9 октября 1888 года


В Москве, в семье учителей, родился Николай Бухарин. Революционер, сподвижник Ленина, теоретик марксизма. Критик коллективизации.
У нас могут быть только две партии: одна в Кремле, другая в тюрьме
Пришел в РСДРП студентом — в 1906. После 4 арестов бежал за границу — прямо из ссылки. Там был арестован во время Первой мировой войны трижды в разных странах. Познакомился с Лениным и Троцким.
В 1917 вернулся в Россию, редактировал газету «Правда» и фактически был главным идеологом партии. Свободно владел французским, английским и немецким. Был эрудированным и легким в общении, его называли «Коля-балаболка».
Поддерживал террор как метод классовой борьбы. В 1919 сам стал жертвой теракта и был ранен при взрыве бомбы.
После смерти Ленина близко сошелся со Сталиным, которого называл на «ты». Помог Сталину в борьбе с политическими противниками: Троцким, Каменевым, Зиновьевым. Нарисовал уникальные шаржи — единственные портреты вождя с натуры, а не по фотографии.
Мы с тобой, Бухарчик, — Гималаи, а все остальные — маленькие пятна
(Сталин)
В 1928 выступил против ускоренной коллективизации. Призывал не уничтожать кулаков, а уравнять их с другими жителями деревни. Все другие подходы (и сталинский) назвал «авантюристическими», а самого вождя — «мелким восточным деспотом».
В 1929 был выведен из состава Политбюро ЦК. Редактировал «Известия». Дружил с Горьким, Мандельштамом и Пастернаком, но вместе с партией критиковал Есенина. Был одним из авторов Конституции СССР 1936 г.
В 1937 стал одним из главных обвиняемых на процессе по делу «Антисоветского правотроцкистского блока».
Так называемые органы НКВД — это переродившаяся организация безыдейных, разложившихся, хорошо обеспеченных чиновников, которые в угоду болезненной подозрительности Сталина, в погоне за орденами и славой творят свои гнусные дела, кстати, не понимая, что одновременно уничтожают самих себя — история не терпит свидетелей грязных дел!
Расстрелян в 1938.
Признаю себя виновным в измене социалистической родине. В организации кулацких восстаний, в подготовке террористических актов. Чудовищность моих преступлений безмерна
(из последнего слова)
В письме к Сталину все обвинения, предъявленные ему, отрицал и просил дать ему возможность покончить с собой. Реабилитирован через 50 лет.