close

Журналистика под следствием

Преследования журналистов и блогеров в России после начала войны с Украиной  

Обновляемая база «НеМосквы»

Преследования журналистов в современной России — явление хроническое. Скорей всего, вам известно громкое дело бывшего расследователя Meduza Ивана Голунова, которому полицейские подкинули наркотики. Возможно, читали вы и про дело Светланы Прокопьевой, обвиненной в оправдании терроризма. Причиной стала колонка, в которой журналистка «Радио Свобода» рассуждала о причинах поступка анархиста Михаила Жлобицкого, устроившего взрыв в архангельском УФСБ.  После начала войны в Украине преследование журналистов, медиаактивистов и блогеров приобрело массовый характер, в том числе потому что перечень уголовных статей был дополнен статьями о «дискредитации» вооруженных сил РФ и военных «фейках». Последняя статья — 207.3 — применяется наиболее часто. В этой базе мы обобщаем информацию о преследовании журналистов после февраля 2022 года.    

Включенные в базу люди имеют разные траектории в медиа, и «НеМосква» далеко не всегда разделяет их ценности. Однако мы убеждены, что нынешняя российская практика преследования журналистов безусловно нарушает базовый принцип свободы слова, до сих пор закрепленный в 29 статье Конституции РФ. 

Мы формировали эту базу, опираясь на следующие критерии: 1) человек производит и распространяет медиаконтент, 2) находится под уголовным преследованием, 3) оно началось после 24 февраля 2022 года. При этом далеко не всегда применяемая статья формально связана именно с профессиональной или медиаактивистской деятельностью обвиняемого или осужденного, однако мы сочли, что этот фильтр применить к отбору невозможно — просто потому что широко распространена практика применения разных поводов для преследования неудобных и неугодных. 

База

Журналисты размещены в базе в хронологическом порядке (по известной нам дате начала преследования). Для поиска по странице нажмите Ctrl+F. Чтобы узнать подробности, кликайте по карточкам. 

Последнее обновление: 21 мая 2024 года

* Территория оккупирована Россией в 2014–2022 годах и не признается международным сообществом как российская. Мы включили этот случай в базу, так как его фигурант преследуется в соответствии с российским законодательством. 


База составляется «НеМосквой» совместно с медиаинициативой «Четвёртый сектор» и обновляется ежемесячно. Если вы нашли ошибку или хотите дополнить информацию, пожалуйста, напишите телеграм-боту.   

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *