close

22 июля 1968 года

Диссидент Анатолий Марченко написал открытое письмо об угрозе советского вторжения в Чехословакию. Адресовал «Известиям», BBC и другим изданиям:

Я внимательно (насколько это возможно в нашей стране) слежу за событиями в Чехословакии и не могу спокойно... относиться к той реакции, которую вызывают эти события в нашей печати<>
Я думаю, что в ЧССР происходит естественное развитие здорового общества: борьба идей и мнений... попытка воплотить на практике декларированные идеалы социализма <>
Столько у нас говорилось о том, что каждый народ должен сам решать свою судьбу — так почему же судьбу чехов и словаков решают не в Праге, а в Варшаве или Москве?

Марченко было 30. Семь лет он провел в лагерях. В 1958, его, бурового мастера, командированного на Карагандинскую ГРЭС, осудили на два года за драку, в которой не участвовал. Из лагеря бежал. Пытался перейти советско-иранскую границу. Приговорили к шести годам за измену родине.

Марченко,<> Вы понимаете, что, выйдя на волю, вы должны вести себя и думать, как все? Воля — это вам не лагерь, где у каждого свое мнение
(Мои показания)

Книгу «Мои показания», в которой рассказал о советских политлагерях и тюрьмах 60-х, написал в 1967. Книга широко разошлась в самиздате. Стала первым подробным свидетельством о жизни советских политзеков после смерти Сталина.

В 1968 жил во владимирском Александрове и работал грузчиком. В открытом письме сомневался, что советские лидеры видят в «Пражской весне» «заговор империализма». Скорее, испытывают страх перед потерей власти:

Сегодня чехи и словаки спрашивают с Урвалека и с Новотного — а завтра, пожалуй, наш многонациональный народ задаст вопрос самому Брежневу: «А чем вы занимались до… 1953 года?»

Автора беспокоило, что «братские» компартии предлагают использовать против «антисоциалистических» сил в ЧССР все средства, не уточняя, какие именно. 

Вскоре после публикации письма Марченко арестуют «за нарушение паспортного режима». 21 августа приговорят к году заключения. В тот же день советские танки войдут в Прагу.

А Марченко умрет в декабре 1986 в тюремной больнице, во время очередного срока — после долгой голодовки, которую проводил с требованием освободить всех политических заключенных.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *