13 мая 1986 года

В Кремле открылся Пятый съезд кинематографистов, прозванный «революционным»: его делегатов избрали демократическим путем, а с полок сняли сотни фильмов, запрещенных в СССР. «Репетиция» и «режиссерская версия» перестройки.
Фронда в самом сердце коммунистической цитадели (делегат съезда, кинокритик Андрей Плахов)
Несмотря на то, что Горбачев находился у власти уже больше года, творческие люди продолжали жаловаться на «совковую цензуру». В том числе лучшие режиссеры страны.
Пятый съезд кинематографистов пошел не по плану с самого начала: делегатами от региональных отделений были выбраны не только члены номенклатуры, но и независимые режиссеры. «За бортом», несмотря на поддержку Никиты Михалкова, оказался даже популярный Сергей Бондарчук. Среди тех, кто не смог стать делегатами, — ректор ВГИКа, главные редакторы журналов «Искусство кино» и «Советский экран».
С самых первых минут съезд превратился в бунт.
Прежде всего, первым секретарем правления Союза кинематографистов вместо 62-летнего Льва Кулиджанова по кличке «Спящий лев» был избран 52-летний Элем Климов — автор сатирической комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», а также военной драмы «Иди и смотри».
Голосование за новый состав членов правления длилось почти всю ночь.
Члены счетной комиссии, пряча ужас в глазах, бегали к начальству, пытаясь скрыть страшную правду. Но это было невозможно, и вскоре информация поступила в ЦК КПСС. Все чувствовали, что стали участниками судьбоносного события. На следующее утро те, кому удалось поспать, проснулись в другой стране (Андрей Плахов)
Дежурные выступления делегатов «братских киносоюзов» из соцстран, прерывавшие драматический сюжет съезда, напоминали телефонный звонок во время полового акта (венгерский режиссер Ласло Лугоши)
На государственных телеканалах говорили, что съезд стал «подрывом национальной безопасности» и подверг «репрессиям великих режиссеров советского кино». Его назвали «провокацией» распада СССР.
Мы хотим, чтобы народ жил в атмосфере честности, справедливости, гласности.
Мы, кинематографисты, должны делать гражданские фильмы, которые будут затрагивать самые острые, самые глубинные, кардинальные, корневые проблемы жизни нашего общества и всего мира (Элем Климов)
Всем делегатам показали запрещенный фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». И заявили, что на смену развлекательному кино пришло «проблемное».
После съезда Союз кинематографистов «достал с полки» больше 250 кинолент, ставших жертвами цензуры. Среди них фильмы Александра Сокурова, Андрея Тарковского, Ролана Быкова и многих других забытых в СССР режиссеров.
В производство запустили и забракованные ранее сценарии: так, уже в 1987 на экраны вышел фильм «Холодное лето пятьдесят третьего».