Как минимум 70 человек погибли при задержании ФСБ в России и на оккупированных территориях с 2022 года
28 из них спецслужба посчитала агентами Украины
Available in English
С начала войны против Украины сотрудники ФСБ убили при задержании как минимум 65 человек в России и четверых в оккупированной части Запорожской области, еще один человек, по заявлениям самой спецслужбы, подорвался на собственной бомбе в момент задержания под Самарой.
Это следует из подсчетов «Важных историй» на основе сообщений ФСБ, Национального антитеррористического комитета, Следственного комитета, государственных информагентств и близких к силовикам СМИ. В этот подсчет не включены случаи убийства людей при задержании другими силовыми структурами и сообщения о «ликвидации» диверсионно-разведывательных групп Украины в прифронтовых областях России, так как ФСБ заявляет, что во всех случаях с ДРГ в приграничье речь шла об украинских военных. Как минимум 44 погибших при задержании с начала войны — граждане России. Девять человек названы в пресс-релизах силовиков уроженцами стран Центральной Азии без указания гражданства. Как минимум двое убитых были гражданами Казахстана, еще по одному — Украины и Беларуси.
В 28 случаях ФСБ подозревала убитых в подготовке атак по заданию украинских спецслужб или добровольческих подразделений из состава ВСУ. Один из них — администратор телеграм-чата «Мелітополь — це Україна» и сотрудник местного СМИ «РИА Мелитополь», обвиненный в «психологическом воздействии» на жителей оккупированной части Запорожской области.
27 человек подозревались в связях с «Исламским государством», четверо из них считались членами центральноазиатского крыла ИГ «Вилаят Хорасан», 11 были убиты уже после совершения терактов в Дагестане и Ингушетии в 2024 году в результате перестрелки. 14 человек ФСБ подозревала в участии в исламистских террористических организациях, но не указывала наименований этих группировок.
Еще один человек, 29-летний житель Хасавюрта Малик Мусламханов, был убит во время обыска по делу о сбыте наркотиков, утверждал телеграм-канал Mash.
Чаще всего подозреваемых при задержании убивали в регионах Северного Кавказа — по 12 в Дагестане и Ингушетии и девять человек в Кабардино-Балкарии. В число застреленных при задержании на Кавказе входят присягнувшие ИГ сыновья главы Сергокалинского района Дагестана Магомеда Омарова, Осман и Адиль, а также его племянник Абдусамад Амадзиев, боец ММА Гаджимурад Кагиров и еще один боевик. Их силовики застрелили сразу после совершенных ими терактов в Махачкале и Дербенте в июне 2024 года. Также в марте 2024-го в Ингушетии были застрелены шестеро членов ИГ, находившихся в розыске по делу об убийстве троих силовиков и нападении на пост ДПС.
Еще шесть человек за это время сотрудники ФСБ убили в Москве и Московской области, по четыре — в Калужской области, на Ставрополье и в оккупированной части Запорожской области.
Во время полномасштабной войны количество погибших при задержании в статистике ФСБ не увеличилось по сравнению с довоенным периодом.
Судя по пресс-релизам ФСБ и НАК, с 2018 по 2021 год в России в рамках контртеррористических операций и при попытке задержания были убиты как минимум 74 человека, еще один человек погиб в Крыму. Абсолютное большинство, 54 человека, убиты во время КТО на Северном Кавказе (Чечня, Дагестан, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Карачаево-Черкесия). Среди застреленных был руководитель северокавказского крыла «Исламского государства» Аслан Бютукаев и 15 членов его банды.
Если во время войны более чем в трети случаях ФСБ убивала при задержании людей, подозреваемых в связях с украинскими спецслужбами, то в довоенный период речь шла почти исключительно о задержаниях предполагаемых или известных исламистов.
35 убитых подозревались в связях с ИГ, 27 — в участии в так называемых бандформированиях на Северном Кавказе, еще 11 погибших фигурировали в отчетах ФСБ как исламисты без указания группировки.
Также накануне Дня работника органов госбезопасности в декабре 2019 года ответным огнем был убит Евгений Манюров, расстрелявший из карабина сотрудника ФСБ и ранивший еще несколько человек на Лубянке. В мае 2021-го в Крыму сотрудники ФСБ убили строителя из Узбекистана Наиба Рахимова. Спецслужба утверждала, что он оказал вооруженное сопротивление задержанию. Рахимова подозревали в вербовке людей в организацию «Хизб ут-Тахрир», которую власти РФ считают террористической. Спустя два года мужчину посмертно признали виновным в подготовке теракта и нападении на силовиков.
Личности убитых
В 43 случаях об убитых при задержании в период с 2022 года ничего не известно — ФСБ не называет их имен и скрывает их лица на видео. В некоторых случаях имена погибших называют их родственники и знакомые.
В ноябре 2022-го сотрудники ФСБ в Воронеже убили троих россиян, подозревая их в работе на Украину. В качестве улик они показали самодельные взрывные устройства, пистолет Макарова, оптические прицелы и рации. Также в кадре видны найденные у убитых дома флаг с логотипом из популярной видеоигры S.T.A.L.K.E.R, флаг Великобритании и тетрадь с надписью «Учёт личного состава группировки “Свобода”» (так называется группировка в компьютерной игре). В эфире воронежских «Вестей» это представили как доказательства их работы на Украину.
Как рассказали изданию Moscow Times знакомые воронежцев, погибшими оказались фанат игры S.T.A.L.K.E.R. и страйкболист Владимир Котовский и геймер под псевдонимом Сталкер Фосген. Имя третьего погибшего не сообщалось.
4 июля 2023 года сотрудники ФСБ застрелили в Тюменской области 38-летнего таксиста Андрея Лохманова. Его имя стало известно только после того, как девушка Лохманова обратилась в редакцию регионального издания «72.ру». По версии ФСБ, Лохманов был «украинским националистом» и пытался подорвать газораспределительный узел. На видео с последствиями задержания силовики показали расстрелянный автомобиль Лохманова. Спецслужба утверждает, что тюменец вступил в перестрелку и «применил взрывчатый боеприпас». При этом жители деревни Кукушек, где убили мужчину, звуков стрельбы в тот день не слышали. Девушка Лохманова рассказывала, что он подрабатывал в магазине спецодежды и, будучи этническим украинцем, хотел уехать воевать за Россию.
Лохманов стоял на учете у тюменских силовиков как «экстремист», свидетельствуют данные утечек из полицейских картотек. В 2014 году его привлекали к ответственности за публикацию видео «Последнее интервью приморских партизан» с призывами к вооруженной борьбе против российских властей, которое суд признал экстремистским.

В августе 2022-го спецслужба отчиталась об убийстве двоих россиян в Волгоградской области, они якобы пытались подорвать газопровод. Изначально силовики заявляли, что мужчины были членами организации «Реструкт» неонациста Максима Тесака Марцинкевича. Они якобы действовали по заданию друга Тесака, российского неонациста Андрея Деда Чуенкова, уехавшего в Украину, и луганского неонациста, ветерана полка «Азов» Юрия Таксиста Ионова. Но Ионов на тот момент уже погиб при обороне Мариуполя.
Спустя полгода ФСБ назвала фамилии убитых — Кейнер и Ушков — и заявила, что теракт на самом деле организовал основатель «Русского добровольческого корпуса» Денис Капустин, а убитые были сторонниками «праворадикальных организаций» «Вайт Рекс» и «Тор Штайнер» (на самом деле таких организаций не существует, это названия популярных среди ультраправых брендов одежды. Бренд White Rex запустил сам Капустин).
Осенью 2022-го в Кабардино-Балкарии силовики убили двоих местных жителей, Аскера Кармокова и Юсупа Кудаева. Их имена стали известны в ходе процесса против Салиха Османова, задержанного тогда же как сообщника погибших. По версии следствия, мужчины обсуждали в мессенджере Viber «свои радикальные исламистские взгляды и негативное отношение» к войне в Украине и якобы планировали совершить диверсию «в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ». Адвокаты Османова указывают, что телефон, на котором обнаружили переписку в Viber, мужчине продал бывший сотрудник местного управления ФСКН, который позже выступил свидетелем по делу.
В ноябре 2023-го ФСБ отчиталась об убийстве в Ингушетии Хизира Ганиева. Его подозревали в пособничестве боевикам «Исламского государства», которых позже также убили. Местное издание «Фортанга» называет Ганиева «волонтером и участником республиканских благотворительных проектов».
Весной 2024-го сотрудники ФСБ застрелили в Карелии 49-летнего фитнес-тренера из Беларуси Николая Алексеева. Его подозревали в том, что он состоял в полку им. Кастуся Калиновского (беларусское формирование внутри ВСУ) и планировал взорвать административное здание в карельском райцентре Олонец с населением около 7,5 тыс. человек.

Алексеев, многодетный отец и участник протестов в Беларуси 2020 года, перебрался с семьей в Олонец к тестю после того, как его с женой на родине начали преследовать по статье об оскорблении Александра Лукашенко. Видео его задержания и убийства снято, как следует из описания телеграм-канала Baza, в заброшенном коровнике в 8 км от Олонца. Рядом с правой рукой убитого, как и во многих других роликах ФСБ, лежит пистолет Макарова.
Также весной 2024-го при задержании ФСБ в Самаре погиб 30-летний антивоенный активист, победитель регионального конкурса «Молодой предприниматель России» и основатель магазина экологичных товаров Андрей Жвакин. ФСБ утверждает, что он был членом «Русского добровольческого корпуса» и якобы планировал взорвать пункт приема гуманитарной помощи, но во время задержания сам подорвался на своей же бомбе. В опубликованном ФСБ видео слышно, как боец спецназа приказывает человеку бросить то, что тот держит в руках, далее раздается взрыв. Самого подозреваемого на кадрах не видно.

В начале марта 2024 года, сразу после предупреждения США о возможных терактах в Москве и за две недели до теракта в «Крокус Сити Холл», сотрудники ФСБ убили в Калужской области граждан Казахстана, 35-летнего сварщика Сабита Аширалиева и 32-летнего предпринимателя Жанибека Таскулаева, якобы подозревавшихся в подготовке теракта в московской синагоге от имени «Вилаят Хорасан» (эта группировка позже возьмет на себя ответственность за теракт в «Крокусе»).
В мае того же года сотрудники ФСБ застрелили в Ленинградской области 48-летнего автомеханика Николая Сурнова. После начала войны он уехал в Литву, но вернулся в марте 2024-го. Силовики утверждают, что Сурнов якобы по заданию ВСУ готовил серию терактов в Подмосковье и Питере. Причем изначально его разыскивали в рамках дела о теракте в «Крокусе».

В реальности убитых при задержании в рамках операций ФСБ с 2022 года может быть больше — мы видим только те случаи, о которых спецслужба сообщает публично. В 2024 году директор ФСБ Александр Бортников единственный раз за время войны отчитался о «нейтрализации бандитов» по итогам года. По его словам, в результате «скоординированных действий силовых структур» были убиты 38 человек. При этом публично в 2024 году ФСБ отчитывалась о «ликвидации» только 28 человек. Вероятно, в названное Бортниковым число входят люди, убитые также сотрудниками МВД, ФСИН и других ведомств.
Например, бойцы спецназа ФСИН при штурме убили пятерых заключенных, захвативших от имени ИГ заложников в СИЗО-1 Ростова-на-Дону 16 июня 2024 года, и застрелили четверых боевиков, захвативших заложников в ИК-19 Волгоградской области 23 августа 2024 года. 27 января 2024 года 37-летний житель Башкортостана Рифат Даутов был задержан полицейскими по делу об участии в массовых протестах в Баймаке и через несколько часов скончался от массивной внутренней кровопотери.
При участии Янины Сорокиной, «Важные истории».