close

Кенозерский нацпарк в Архангельской области признали объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО

27 июля ЮНЕСКО на 46-й сессии комитета в Нью-Дели внесла «Заповеданное Кенозерье» в список Всемирного культурного наследия. Об этом «НеМоскве» сообщили сотрудники проекта «Земля касается каждого».

В объект ЮНЕСКО «Культурный ландшафт “Заповеданное Кенозерье”» входит вся центральная часть нацпарка: это акватории озер Кенозеро, Лекшмозеро, Порженские озера и прилегающие к ним побережья. Здесь находятся часовни с деревянными «небесами», деревянные и каменные храмы, водяные мельницы и другие культурные и этнографические ценности.

— Статус Всемирного наследия это, несомненно, дополнительная защита, дополнительные возможности и дополнительная ответственность, — рассказала «НеМоскве» медиакоординатор проекта «Земля касается каждого» Юлия Давыдова. 

По словам Юлии, в России этот статус пока работает довольно однобоко: помогает не дать построить курорт, вырубить лес, проложить дорогу в самых ценных с точки зрения биоразнообразия территориях. Он также помогает в устойчивом развитии территории, в привлечении международного финансирования для ее сохранения, для развития экологического туризма.

Если же объекту нанесен ущерб из-за природных катаклизмов или деятельности человека, ЮНЕСКО может перевести территорию в Список наследия, находящегося под угрозой — это не репрессивная мера, а возможность консультативной поддержки международных экспертов для восстановления объекта.

— Конечно, статус Всемирного наследия — это престижно, это привлекает и российских, и зарубежных туристов. При грамотной организации это может быть весомым стимулом для экономического развития региона. Однако нужно соблюдать грань между краткосрочными экономическими выгодами и сохранением уникальных объектов. То, что сейчас происходит и на Байкале, и на Кавказе, и на Камчатке — пример того, как этот баланс нарушается. Туристов пытаются привлечь элитными горнолыжными курортами, пятизвездочными отелями, которые хотят строить на территории Всемирного наследия без учета того, как это строительство скажется на природоохранной ценности этих объектов, — подчеркнула Давыдова.

 

Фото Константина Кокошкина из архивов нацпарка

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *