
Нет лекарств, но вы рожайте
В России — повсеместный дефицит антирезусного иммуноглобулина. Это препарат, который позволяет родить здорового ребенка женщинам с отрицательным резус-фактором
Иваново — Тбилиси — Ростов
У Надежды (имя изменено) из Ростовской области отрицательный резус-фактор, а у ее мужа — положительный. Поэтому, когда девушка забеременела, ей регулярно делали анализ крови на антитела. Антитела не появились, но на 28-й неделе беременности выяснилось, что у ребенка — положительный резус.
В женской консультации Надежде совершенно бесплатно ввели антирезусный иммуноглобулин итальянского производства. И предупредили, что во избежание проблем при следующих беременностях еще одну дозу нужно уколоть после родов. Объяснили, что это тоже бесплатно, в плановом порядке, просто нужно за этим проследить, потому что резус-конфликт развивается именно при второй и последующих беременностях.
Надежда уже ждала родов со дня на день, когда появилась информация о том, что в России дефицит антирезусного иммуноглобулина. Ростовская область в список «дефицитных» регионов не вошла, но когда девушка спросила у своего врача, есть ли в роддоме иммуноглобулин, тот сказал, что «сначала были перебои в поставках, а теперь его вообще нет». Поэтому, если есть возможность, то нужно где-то его доставать.
Женщине накануне родов полагается бездельничать и думать о приятном. Вместо этого Надежда в панике начала поиски препарата. Очень быстро выяснилось, что ни медицинские связи ее мужа-врача, ни аптечные знакомства не помогут: нет поставок. Поиск в интернете через аптечные справочные показал, что иммуноглобулина нет ни в Санкт-Петербурге, ни в Краснодаре, ни в Воронеже — ни в других городах, где есть знакомые, которые могли бы срочно купить и прислать препарат. Не оказалось его и ни в одной из интернет-аптек.
В Москве нашлась единственная ампула итальянского производства ценой 33 тысячи рублей (до исчезновения иммуноглобулина из продажи он стоил порядка 6 тысяч).
— Мы были готовы заплатить эту сумму, но переправить в Ростовскую область получалось только через несколько дней — побоялись не успеть в срок, — говорит Надежда. — А у кого-то просто могло не быть этих денег — что тогда?
Времени не оставалось совсем, и поиски приобрели уже международный масштаб — задействовали друзей, живущих за рубежом. К счастью, иммуноглобулин в конце концов нашелся в одной из тбилисских аптек. В его транспортировке оказались задействованы в общей сложности четыре человека, передававшие заветную ампулу друг другу и доставившие ее в итоге в Ростов.
Стоил препарат в пересчете на российские деньги 6 800 рублей. А знаете, кто производитель? Ивановская областная станция переливания крови. Такой вот иммуноглобулин с интересной судьбой.
— Из всех утюгов только и слышно: «Рожайте! Рожайте больше!» — возмущается Надежда. — А как рожать, если нет необходимого препарата?


Напомним, что антирезусный иммуноглобулин необходим как раз тем женщинам, которые, несмотря на опасность резус-конфликта, решили родить второго, третьего, четвертого ребенка.
А отрицательный резус-фактор встречается достаточно часто: его имеют 15% людей.
Минздрав обеспокоен
«НеМосква» писала о проблемах с антирезусным иммуноглобулином в России. Так, в конце октября — в начале ноября в соцсетях Пензенской области появились обращения женщин, нуждающихся в инъекции «Иммуноглобулина человека антирезус Rho[D]» — таково полное официальное наименование этого препарата.
«Хотелось бы обратиться в Министерство здравоохранения Пензенской области
Почему в городских женских консультациях, роддомах, стационарах, аптеках отсутствует антирезусный иммуноглобулин? Препарат относится к жизненно-важным, и положен всем резус-отрицательным беременным женщинам с 28 недели. Но из-за отсутствия препарата беременные его не получают, подвергая рискам жизнь и здоровье нерожденного малыша. О каком повышении рождаемость может идти речь, когда по полгода в области нет жизненного важного препарата?»
Такую запись оставила 31 октября на странице во ВКонтакте пензенского губернатора Олега Мельниченко пользовательница Лина Баканова.
«К сожалению, сегодня резус-иммунизация не может быть проведена из-за временного отсутствия этого препарата и его аналогов как в государственных медицинских учреждениях Пензенской области, так и на всей территории России. <…> К сожалению, в 2024 году возник дефицит производства антирезусного иммуноглобулина из-за повышенного спроса, — ответило Лине министерство здравоохранения Пензенской области и заверило, что вполне разделяет обеспокоенность женщины.
Откуда на ровном месте возник повышенный спрос — ведомство не объяснило. Что, в Пензенской области стало рождаться больше резус-отрицательных женщин? Или резус-положительные пензячки вдруг начали колоть себе иммуноглобулин из чистой вредности?
В России используются четыре препарата антирезусного иммуноглобулина, три из которых производятся за рубежом — они занимают 95,7% российского рынка. 4,3% приходится на российский препарат от Ивановской областной станции переливания крови. Источник: Коммерсант
Через неделю, после публикации в «Коммерсанте», о проблеме заговорили на федеральном уровне. В новостях написали о нехватке препарата еще в «некоторых регионах», в частности, в Санкт-Петербурге, Ярославской области, Красноярском крае, аннексированном Крыму.
А пензенский минздрав, еще неделю назад сообщавший о «временном отсутствии» антирезусного иммуноглобулина «как в государственных медицинских учреждениях Пензенской области, так и на всей территории России» неожиданно пошел на попятную.
«В Пензенской области опровергли сообщения о нехватке препарата для беременных» — заметка с таким заголовком появилась в ленте ТАСС в один день с публикацией в «Коммерсанте». «В настоящее время запас иммуноглобулина в области есть в пределах месячной потребности, ведется закупка данного препарата по прямым договорам», — цитирует агентство сообщение регионального минздрава, почему-то резко переставшего беспокоиться.
По утверждению пензенского минздрава, «женщины, нуждающиеся в обеспечении иммуноглобулина, находятся на особом контроле у администрации медицинских учреждений для своевременного оказания им адресной помощи». Чтобы проверить, так ли это, «НеМосква» попробовала связаться с Линой Бакановой, но та не ответила на наше сообщение.
Поставщики сообщили о сокращении ввоза антирезусного иммуноглобулина для беременных еще в начале августа 2024 года. Так, в первой половине 2024 года поставки препарата в Россию сократились более чем на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, подсчитали специалисты аналитической компании RNC Pharma. Одна из причин — общемировая — нехватка плазмы крови, из которой производят иммуноглобулин. Вторая — чисто российская: препарат входит в список жизненно важных (ЖНВЛП), поэтому цена на него зафиксирована и поставщики не имеют возможности поднять тариф, поэтому, при возросшей себестоимости производства, они не заинтересованы в поставках в Россию.
Антитела атакуют
Что такое резус-конфликт? И чем он угрожает женщине и ее еще не рожденному ребенку? Об этом «НеМосква» спросила у врачей разных специальностей.
Врач-трансфузиолог высшей категории:
— С пациенткой при резус-конфликте, как правило, ничего страшного не бывает. А вот с ребенком, особенно со вторым и с последующими, могут быть большие неприятности. Дело в том, что резус-положительный признак является доминантным. Поэтому при резус-отрицательной крови у матери и резус-положительной крови у отца, как правило, у ребенка бывает резус-положительная кровь, на которую у матери развиваются антирезусные антитела. Иммуноглобулин вводят именно для того, чтобы убрать развившиеся от первой беременности антирезусные антитела. Если не ввести иммуноглобулин, антирезусные антитела остаются. И как только сформируется кровь ребенка, эти антирезусные антитела будут атаковать резус-положительные эритроциты ребенка. Если же ввести иммуноглобулин, то антирезусных антител у матери не остается.
Как правило, первый ребенок рождается здоровым. Но при беременности вторым и третьим ребенком введение антирезусных антител обязательно для нейтрализации уже образовавшихся антирезусных антител. И даже если женщина не рожала, но делала аборт, то у нее тоже могут быть антирезусные антитела. Что будет с ребенком при атаке этих антител? У него разрушаются эритроциты, повышается уровень билирубина, уже в утробе матери начинается желтуха. Возможно повреждение головного мозга. В этих случаях применяют плазмаферез либо какие-то другие экстракорпоральные методы очистки крови, но они не всегда помогают. Поэтому если резус-отрицательная женщина была беременна, резус-положительным ребенком, для нейтрализации уже образовавшихся антител необходимо вводить антирезусный иммуноглобулин.
Врач акушер-гинеколог:
— Если ребенок получил от отца положительный резус, то резус-отрицательный организм матери воспринимает эту беременность как чужеродное явление. Антитела начинают появляться уже на ранних сроках беременности, поэтому когда у нас становится на учёт женщина с отрицательным резусом, мы каждый месяц контролируем эти резус-антитела. Если они не выявлены, это значит, что с этой беременностью всё нормально. Возможны два варианта: или у ребёнка тоже отрицательная группа крови, как у мамы, или же организм принял эту беременность и всё протекает нормально. Для защиты существующей беременности антирезусный иммуноглобулин вводится с 28-й по 32-ю неделю. А для для профилактики резус-конфликта в будущих беременностях — в течение 72 часов после родов.
История, с которой мы начали этот материал, завершилась хэппи-эндом: Надежда благополучно родила здоровую дочку. В положенный срок она получила инъекцию антирезусного иммуноглобулина, так что если у нее еще появятся дети, резус-конфликт им не грозит.
Сколько детей в ближайшие месяцы родятся больными из-за отсутствия антирезусного иммуноглобулина — мы не знаем. Сколько женщин по той же причине откажутся от второй или третьей беременности — тем более.