попо

close

29 сентября 1922 года

От Николаевской набережной (нынче — набережная Лейтенанта Шмидта) в Петрограде отчалил пароход «Обербургомистр Хакен». Он держал курс на город Штеттин (нынешнийпольский Щецин). То был первый рейс «философского парохода».

Это стало теперь легендою —

Год далёкий двадцать второй,

Уплывает интеллигенция,

Покидая советский строй

Уезжают бердяевы, лосские,

Бесполезные для страны:

Ни историки, ни философы

Революции не нужны

(Александр Гордницкий)

В изгнание отправились три десятка университетских профессоров и философов из Москвы и других городов Советской России: Николай Бердяев, Иван Ильин, Сергей Трубецкой. Через полмесяца другой пароход «Пруссия» вывез в Штеттин еще полсотни человек. Всего несколькими рейсами по морю и по железной дороге в изгнание было отправлено около 200 представителей интеллигенции.

Провожающих было человек десять, не больше<>На пароход нас не допустили. Мы стояли на набережной<>Проститься не удалось

(художник Юрий Анненков)

Высылку из советского государства инакомыслящих интеллектуалов инициировал Ленин. В марте 1922 он написал статью «О значении воинствующего материализма», в которой выступил против критиков советской власти. В частности, против Питирима Сорокина, который обвинял большевиков в разрушении института семьи. Про журнал «Экономист», где вышла статья Сорокина, Ленин писал:

[Журнал] явный центр белогвардейцев<>Надо поставить дело так, чтобы этих «военных шпионов» излавливать постоянно и систематически и высылать за границу

В мае Ленин предложил заменить смертную казнь для инакомыслящих высылкой. Троцкий назвал это «гуманизмом по-большевистски»:

Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно

Расходы по депортации интеллигенции морем оплатило советское государство. С собой позволило взять минимум вещей и денег — не более 20 долларов на человека, при том, что хождение валюты в стране было запрещено.

Некоторые из попавших в списки уезжать отказались. Для кого-то решение стало фатальным — как для философа Густава Шпета, которого расстреляли в 1937.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *