close

«Победа нацизма должна быть обязательно достигнута» 

Картинки с выставки. В хабаровском университете открылась пропагандистская экспозиция о «нацизме» в Украине. 

10 июня в разгар сессии в Тихоокеанском государственном университете (ТОГУ) открыли выставку «Обыкновенный нацизм». Вывезенные из Украины «артефакты», как называли представленные экспонаты собравшиеся, должны убедить зрителя в необходимости «СВО» и существовании нацизма в Украине. Событие прошло тихо и почти незаметно — многие студенты вообще не знали, что «такое» проходит в вузе. 

Выставка «Обыкновенный нацизм» организована в Музее Победы в Москве и работает с 19 апреля 2023 года. В ней собрано больше 200 экспонатов, привезенных из Донбасса. Часть выставки возят по городам России. Экспозиция работала во Владимире, Махачкале, Ростове-на-Дону, Барнауле, Улан-Удэ — всего больше 20 городов. В Екатеринбурге студенты УрФУ испортили баннеры экспозиций. Организаторы выставки их быстро заменили, а провластные каналы призвали доносить на оппозиционно настроенных студентов. За рубеж экспонаты тоже свозили. В Абхазию.

Пропуск не обязателен

Обычно в ТОГУ просто так не зайти: охранник у турникета на лестнице в главный корпус всегда сурово спрашивает, кто и куда идет. Иногда просит аккредитацию или отправляет звонить кому-то из сотрудников, чтобы встретили. «Обыкновенного нацизма» эти правила не касаются —  на столь важное для жизни университета событие можно проходить свободно. 

Экспозицию выставили в читальном зале факультета социально-гуманитарных наук. Найти нужную аудиторию с первого раза в университете всегда не просто: корпуса соединены лестницами, коридорами, переходами так, в ТОГУ легко заплутать. Спрашиваю у мимо проходящих студентов, где сегодня открывают выставку. Встреченные студенты или отмахиваются, или реагируют недоуменно — они о ней и не слышали. Но аудиторию найти помогают. 

— А что, там какая-то выставка? — удивляется девушка. Бегло объясняю, что привезли в университет. — Первый раз слышу о таком!

Во дворике ТОГУ.

До начала торжественного открытия остается минут десять, в зале не больше десятка человек. Пришли местные чиновники, сотрудники университета, представители Законодательной думы и Общественной палаты. Добровольно-принудительных отрядов студентов не видно, но десятка полтора — пришли.  

Вся выставка — это шесть мини-экспозиций, посвященных разным периодам украинской истории. Вместо фона — распечатанные баннеры с фотографиями и пояснениями. В центре, под ними, выложены различные предметы — от одежды украинских военных до частей снарядов. Их организаторы выставки именуют «артефактами».

Начинается экспозиция со Второй мировой войны — именно оттуда, с создания ОУН УПА, по мнению создателей, идут корни «украинского национализма». В качестве иллюстраций — архивное фото из Ивано-Франковска, где, как утверждается, украинки в вышиванках встречают маршем Гитлера. Гитлера, правда, на фото нет. 

Дальше следуют события после обретения Украиной независимости. Отдельная экспозиция посвящена Майдану. После — все больше о «потере памяти» и о том, как украинцы «переписали» свою историю. По версии организаторов, с 2014 года ВСУ начали использовать мирное население в качестве живого щита, а НАТО поставляло уже не гуманитарные грузы, а летальное оружие. На нескольких распечатанных стендах — цитаты Путина о необходимости «СВО». Отдельно акцентируется большая радость жителей украинских регионов от прихода к ним русского мира. 

Несколько стендов с выставки.

Организаторы подчеркивают, что все «артефакты»  подлинные. Их сбором занималась «специальная межмузейная группа», не без гордости отмечает прибывший на открытие выставки в Хабаровск председатель правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев. Для местных историков эта организация также провела в городе цикл тематических лекций, а осенью этого года анонсирует тематический музейный форум, посвященный украинскому нацизму — говорится, что на нем специалисты смогут обсудить «насущные вопросы и обобщить проделанную работу». 

Основная тема Руслана Гагкуева, судя по его опубликованным сочинениям, революция 1917 года. Он много выступает в СМИ и рассказывает о том, что революция стала «самой большой трагедией в истории нашей страны». В своих выступлениях он также часто говорит, что страны Запада забыли свою историю, а российскую никогда не знали. Россия же для них всегда была конкурентом, а значит у Запада «всегда есть желание каким-то образом нашу страну устранить с мировой арены». 

— Заявок на показ этой выставки много, и мы пришли к тому, что создали три уже экспозиции, их можно будет одновременно показывать в разных городах нашей страны. Члены рабочей группы с самого начала СВО работают в Украине и собирают там тысячи предметов. Всё это аккумулируется на базе музея Сталинградской битвы в Волгограде, — объясняет Гагкуев. — Здесь можно наглядно увидеть, что может принести возрождение нацизма. Никто из нас, наверное, не мог предположить таких ужасающих последствий. Мы видим то зло, с которым сейчас воюют, борются наши солдаты и офицеры.

С этим согласны и другие гости мероприятия — они тоже говорят о необходимости показать экспонаты как можно большему числу людей. 

— Мы видим не просто слова, а артефакты, которые показывают системный геноцид по национальному признаку. Как бы сложно и тяжело не было, нужно об этом говорить, показывать и рассказывать молодежи, — говорит ректор ТОГУ Юрий Марфин.

Юрий Марфин — на ректорском посту сравнительно недавно, с 2022 года. В январе 2024 года встречал в ТОГУ Путина. В соцсетях нового ректора все, как нынче положено университетскому начальнику — посты о послании Путина Совету Федерации, поддержка его планов участвовать в президентских выборах.

Слева — направо: ректор ТОГУ Юрий Марфин, гендиректор Гродековского музея Иван Крюков и председатель правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев.

Другая гостья — Галина Кононенко, член краевой Общественной палаты — рассказала, что молодежи сейчас внушается «историческая неправда». 

— Рады, что к нам приехала такая выставка, оставляет глубочайшее впечатление, сложно вычеркнуть из памяти такие материалы. Такие события — необходимый элемент для каждого гражданина России, — говорит она. — Победа нацизма должна быть в обязательном порядке достигнута!

Видимо от волнения Галина Кононенко в речи явно переступила границы популярной статьи УК 354.1 – той, что о «реабилитации нацизма». Но, если что, у нее есть смягчающие вину обстоятельства. Мероприятие-то важное, патриотическое.

«Артефактами» называет экспонаты и гендиректор Гродековского музея, председатель регионального отделения Российского исторического общества Иван Крюков. Он уверен, что «все эти признаки украинского нацизма и преступлений» нужно документировать и собирать. А из того, что представлено сегодня в ТОГУ, «каждый сделает для себя однозначные выводы». 

Флаг ОБСЕ и приключения Микитки

Убедить гостей выставки в наличии нацизма в Украине призваны разные предметы и фотографии РИА Новости.

На первой тумбе под рассказом о первых «нацистских батальонах» в современной Украине — шлем спецназовца, кепка и шарф футбольного фаната из Одессы, периодический журнал «Громадянське суспiльство» (Гражданское общество). 

Дальше украинский нацизм «доказывают» желто-голубые шевроны, военная форма, футболки цвета хаки с символикой полка «Азов» (организация запрещена в России). На полках — книги украинских исследователей об обороне Луганского аэропорта. Здесь же — издание Дмитрия Корчинского, бывшего кандидата в президенты Украины (он набрал менее 1% голосов) и добровольца на стороне Ичкерии в первой российско-чеченской войне, рядом — книга британско-канадского политолога украинского происхождения Тараса Кузьо. Среди прочих — «Инопланетная рашка» Елизаветы Мельниченко. В 2017 году она была издана и на русском языке, комментаторам в соцсетях больше всего не понравились иллюстрации в ней, в частности, изображение Вована Вовановича Путкина, «пожизненного диктатора, люмпенцаря и повелителя ватной федерации Рашки».

Дальше — «расстрелянный» знак СТОП, весь в мелких дырочках, и пакеты из-под пайка с надписями на английском. Рядом — форма, по словам экскурсовода, наемника НАТО, которая ничем не отличается от выставленной за стеклом формы ВСУ и Нацгвардии. Та, что под стеклом, расписана сослуживцами. Следом ящик из-под оружия, обломки снарядов, вывеска с какого-то лицея (название разобрать сложно) из Луганской области… Бинокль, несколько выпусков комикса « Пригоди (приключения) Микитки» и флаг ОБСЕ. Почему даже этот флаг иллюстрирует нацизм, не ясно — международные наблюдатели этой организации присутствуют практически во всех военных конфликтах (но не на Донбассе — Россия отозвала их еще в начале полноценного вторжения 31 марта 2022 года). В отдельном стеклянном стеллаже собраны крест и разрушенный подсвечник из церкви — как доказательство уничтожения православия в Украине. 

Гостей выставки мало интересуют снаряды, крест, флаги, форма, книги. Большинство, не задерживаясь у предметов, проходит мимо. К экспонатам проявляют внимание в основном фотографы и операторы местных телеканалов. Позже на этих каналах расскажут про экспозицию, посвященную «трагедии мирного населения Донбасса», экспонаты назовут «доказательствами преступлений украинского режима» и «свидетельствами реального положения дел на юго-востоке Украины». 

Студентов  заинтересовали разве что «Пригоди Микитки».

— А тут вообще по-русски что-то будет, в смысле? — тихо возмущается один из учащихся. Позже он представится Вениамином. 

— А это, посмотри! Это русские что ли? — удивленно посмеиваются его сокурсницы. 

— Вообще, полнейшая русофобия! Орки, посмотри, русских назвали орками! — внимательно листает журнал Вениамин. 

Студенты рассматривают комиксы

Более взрослая аудитория разместилась поодаль, возле книг по социологии — тех, что были выставлены здесь, в читальном зале, всегда. Заняли несколько стульев, переговариваются негромко. «Спорить не будем с линией партии и правительства», — тихонько говорит один из посетителей, седой мужчина в очках, своей собеседнице.  

Экскурсия от мариупольской музейщицы

Для тех, кто не смог изучить «артефакты» самостоятельно, после официального открытия состоялась экскурсия, ее провела Наталья Капустникова — бывший директор Мариупольского краеведческого музея. 24 февраля 2022 года она поддержала российское вторжение. В Украине ее считают коллаборантом, обвиняют в том, что помогала российским военным разместиться в здании музея и передала часть его экспонатов России, в том числе — картины Архипа Куинджи и Ивана Айвазовского. Ее имя числится в украинской базе «Миротворец». Как пишет городской мариупольский портал, уже после оккупации города она уезжала в Россию, потом возвращалась в Мариуполь, где убеждала коллег в необходимости организации такой же, как в Хабаровске, выставки. 

Наталья Капустникова ведет экскурсию. 

Во время экскурсии Капустникова рассказывает о возникновении украинского национализма в 20-х годах прошлого века, о том, как националисты уничтожали мирное население во время Второй мировой войны. О том, что их «деятельность была направлена на создание независимого украинского государства», как уверяют Капустникова и российская пропаганда — только террористическими методами. Советская армия их «ликвидировала», но «идеи остались живы» и «Украина снова начала бороться за свою независимость». В качестве доказательства приводится книга второго украинского президента  Леонида Кучмы «Украина не Россия». С момента издания книги страна якобы и начала двигаться под этим лозунгом. 

Дальше следует рассказ о нарушении «конституционных норм» при избрании Виктора Ющенко, начале «переписывания истории» и о том, как националисты в Украине приняли «методы Гитлера». Майдан экскурсовод называет «кровавым госпереворотом», а «Беркут» — последним соединением, которое пыталось «отстоять государственность». В 2023 году за расстрел мирных демонстрантов пятерых беркутовцев приговорили к разным срокам — от пяти лет до пожизненного. 

В 2014 году, продолжает Капустникова, образовался «Азов». О нацистской природе батальона, который одним из первых отправился на объявивший о независимости Донбасс, якобы говорит фотография, размещенная на одном из стендов. На ней запечатлены несколько человек с флагами, на которых — символика «Азова», НАТО и свастика. Впервые кадр опубликовали в соцсетях в 2015 году, с тех пор его активно использует российская пропаганда. Исследователи спорят о подлинности изображения. Сторонники того, что кадр фейковый, указывают на следы редактирования, свидетельствующие о том, что свастика на фото была добавлена.

Затем Капустина начинает сама себе противоречить. Она утверждает, что когда против «мирного населения Донбасса» направили регулярные войска — это было  гражданской войной. Объяснять, почему российские войска пришли в Украину и ввязались в гражданскую войну, и для чего позже начали «денацификацию и демилитаризацию» во внутреннем конфликте другого государства — она не стала.  

Это фото многие исследователи считают фейковым. 

Дальше экскурсовод продолжает — про уничтожение мужского населения, подорванную экономику… На мгновенье забываешься, кажется, что она вдруг начала говорить о России. Но нет, все об Украине.  

— Сейчас вы, наверное, явно в новостях видите, как буквально хватают на улицах и затаскивают в транспорт людей для того, чтобы буквально вышвырнуть на фронт, где срок жизни такого бойца составляет несколько часов. Что такое уничтожение мужского населения? А это демография, а это экономика. То есть это полный провал по экономическими показателями. Это, скорее всего, крест на том, что Украина возродится экономически. Это уничтожение нормального здравомыслящего населения, это борьба с оппозицией, это перековка взглядов на изменения и переписывание истории, — набрасывает вольный ассоциативный ряд экскурсовод. 

Экскурсовод говорит, что ничего на выставке не было сделано для приукрашивания картинки. Но вот детские ботинки к городскому гербу зачем-то добавили. 

Обобщает свой рассказ мариупольская музейщица тем, что украинская армия уничтожает храмы, использует мирное население как живой щит и разрушила Мариупольский драмтеатр, в котором погибли, по ее оценкам, 1500 человек. Продолжает рассказ Капустникова словами о том, Киев по-прежнему получает оружие от стран НАТО. Донбасс, Харьковщина и Запорожье превратились в руины. Что это, как не доказательства существования нацизма в Украине? 

Слушатели на экскурсии

«Завтра же после пар пойду!» 

К концу экскурсии студенты уже разбежались, остались только сотрудники Гродековского музея и вуза. Только один студент дослушал рассказ до конца — тот самый Вениамин, что нашел русофобию в комиксе. Он подтянут и торжественно одет: белый верх, черный низ. Говорит, что пришел сам, из интереса, о выставке узнал из чатов. 

— Мне эта тема интересна, в новостях только про это смотрю. Есть знакомые, кто участвует, кто на фронте. Иногда они в отпуск приезжают, мы разговариваем. Все у них там есть, даже и помощи не просят. Я и сам два поколения назад был из Украины, но сейчас себя только русским считаю. Так что все это нужно показывать, чтобы народ видел, что там и зачем парни делают.

— А чем вам комиксы не понравились? 

— Ну посмотрите, русский боевик — это орк, максимально демонизированы россияне. ВСУ же наоборот — максимально добрые. И вообще, что это такое, детям убийства показывать. 

С ним согласен и Евгений, сотрудник Гродековского музея. Он уже вышел из читального зала и ждет кого-то на выходе. Евгений считает, что после окончания «СВО» появится больше исторических источников, но начинать сохранение исторической памяти важно уже в наши дни. Сейчас сотрудники Гродековского помогают ведомственным музеям в организации подобных выставок. 

— Мы ведем электронные каталоги, где отражены наши хабаровчане, к сожалению, погибшие, с орденами Мужества. Списки размещены и на сайте музея, — поделился достижениями Евгений. 

— Наверное, у нас не как в Москве будет, не так мощно, — с сожалением рассказывает один из посетителей выставки уже в курилке. — Да и не знаю, стоило ли снаряды везти. Но вообще, ребят, завтра надо после пар сходить, посмотреть. Это надо показывать! 

— Показывать надо погибших мирных жителей и разрушенные дома, — как будто сам себе, под нос, грустно замечает его товарищ. Но подробнее говорить о своих взглядах с журналистом не хочет. 

«Про нас, филологов, забывают, и хорошо» 

Мы спросили десятерых студентов вуза, о выставке не знал никто. Как рассказала студентка филфака Ксения (имя изменено), впервые об экспозиции она услышала от журналиста «НеМосквы». Филологический факультет располагается в здании бывшего Дальневосточного государственного университета в центре города и отделен от основного корпуса ТОГУ, который размещен в Северном районе. Выставка открылась именно в Северном, хотя сказать, что ее  отселили на отшиб нельзя — все-таки главный корпус.   

— Знаете, у  них же там и ректор, и все руководство, и Путин туда к ним приезжал, и центр по противодействию экстремизму у них там открыли какой-то… Мы с «северным» вообще особенно не контактируем. Про нас, филологов, часто забывают, если честно, но и хорошо, что мы такие отщепенцы. У нас и преподаватели есть либеральные, которые только просят их не сдавать, когда они высказываются как-то опасно. В моем окружении тоже нет тех, кто неадекватно относится к происходящему в стране. Хотя, может это у меня такая среда, не знаю. 

— Не было разнарядки на посещение выставки? 

— Нет, у нас сессия, экзамены, вообще не до выставок. Был как-то вечер Z-поэзии. Нас сняли с пар, говорят — будет вот такой вечер. Но больше половины на него просто не пошли. Мои одногруппницы сказали старосте, что они к Z-поэзии не имеют никакого отношения, да и поэзией это назвать сложно, искусство не служит таким вещам». Знаю, что кому-то поставили условие — или ты стих прочитаешь, или будешь не аттестован. По-моему, четвертые курсы пошли позориться… Там, в «северном», может, и правда мрак. Я про эту выставку вообще не знала, теперь в ужасе, хорошо, что не в нашем здании хотя бы и мы пока обходимся без таких «повесточных» массовых мероприятий. Мне кажется, что в принципе проводить такие пропагандистские мероприятия в университете — стыдно. 

Работа выставки продлится до 14 июля 2024 года, после отправится в Казань. Весь этот масштабный проект Российского исторического общества поддержал Фонд президентских грантов. В 2022 году на него было выделено 5 517 080 рублей, а софинансирование составило еще 3 956 680 рублей. Во втором спецконкурсе Фонда культурных инициатив в 2022 году выставочный проект получил еще 10 000 000 рублей и указывал в заявке софинансирование в 4 204 645 рублей. Итого  на создание ушло больше 15 млн рублей.

Организаторы выставки сетуют, что у россиян наблюдается «небольшое снижение заинтересованности граждан в оперативном информировании о ходе СВО». И этот проект о «приходе нацистов к власти в Украине» должен  необходимый государству градус заинтересованности поддерживать. Правда, с уральскими студентами, портившими баннеры, судя по всему, не очень получилось. Проникнутся ли хабаровские? 

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *