харрис будет вести наступление, и основная интрига состояла в том, будет ли Трамп контратаковать – или станет обороняться.
Дебаты примечательны и тем, что это вообще первая очная встреча Камалы Харрис и Дональда Трампа. Теоретически они должны были встретиться в январе 2021 года на инаугурации Джозефа Байдена, но Трамп игнорировал это мероприятие. В одном помещении они находились во время обращения Трампа к нации, но это встречей считать нельзя.
В начале дебатов Камала Харрис подошла к Дональду Трампу и пожала ему руку, что было расценено как жест снисхождения к противнику и проявление открытости. Байден ничего подобного не делал.
С первых минут дебатов Камала Харрис пошла в наступление. Как только она взяла слово – сразу же подняла самые острые социально-экономические вопросы: налоги и доходы. Реформа, которую предлагает Трамп, ударит по среднему классу, а миллионеров сделает ещё более богатыми, заявила Харрис.
Затем она припомнила Трампу самые ужасные показатели безработицы со времен Великой депрессии, зафиксированные в период его правления, и неэффективную антиковидную политику. Камала заявила, что если Трамп победит, то воплотит в жизнь идеи «Проекта-2025» – то есть уничтожит демократию в Америке.
Трамп был вынужден защищаться и сделал это малоубедительно: мол, никогда не читал «Проекта 2025» и не одобряет его. Но хорошо известно, что этот документ составляли его сторонники.
Затем началось обсуждение проблемы абортов. В ходе предвыборной кампании Трамп неоднократно обращался к этой теме, и за прошедшие месяцы сделал несколько противоречащих друг другу заявлений. На дебатах он не сказал ничего нового, лишь повторил весьма сомнительные и не соответствующие действительности тезисы, что демократы поддерживают аборты на поздних сроках беременности, и более того, по его мнению, некоторые демократические политики предлагают узаконить даже аборты после рождения ребенка. Все фактчекеры и комментаторы солидарны в том, что во всех штатах фактическое убийство младенцев запрещено, такие меры даже не обсуждаются.
Очень важным инструментом убеждения избирателей всегда становятся эмоции. Камала Харрис неоднократно приводила примеры с реальными людьми, из своей собственной жизни. Позиция Трампа по абортам действительно максимально уязвима: из-за неосторожных высказываний на эту тему он может потерять голоса либо консервативных избирателей, либо женщин.
Очень эмоциональным вышло обсуждение проблемы миграции. Внезапно Дональд Трамп заявил, что в Спрингфилде нищие мигранты вынуждены есть собак и кошек – красть и убивать домашних животных, чем спровоцировал волну мемов в интернете про котят.
Эмоционально очень сильным эпизодом было высказывание Камалы Харрис, которая пригласила всех зрителей посетить предвыборный митинг Дональда Трампа: по её мнению, люди покидают мероприятия Трампа, не дожидаявсь завершения, потому что они длятся по 6 часов, и Трамп рассказывает про вымышленных персонажей типа Ганнибала Лектора.
Камале Харрис удавалось очень аккуратно и уместно использовать сильные аргументы против Трампа. Почти каждую свою ремарку она начинала с нападения, например, связанного с официальной поддержкой более 200 республиканцев, или вспоминая свой опыт работы в должности прокурора, или то, что Дональд Трамп был обвинён в экономических преступлениях, и преступлениях, связанных с национальной безопасности и вмешательством в выборы, не говоря уже о том, что был признан виновным в сексуальном насилии.
Общее впечатление о дебатах: Камала Харрис не просто выглядела намного лучше, чем Байден на прошлых дебатах, но объективно её можно считать победительницей. Даже многие республиканские комментаторы согласились с тем, что Трампу не удалось даже близко повторить предыдущий успех. Против Байдена Трамп ловко использовал фактор возраста в свою пользу, но после появления Камалы Харрис потерял этот козырь, а состоявшиеся дебаты наглядно продемонстрировали преимущества более молодой кандидатки.
На 1 октября намечены вице-президентские дебаты между Тимом Уолзом и Джей Ди Вэнсом, к которым уже сейчас также приковано колоссальное внимание.