1 февраля 1864 года


В Томске умер Федор Кузьмич — старец, живший в Сибири в 19 веке. По одной из легенд — император Александр I, который якобы инсценировал свою смерть в 1825 и ушел скитаться. Вопрос о тождественности старца с императором историками до сих пор не решен однозначно.
Если бы я на исповеди не сказал про себя правды, небо удивилось бы; если же бы я сказал, кто я, удивилась бы земля (слова, приписываемые Федору Кузьмичу)
Первое упоминание о старце относится к 4 сентября 1836 года. На лошади, запряженной в телегу, он ехал через Кленовскую волость Пермской губернии, остановился у кузницы подковать коня и вызвал подозрения — нетипичным для простолюдина поведением.
О странном клиенте кузнец доложил властям. Документов у старца не было. Его задержали как бродягу. 10 сентября судили — назвался 60-летним Федором Козьмичем Козьминым. Фамилию употребил тогда первый и единственный раз. Откуда родом и куда следует, не сказал.
Так как забрить в солдаты не выходило по возрасту, Федору всыпали 20 кнутов и решили сослать в Сибирь. Против приговора не возражал. Но расписаться за себя попросил мещанина Шпынева — сославшись на неграмотность.
Через месяц отправился по этапу в Томскую губернию — в составе 43-й партии ссыльных. Был единственным, кого не заковали в кандалы — по дороге расположил к себе и конвоиров, и заключенных.
Рост 2 аршина и 6 с 3/4 вершков, глаза серые, волосы на голове и в бороде светло-русые с проседью, кругловатый подбородок, на спине — следы от побоев кнутом (описание внешности из материалов Томской экспедиции о ссыльных)
Пять лет прожил при Краснореченском винокуренном заводе. На принудительные работы не отправляли — из-за возраста.
Получив возможность свободного передвижения, странствовал по Мариинскому уезду. Обучал детей грамоте и истории. Денег не брал — только пищу. Снискал славу праведника и чудотворца. Тогда же и родилась легенда о его царственном происхождении.
Так, покойного императора в старце якобы признали люди, долго жившие в Петербурге. Он обладал аристократическими манерами, говорил по-французски. По рассказам местных, упоминал о знакомстве с Суворовым и Кутузовым, хранил лист с вензелем в виде буквы А и короны и вел переписку с бароном Остен-Сакеном и — шифрованную — с императором Николаем I.
В 1850-е келью старца в селе Краснореченском посетил Лев Толстой. Беседовали целый день. В 1905-м писатель начал повесть «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» — она так и останется не законченной и будет опубликована в 1912.
Пускай исторически доказана невозможность соединения личности Александра и Кузьмича, легенда остается во всей своей красоте и истинности (Толстой)
В 1858 старец по приглашению купца Семена Хромова переселился в Томск. В быту был прост — носил холщовую рубаху и шаровары, спал на доске, обтянутой холстом. Был религиозен. На исповеди незадолго до смерти якобы отказался назвать и имя небесного покровителя — «это бог знает», и имена родителей.
Умер, согласно метрическим записям, в возрасте 80 лет. Похоронен в ограде Богородице-Алексеевского монастыря. Хромов объявил, что в вещах старца нашел шифрованные записки — «тайну Федора Кузьмича». Дешифровщики открывали в них разные смыслы — и вину за убийство Павла I, и обиду на Николая I. Великий князь Николай Михайлович, внук Николая I, считал:
Записка есть плод воображения кого-то, кто видел и знал старца
Несмотря на то, что скоропостижная смерть Александра I в Таганроге имела множество документальных подтверждений, вера в легенду живет и поныне. В том числе, и среди некоторых историков. Графологи в 2015 заявили, что почерк старца и императора практически идентичен.
Однако объектом графологической экспертизы были лишь фотокопии записок — оригиналы пропали в 1909. А генетическую экспертизу проводить так и не решились.
В 1936 часовня над могилой старца была разрушена — на ее месте устроили выгребную яму. Раскопки произвели в 1995 — был найден гроб без крышки и человеческие останки без черепа. Часовню над могилой старца восстановили. А мощи в раке поместили в церковь при монастыре.