close

Призрачный «город-сад»

Выживет ли 100-летний квартал «Красный просвещенец» в Нижнем Новгороде среди массовой высотной застройки

В этих домах хранятся 100-летняя детская коляска и такая же вековая дружба между семьями, здесь помнят, кто в 1920-х годах имел неосторожность посадить клены, которые теперь разрослись до неприличия. Здесь построен, вероятно, первый в городе гараж — для трофейного немецкого автомобиля Ханомаг. Здесь до сих пор сожалеют об уничтоженной три года назад вместе с сараями нарисованной на деревянной стене вороне — работе уличного художника Андрея Оленева. Разрушенные муниципалитетом сараи, возведенные для удобства жильцов еще в 1924 году, стали только началом. Часть квартала «Красный просвещенец» приговорена к сносу и последующей застройке по проекту комплексного развития территорий (КРТ). Под современную застройку «свечками» в третий раз собираются снести не просто уникальные малоквартирные дома с личными садиками — уничтожат часть истории, ауру интеллигенции начала прошлого столетия.

Можно ли спасти нижегородские материальные и нематериальные богатства, выясняла «НеМосква».

Дома

Квартал «Красный просвещенец» — 14 деревянных и 2 кирпичных дома, спроектированные в границах улиц Ашхабадской, Белинского, Генкиной и Тверской. В 1921 году ЦИК СССР разрешил жилищную кооперацию, три года спустя появился первый жилкооператив «Объединение». Позже он стал называться «Красный просвещенец». Дома построили представители советской интеллигенции.

В каждом доме на первом и втором этажах расположены 4 трехкомнатные квартиры, к каждому дому примыкает небольшой сад. Об этом жилом массиве так и говорят: одна из первых советских попыток построить город-сад.

Квартал был возведен по проекту молодого архитектора Бориса Гринева. Он победил во всесоюзном конкурсе архитекторов на создание рабочего поселка в 1925 году.

Первые дома — №№12 и 14 по улице Тверской появились довольно быстро — к 1927 году. Пустырь хотели застроить домами еще в конце 19 века, но не представлялось возможности.

На фото: 1. Квартал в наши дни, 2. Дом №25 по ул. Невзоровых, 1950-е годы, сайт “Красный просвещенец”

Люди

В «Красном просвещенце» жили известные, уважаемые горожане: семья архитекторов Агафоновых (Леонид Агафонов курировал деятельность жилищного кооператива), главный хирург города Горького Давид Завельгельский, актер Леонид Кулагин, главный конструктор завода им. Ленина Борис Увяткин, директор «Домика Каширина» Александр Сигорский и по легенде — даже князь Голицын после революции под чужой фамилией. В каждом доме в маленьком квартале на Невзоровых — доктора наук и профессора.

На фото: Семья Агафоновых (фото muzeiagafonova.ru)

Первыми в дома въехали преподаватели сельскохозяйственного и педагогического институтов (отсюда и «Красный просвещенец»).

Сейчас в квартале живут дальние родственники одного из первых членов кооператива — бухгалтера Михаила Артемьева, лауреат премии Нижнего Новгорода, заслуженный ветеран Нижегородской области, кандидат юридических наук, почетный член общества «Нижегородский краевед» Александр Лушин, врач-психиатр Александр Першин, бывшая соседка Леонида Кулагина Наталья Глебова. Она отыскала детские фотографии актера, а авторы исследовательского проекта о «Красном просвещенце» отправили их Кулагину. И он ответил:

«Я просто обалдел! Это же больше 50 лет назад все было! Ещё раз спасибо! Не ожидал! Надо же: Белинского 37, квартира 2. С ума сойти!!!».

В квартирах двухэтажных домов продолжают жить музейные работники и врачи, инженеры, краеведы и педагоги. Потомки архитектора Агафонова также не покидают родной квартал.

На фото: Давид Завельгельский, Леонид Кулагин (фото из открытых источников), Александр Сигорский (фото с сайта fanariot.medium.com)

Ценность

«Архитектурная ценность квартала — деревянный конструктивизм. Этот архитектурный стиль появился в 1920-е годы, но в нем строились каменные дома. „Красный просвещенец“ — своеобразный мостик между дореволюционной архитектурой и советским конструктивизмом. В те годы деревянные здания уже перестали строить», — объяснила городской исследователь, соавтор исследовательского проекта о квартале, организатор нижегородского экскурсионного проекта «Городские экспедиции» Ира Маслова.

Постройки ценны не количеством украшений на зданиях, не архитектурными формами, а замыслом — уют, удобство, в то же время простор квартир и озеленение участков. Настоящий «город-сад» в отдельно взятом месте.

«Просто представьте: 1928 год, люди ютятся по небольшим комнатам. Появляется возможность построить такой дом — и вот вы уже владелец 50-метровой квартиры с верандой и собственным садом в пять соток!», — отмечает еще одну особенность квартала соавтор проекта Ксения Зобнина.

Современный горожанин, живущий в окружении бесконечных строек, может спросить, что же тут уникального. В 1920-е годы в стране практически ничего не строилось — не до того было. И, если и возникали инициативы создания чего-либо, то — исключительно для рабоче-крестьянского класса, а не для интеллигенции.

На фото: 1. Квартал в наши дни, 2. Расположение домов “Красного просвещенца” (“Репортер-НН”)

Прошлое

По статистике, после революции на одного жителя приходилось 5 кв. метров жилья. Была поставлена задача обеспечить каждого горожанина хотя бы 9 кв. метрами. В этом плане квартиры «Красного просвещенца» в 55 кв. метров на семью, к примеру, из родителей и трех детей, да еще с пятью «сотками» земли считались роскошью.

Строительство шло «со скрипом»: не хватало материалов, приходилось брать у спекулянтов по завышенной стоимости. В 1926 году из-за наводнения пострадали склады стройматериалов. Первые дома все же сдали в 1927‑м.

В местной прессе об этом писали так: «На окраине города, недалеко от заброшенного Петропавловского кладбища жилищно-строительное товарищество «Объединение» закончило постройку двух домов. Это первый шаг. Теперь рядом с заселенными новыми домами заложено еще четыре. Тип домов один: каждое здание рассчитано на четыре квартиры по три комнаты каждая».

В декабре 1928 года введено еще 8 домов. Все они с водопроводами, канализацией, сараями и погребами во дворах. Помимо «личных» для каждой квартиры «соток» была и общая дворовая территория — на ней проводили вечера, играли в футбол, волейбол, зимой заливали каток.

Со временем жилищно-строительные кооперативы начали ругать: якобы они «имеют нездоровый уклон».

«Главный недостаток заключается в том, что кооперативы стараются всеми силами получить как можно больше ссуд, но не заботятся о возможности их возврата, слабо собирают паевые взносы, стремятся больше вовлечь членов, обещая дешевые квартиры вопреки дорогому еще в действительности строительству», — заявили в газете «Нижегородская коммуна».

В 1937 году специальным постановлением Совнаркома СССР все ЖСК были ликвидированы «как проявление буржуазной частной собственности, несовместимой с высоким званием советского гражданина и коммунистической моралью».

«Красный просвещенец» перестал быть кооперативным, его перевели в жилой фонд местных советов депутатов и трудящихся.

В 1960‑е годы в домах прошел первый и единственный капитальный ремонт: печное отопление сменилось на газовое, появились ванные комнаты, на части территории построили детский сад.

На фото: 1. Уборка территории, 1959 год, 2. Общественное пространство, 3. На улице возле “Красного просвещенца” (архив Н.Г. Глебовой)

Настоящее

Вопрос о сносе квартала подняли еще в 1983 году — тогда жители отстояли его. В «нулевые» квартал снова отдали под снос и последующую застройку. При помощи огласки и судов дома снова удалось сохранить.

В 2010 году в квартале прошла процедура межевания — красные линии отрезали не только зеленые дворы, но и почему-то некоторые комнаты в квартирах, сделав землю и часть недвижимости муниципальными.

В 2021 году «Красный просвещенец» объявили пилотной площадкой для программы КРТ — это снос, переселение жильцов в другие квартиры и строительство новых домов. В голосовании жильцов «за» и «против» мнения разделились примерно поровну. Перевес все же оказался на стороне жителей, которые отстаивают квартал от сноса.

На фото: проект застройки “Красного просвещенца (Институт развития агломераций Нижегородской области)

Неизвестность

Чтобы обезопасить свой исторический квартал от сноса, жители попросили включить его в реестр объектов культурного наследия, поскольку он является образцом нетипичной застройки раннего СССР и сохранился почти в первозданном виде. Квартал уже признан выявленным объектом культурного наследия.

Для подтверждения этого статуса региональная Госохрана ОКН заказала историко-культурную экспертизу. Эксперт Анна Малышева не выявила ценности квартала и дала отрицательный ответ. Среди удивительных аргументов приведены, например, такие: здания построены по типовому проекту, часть зеленых насаждений находится в неудовлетворительном состоянии, внутри квартала за без малого 100 лет появились самовольно установленные ограждения.

Жители заказали другую, независимую экспертизу. Специалисты Михаил Мильчик, Ирина Голубева и Елена Зубова сделали заключение: квартал однозначно имеет историко-культурную ценность.

«Сохранившийся до настоящего времени комплекс является подлинным источником информации о социально-экономических направлениях, динамике и приемах градостроительного преобразования Нижнего Новгорода в первой половине XX века. Градостроительная структура комплекса представляет собой ценность с точки зрения истории, архитектуры, градостроительства, эстетики, социальной культуры. Комплекс свидетельствует о преемственном развитии культуры и призван оказывать организующее воздействие на развитие сопредельных кварталов в части масштабов и пропорций, а также стилистических приемов формирования современной урбанистической среды на локальной территории города Нижний Новгород», — среди прочего, отмечено в выводах экспертизы.

Фото: группа «Квартал „Красный просвещенец“» в ВК

Эксперты порекомендовали сохранить «Красный просвещенец» в статусе достопримечательного места. Статус позволяет ремонтировать дома и перестраивать их с сохранением основных параметров.

Региональная Госохрана ОКН не приняла эту экспертизу и организовала еще одну. Согласно ее выводам, здания — типовые, квартал ничем не уникален, «наличие ценной в историко-культурном, художественном, градостроительном, архитектурном и другом плане среды поселения не выявлено». Достопримечательным местом квартал быть тоже не может, согласно выводам той же экспертизы. Ее провели специалисты из Казани: историк-юрист Альберт Саляхов и архитектор Наиля Хафизова.

Исследователи «Красного просвещенца» назвали третью экспертизу «откровенной заказухой» и подчеркнули: «Авторы этой отрицательной экспертизы — Хафизова и Саляхов значительно уступают по компетенциям авторам предыдущей положительной экспертизы — Мильчику, Голубевой и Зубовой. Первые — чиновники с 15-летним опытом, вторые — искусствоведы с 50-летним опытом».

Мнения

Относительно судьбы квартала и своей дальнейшей жизни жители разделились на три группы: за снос квартала и переселение «куда угодно», против сноса — за сохранение квартала в историческом виде, и за переселение на достойных условиях — в жилье в этом же районе, либо достойную компенсацию, на которую можно будет купить квартиру аналогичной площади неподалеку от «Красного просвещенца».

Например, Роман Строганов высказался за полную «зачистку» квартала:

«Я здесь вырос — и всю жизнь жду этого расселения. Ко мне обращались активисты сохранения домов. Спрашивали мое мнение, я обозначил, что да, жду-не дождусь, когда будут расселять. Жить здесь не хочу, и я уверен, многие люди из тех, кто здесь в таких домах живет, выскажутся так же. Моя принципиальная позиция: я за то, чтобы снести все эти деревяшки и построить здесь качественное невысотное жилье, которое гармонично впишется в центр современного города».

Такого же мнения придерживается Светлана Щепанова, жительница дома, стоящего за границей исторического квартала:

«Дома горелые, забитые, половина нежилые. А люди, те, что живут, хотят разъехаться поскорее. Много таких людей. Собирали подписи, 116 человек подписало, но это еще не все, многие просто не живут в этих домах, потому что условия ужасные. Мы их не смогли найти, вот они бы точно подписались за комплексное развитие территории, за снос. Потому что по условиям КРТ мы все получаем жилье, а не жалкие подачки в виде компенсаций, которые сейчас предлагают при расселении. Так что мы за КРТ».

Сторонники КРТ собрали 116 подписей за застройку территории и передали их в министерство градостроительства и проектировщикам.

На фото: 1. Озеленение после новоселья, 1928 год, 2. Сараи, 1950-е годы

Собственница квартиры в «Красном просвещенце» Наталья согласна переехать, но не «к черту на рога»:

«Одни готовы были съехать скорее и куда угодно, другие хотят остаться здесь навечно. Наша семья не относится ни к той, ни к другой категории. Нам и остаться нормально было бы и уехать, но на достойных условиях. В законе прописано, что в таких случаях должно быть улучшение жилищных условий. Конечно, нет желания к черту на рога переезжать. Хотелось бы остаться в центре города. Я всюду отсюда хожу пешком».

Пенсионерка Вероника Михайловна переезжать не согласна:

«Я в этом доме родилась. Живу тут 80 с лишним лет. Родители тоже здесь жили. Тут у нас куры были, коровы, коза. Как все было тогда, так и остается. Даже сады как были, так и есть. А рядом были картофельные поля. Здесь же сейчас последний уголок счастья. Только тут жители, бегущие мимо на работу, могут получить глоток хорошего воздуха. Тут все всегда цветет».

С ней солидарен сосед Александр Андреевич:

«Если нас снесут, и, если Путин нам даже лично попробует помочь что-то сделать, он не сможет. Мы живем в каком месте! Посмотрите! Мы живем в центре города как на даче. У нас летом тут настоящий парк. Лучше этого места уже не будет. Это невозможно. Любое место будет хуже».

Противники сноса — жители 12 домов проголосовали за исключение квартала из программы КРТ. «Красный просвещенец» не будут сносить ради застройки. Пока что.

Последний шанс

Если не установить охранный статус квартала сейчас, в будущем его все равно могут снести, — уверена Ира Маслова. — Пока у нас есть шанс добиться признания квартала объектом культурного наследия. Если сейчас в этом будет отказано, вторая попытка будет невозможна.

Жители отправили более 250 писем о необходимости присвоения «Красному просвещенцу» статуса объекта охраны в управление госохраны ОКН Нижегородской области. Решение еще не принято.

Общественники «Том Сойер Фест» собираются обнести квартал оградой, и уже навели порядок на территории квартала, особенно в садах.

Шесть домов по улице Генкиной, примыкающих к историческому кварталу, все же снесут. На их месте появится столько же 14-этажных домов.

На фото: Леонид Кулагин в детстве (из архива Н.Г. Глебовой), на заглавном фото: члены жилкооператива, новоселье, 1928 год

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *